Пуританское движение. Кто такие пуритане? Смотреть что такое "пуритане" в других словарях

Пуритане (purus (лат). - чистый, истинный) - протестанты, считавшие себя настоящими церковными реформаторами, добивавшиеся очищения англиканской церкви от пороков католицизма.

В середине XVI века в Европе началось движение за реформу католической Церкви. Оно в целом называлось протестантизмом, а его приверженцы - протестантами. Английские протестанты создали так называемую англиканскую церковь, компромиссную между учением Лютера и Кальвина и католичеством. Однако в том же XVI веке англиканская церковь в распалась на три ветви.

Одной из них были пресвитериане, которые признавали право власти на определенное вмешательство в дела церкви.

Другой - конгрегационалисты, считавшие, что в каждой общине должна быть независимая от государства религиозная жизнь, но признававшие роль архиепископа, епископов и теологического подчинения руководству церкви.

Третьими были религиозные революционеры, сторонники полного очищения христианской практики от любых католических элементов, включая «руководящую и направляющую» роль церковной номенклатуры – в Англии их называли «сепаратистами», но в истории они более известны под именем «пуритане»

Идеология пуритан

  • Отрицание любого официального церковного и государственного вмешательства в частную и в общинную религиозную жизнь
  • Вера в Спасение личной верой
  • Условие абсолютной моральной чистоты - возможность Спасения в этой жизни
  • Смысл жизни человека - в обретении личного счастья
  • Семья - центр общинной и личной жизни
  • Для персонального общения с Богом, точнее с его Словом - всеобщая грамотность, в том числе - женщин и девочек
  • Относительное равенство в семье мужчины и женщины
  • Уважение ко всем формам религиозности

Важным была «не столько истинность религии, которую исповедуют граждане, сколько сам факт исповедания какой-либо религии»

Протестантов, а пуритан в особенности, отличала внешняя строгость в одежде, чопорность поведения, благочестие, подчеркнутое отрицательное отношение к проявлениям любой роскоши в быту и церкви, педантизм, абсолютная честность в делах, трудолюбие, упорство в достижении целей. Именно эти качества требовались в эпоху зарождения капиталистических отношений в обществе. Потому как раз страны, где протестантство победило католицизм (Германия, Нидерланды, Англия) до сих пор являются лидерами мирового сообщества

Пуритане же составили основное население Новой Англии - штатов Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд, Вермонт, территории на северо-востоке нынешних США - колыбели Американской революции и государства.

Французский политический деятель Алексис-Шарль-Анри Клерель де Токвиль, сравнивая пуритан и католиков, писал: «Протестантство [пуританство] направляет людей не к равенству, а к независимости»

Вальтер Скотт «Пуритане»

Считаются первым великим историческим романом писателя. Действие разворачивается в Шотландии в конце ХVII века. Создал он их в 1816 году. Повествование ведется от имени школьного учителя Питера Петтиссона, пересказывающего услышанное от владельца гостиницы «Уоллес» в Гэндерклю. После смерти Петтисона другой вымышленный персонаж учитель и церковный псаломщик Джедадия Клейшботэм, будто бы издал сочинения покойного, чтобы покрыть издержки на его похороны. Свою же подпись Скотт под романом не поставил, что, впречем, никого не в ввело в сомнение, что автор именно он. Серия романов, в которую вошли кроме «Пуритан» «Уэверли», «Гай Мэннеринг» и «Антикварий» так и называется «Рассказы трактирщика».

Винченцо Беллини «Пуритане» (опера)

Создана композитором в 1834 году. Состоит из трёх актов. Премьера состоялась, как указывает Википедия, 25 января 1835 года в Париже. Никакого отношения к роману Вальтера Скотта не имеет. В основе либретто - любовная история на фоне гражданского противостояния в Англии времен Оливера Кромвеля.
Всего Беллини написал одиннадцать опер. «Пуритане» стали последней. В том же 1835 году композитор умер.

Пуритане (пуританизм) возникли как третья ветвь после распада Англиканской церкви в шестнадцатом веке. Они ратовали за полное освобождение веры от любых элементов католической церкви. Это желание касалось всех направлений, включая и роль церкви в управлении государством. Пуритане – википедия содержит максимально подробную информацию становления течения – жителями Англии назывались «сепаратистами». Вероисповедание привлекало многих творческих личностей. «Пуритане» – опера известного композитора Винченцо Беллини, написанная им в 1834 году. Первые зрители смогли оценить любовную историю, длиной в три акта, в январе 1835 года. Это последняя опера Беллини, поскольку умер композитор в год ее премьеры. Не исключением (в плане интереса) пуританство стало и для писателей, в частности, Вальтер Скотт – «Пуритане» стал его первым крупным историческим романом. Действия развиваются на территории Шотландии. Авторской подписи под изданным сочинением Скотт не поставил, но уникальный стиль повествования не позволил никому усомниться в его авторстве. Вообще типичный пуританин (сканворд часто задает такие вопросы) определяется как человек, придерживающийся аскетичного образа жизни. Установить связь с Богом!

Краткая история становления пуританства

В годы властвования королевы Марии I, вошедшей в историю под именем Кровавая, протестанты массово покидали земли Англии и переезжали на территории континентальной Европы. Именно в этот период в протестантизме появляются кальвинистические нотки.

После возвращение на родину (при Елизавете I) последователи пуританства настаивают на углублении Реформации. Придерживающиеся идей кальвинизма, они требовали замены епископата пресвитерами (выборная должность), мессу должны были заменить проповеди, многие существующие обряды должны были быть упразднены полностью либо значительно упрощены. И что очень важно, храмы должны были лишиться своей роскоши.

Движение пуритан, хотя и выступало как оппозиция королевской власти, но не было единым. Английские пуритане, отделившиеся от церкви и возглавляемые выбранными пресвитерами, получили название пресвитериане.

Но многие английские пуритане не считали пресвитерианство достаточно аскетичным и пошли в своем радикализме еще дальше. Последователи крайнего пуританства – конгрегационалисты (индепенденты) – полностью отвергли догмы пресвитерианства и провозгласили свои конгрегации (отдельные общины) полностью самостоятельными единицами, способными выбирать как способ внутреннего управления, так и вероисповедание. За пределами общины для ее последователей не существовали ни авторитетов, ни какой-либо власти.

В период правления Елизаветы Тюдор пуритане оставались всего лишь религиозным течением, но после того, как на трон взошли Стюарты, все изменилось: религиозная оппозиция соединилась с политической. Все внутренние идеи были перенесены в политику.

Последовавшие за этим гонения вынудили пуритан перебраться на колонизированные земли Северной Америки. Постепенно англиканский кальвинизм (пуританизм) распался на сектантские направления, затем затих и полностью утратил свое политическое влияние. Но при этом именно пуританизм заложил основы американской морали, этики и культуры поведения.

Пуритане: основные черты религии пуританизм

Вероисповедание имеет несколько отличительных черт, разительно выделяющих адептов веры на фоне иных религиозных течений:
особый подход к нравственному воспитанию. Самый волнующий вопрос – что есть хорошо и что есть плохо. Жизнь – борьба между дьяволом (зло) и богом (добро). Черное – всегда только черное, а белое – белое. Никакие контрастности и нейтралитет совершенно неприемлемы;
преемственность реформирования. Жизнь пуритан – поиск возможностей ее обновления и определенного улучшения;
принятие Библии как единственного непререкаемого авторитета;
вера в Божье спасение как дарованную милость. Поступки, совершаемые человеком в течение жизни, никакого влияния не оказывают;
простота и строгость. Касается это как внутреннего церковного убранства, так и богослужений. Органное сопровождение проповеди запрещено.

Пуритане: быт

В бытовом плане жизнь пуритан также следовала определенным ценностям:
семья строилась на четком иерархическом подчинении;
религиозность. Чтение Библии всей семьей было обязательным ежедневным действием. Касалось это и молитв;
особое внимание уделялось обучению детей, в том числе и девочек;
в общине были обязательными собрания. Проводились мероприятия среди недели. При этом вся семья каждое воскресенье должна была посещать церковное богослужение. Какие-либо праздничные действа в этот день были запрещены;
последователи религии верили в то, что тяжелый труд – это добродетель.

Типичный пуританин обладал определенными чертами:
строгость одежды и поведения;
высокая религиозность;
подчеркнуто негативное отношение к любой роскоши, касается и бытового плана, и церкви;
педантизм во всем;
совершенная честность;
умение трудиться с полной отдачей;
непременное достижение поставленной задачи

Пуританин – значение слова

Кто такой пуританин – значение слова двойственно. В первом (историческом) варианте оно толкуется как человек, последователь пуританизма – религиозного течения, возникшего в Англии в шестнадцатом веке, цель которого заключалась в очищении англиканской церкви от католических черт.

Второе значение (переносное) – человек, придерживающийся очень строгих жизненных правил.

Пуританский образ жизни или натуризм для пуритан

Постепенно пуританское благочестие приобрело показные черты. Цензура безжалостно вырезала из произведений классиков и даже медицинских журналов любые сведения, которые могли бы задевать моральные чувства адептов. Подливали масла в огонь и медики, выражавшие явно негативное отношение к сексуальным потребностям человека. В частности, бытовало мнение, что сексуальное возбуждение и самоудовлетворение грозило человек смертельными болезнями.

Именно пуританская культура стала «крайней точкой» христианского взгляда на тело человека и сексуальные отношения. Именно поэтому натуризм для пуритан совершенно неприемлем, как и любая демонстрация обнаженного человеческого тела.

В повседневной жизни пуританами принято называть тех, кто придерживается строгих нравов и аскетизма, проявляет бережливость и трудолюбие. Все это на самом деле было свойственно английским протестантам, которые отличались храбростью, упорством, религиозным фанатизмом и экономической расчетливостью. Видя, как Европа и Англия, по их мнению, все больше развращается и утопает в грехе, пуритане приняли решение уехать в Новый Свет и основать там поселение с реформированной церковью и своими традициями.

Немилость короля

Пуританизм хоть и возник в XVI веке, но влиятельной религиозной и политической силой он стал в период Английской буржуазной революции. Генрих VIII инициировал в Англии Реформацию, чтобы порвать с папой и Ватиканом и укрепить королевскую власть.

Для этого была создана англиканская церковь, которая подчинялась непосредственно королю и должна была объединить всю нацию. Но именно из-за попытки угодить всем, английская Реформация оставалась незавершенной.

Хоть монастырское имущество и было секуляризовано, но белое духовенство сохраняло за собой обширные земельные участки, в храмах сохранилось дорогое католическое убранство, а с населения по-прежнему взималась десятина. Недовольные этим буржуазия и новое дворянство требовали довести Реформацию до конца и объединились в борьбе под знаменем пуританизма.

Свое название «пуритане» получили за стремление «очистить» англиканскую церковь, также они провозгласили себя «избранными» и истинными церковными реформаторами. Особенно радикальные настроения пуритан обострились в годы правления Стюартов - королей Якова I и его сына Карла I. Оба монарха проявляли прокатолические симпатии и вступали в конфликт с действующими парламентами. Каждый из них распустил по три парламента.

Суть противостояния сводилась к двум причинам: король, дабы пополнить казну, котел получить право без санкции парламента вводить новые налоги, и явная любовь короля к католицизму привела к преследованию пуритан.

Парламент к тому же, состоящий преимущественно из пуритан, пытался всячески пресечь попытки Карла I заморозить реформы в англиканской церкви. Пуритан стали всячески притеснять: священников выгоняли из церквей, их книги сжигали. Видя, что Европа и родная Англия все больше погружается во тьму греха и разврата, пуритане решили действовать.

«Мэйфлауэрское соглашение». Жан Ферри, 1899

Живи там хорошо…

Подвергаясь преследованиям со стороны властей, часть пуритан решила перебраться в Голландию, где к их взглядам относились терпимо. К 1617 году там они образовали общину, численность которой возросла до 300 членов. Но многие не могли найти работу в Голландии, а также привыкнуть к культурным различиям, и возвращались в Англию.

Общине грозила ассимиляция, а пуритане хотели сохранить свои строгие традиции. Тогда они решили перебраться в Новый Свет и там, на еще неосвоенных территориях, воспитывать своих детей в чистоте и проповедовать учение Господа.

Выбор пал на недавно основанную (1607) колонию Вирджинию, пуритане надеялись, что ее жители помогут им защититься от враждебных племен. Пуритане подумали, что достаточно большая территория колонии позволит им удалиться от прежних поселений и развиваться самостоятельно. В 1620 году они получили от «Вирджиния Компани» право на землю в Новом Свете в обмен на отработку.

На корабле «Спидвел» пуритане отправились из Голландии в Англию. Компания оплатила переезд. По пути к ним присоединилась другая группа переселенцев на корабле «Мэйфлауэр». Оба судна направились в Плимут, но «Спидвел» оказался непригодным для длительных путешествий, и все пассажиры перебрались на второй корабль. Так 16 сентября 1620 года со 102 людьми на борту «Мэйфлауэр» вышел в море.

Первый День Благодарения

Помощь пришла, откуда не ждали

Во время тяжелого двухмесячного плавания на корабле погибли два человека, а само судно отклонилось далеко на север. 21 ноября переселенцы бросили якорь у мыса Код (штат Массачусетс). Из-за отклонения от курса колонисты оказались далеко от того участка, которой должны были отработать. В связи с этим, было решено считать договор с «Вирджиния Компани» утратившим силу.

В этот же день главы 41 семьи переселенцев подписали «Мэйфлауэрское соглашение» по которому они обязались основать колонию и подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими общему благу колонии».

С 25 ноября отцы-пилигримы (как принято называть первых поселенцев) постепенно стали высаживаться на берег и обследовать новые территории. Они подверглись нападению индейцев, но благодаря огнестрельному оружию сумели от них отбиться. В Рождество 25 декабря началось строительство Дома собраний, что положило начало поселению Нью-Плимут.

Первая зима была суровой, жить приходилось на корабле, многие не пережили ее. Помощь пришла, откуда не ждали. Индеец Тискуантум, которого переселенцы прозвали Скванто, немного понимал речь колонистов и научил их выращивать тыкву и маис, показал, где водится дичь и ловится рыба. Благодаря этим знаниям переселенцы смогли выжить в новом неизведанном краю.

На следующий год отцы-пилигримы собрали богатый урожай и смогли обеспечить себя продовольствием на следующую зиму. Они восприняли это как подарок небес. Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд решил провести этот день в благодарности богу и пригласил на праздник вождя и еще 90 индейцев из племени Скванто.

Трапеза, которую поселенцы и индейцы разделили в тот день, стала первым празднованием Дня Благодарения. Позже, этот обычай распространился и на другие колонии в Америке, а в 1789 году первый президент США Джордж Вашингтон объявил 26 ноября общенациональным Днем Благодарения. И по сей день миллионы жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов.

С зарождением в недрах феодального общества нового, капиталистического способа производства возникает и буржуазная идеология, вступающая в борьбу со средневековой идеологией.

Однако, будучи одной из первых буржуазных революций, Английская революция облекла эту новую идеологию в религиозную форму, которую она унаследовала от массовых социальных движений средневековья.

По выражению Ф. Энгельса, в средние века «чувства масс вскормлены были исключительно религиозной пищей; поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо было собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде». И действительно, идеологи английской буржуазии провозглашали лозунги своего класса под личиной новой, «истинной» религии, по существу освящающей и санкционирующей новый, буржуазный порядок.

Английская королевская реформация церкви, окончательно закрепленная при Елизавете в «39 статьях» англиканского вероисповедания, была реформацией половинчатой, незавершенной. Реформированная англиканская церковь избавилась от верховенства папы, но подчинилась королю. Были закрыты монастыри и произведена секуляризация монастырского имущества, но сохранилось в неприкосновенности землевладение епископов и церковных учреждений.

Оставалась и средневековая, чрезвычайно обременительная для крестьянства церковная десятина, сохранялся епископат, дворянский по своему социальному составу и общественному положению.

Англиканская церковь превратилась в послушную служанку короны. Духовные лица, назначаемые королем или с его одобрения, становились фактически его чиновниками. С церковной кафедры оглашались королевские указы, с нее же обрушивались угрозы и проклятия на головы ослушников королевской воли.

Приходские священники осуществляли строгий надзор за каждым шагом верующего, епископские суды и прежде всего верховное церковное судилище-Высокая комиссия-жестоко расправлялись с людьми по малейшему подозрению в уклонении от официальных догматов государственной церкви. Епископы, сохранившие за собой власть в англиканской церкви, стали оплотом абсолютизма.

Результатом столь полного слияния церкви и государства явилось то, что ненависть народа к абсолютизму распространилась и на англиканскую церковь. Политическая оппозиция проявлялась в виде церковного раскола - диссентерстеа. Еще в последние годы царствования Елизаветы буржуазная оппозиция абсолютизму внешне проявилась в религиозном течении, требовавшем завершения реформации английской церкви, т. е. очищения ее от всего, что даже внешне напоминало католический культ, отсюда и название этого течения- пуританизм.

На первый взгляд требования пуритан были весьма далеки от политики, от того, чтобы угрожать непосредственно власти короля. Но в том-то и заключается одна из важнейших особенностей Английской революции, что идеологическая подготовка ее, «просвещение» народных масс - армии будущей революции - велось не в форме рационально изложенных политических и морально-философских учений, а в форме противопоставления одной религиозной доктрины другой, одних церковных обрядов другим, новых организационных принципов церкви старым.

Характер этих доктрин, обрядов и принципов полностью определялся требованиями рождающегося общества. Нельзя было сокрушить абсолютизм, не сокрушив его идеологическую опору- англиканскую церковь, не опорочив в глазах народных масс старую веру, освящавшую старый порядок, но в равной мере нельзя было поднять народ на борьбу за торжество буржуазных отношений, не обосновав их «святость» именем «истинной» веры.

Революционная идеология, чтобы стать идеологией народной, должна была быть выражена в традиционных образах и представлениях. Для выработки такой идеологии английская буржуазия воспользовалась религиозным учением женевского реформатора Жана Кальвина, которое проникло в Шотландию и Англию в середине XVI в. Английские пуритане являлись по существу кальвинистами.

Пуритане требовали удаления из церкви всяких украшений, образов, алтаря, покровов и цветных стекол; они были против органной музыки; вместо молитв по богослужебным книгам они требовали введения свободной устной проповеди и молитв-импровизаций; в пении гимнов должны были участвовать все присутствующие на богослужении.

Пуритане настаивали на устранении обрядов, которые сохранялись еще в англиканской церкви от католицизма (осенение крестом при молитве, коленопреклонение и т. д.). Не желая принимать участие в официальном «идолопоклонстве», т. е. в культе государственной, англиканской церкви, многие ауритане стали отправлять богослужение в частных домах, в такой форме, которая, по их выражению, «наименее затемняла бы свет их совести».

Пуритане в Англии, как и остальные протестанты на континенте Европы, требовали прежде всего «упрощения» и, следовательно, удешевления церкви. Самый быт пуритан вполне соответствовал условиям эпохи первоначального накопления. Стяжательство я скупость являлись их основными «добродетелями».

Накопление ради накопления стало их девизом. Торгово-промышленную деятельность пуритане-кальвинисты рассматривали как божественное «призвание», а самое обогащение - как признак особой «избранности» и видимое проявление божьей милости. Требуя преобразования церкви, пуритане в действительности домогались установления новых общественных порядков. Радикализм пуритан в делах церковных был лишь отражением их радикализма в делах политики.

Однако среди пуритан еще в конце XVI в. существовали разные течения. Наиболее умеренные из пуритан, так называемые пресвитериане, выдвигали требование очищения англиканской церкви от пережитков католицизма, но не порывали с ней организационно.

Пресвитериане требовали уничтожения епископата и замены епископов синодами (собраниями) пресвитеров, избранных самими верующими. Требуя известной демократизации церкви, они ограничивали рамки внутрицерковной демократии лишь состоятельной верхушкой верующих.

Пресвитер (от греческого)-старейшина. В раннехристианской церкви так назывались руководители местных христианских общин.

Левое крыло пуритан составляли сепаратисты, полностью осуждавшие англиканскую церковь. Впоследствии сторонники этого направления стали называться
кндепендентами. Их название происходит от требования полной независимости (independence) и самоуправления для каждой, даже самой маленькой, общины верующих.

Индепенденты отвергали не только епископов, но и власть пресвитерианских синодов, считая самих пресвитеров «новыми тиранами». Называя себя «святыми», «орудием неба», «стрелой в колчане бога», индспенденты не признавали над собой никакой власти в делах совести, кроме «власти бога», и не считали себя связанными какими-либо людскими предписаниями, если они противоречили «откровениям истины».

Свою церковь они строили в виде конфедерации независимых друг от друга автономных общин верующих. Каждая община управлялась по воле большинства.

На почве пуританства возникли политические и конституционные теории, широко распространившиеся в оппозиционных кругах английской буржуазии и дворянства.

Важнейшим элементом этих теорий было учение об «общественном договоре». Его сторонники считали, что королевская власть установлена не богом, а людьми.

Ради своего блага народ учреждает в стране высшую власть, которую вручает королю. Однако права короны не становятся при этом безусловными, наоборот, корона С самого начала ограничена договором, заключенным между народом и королем как носителем верховной власти. Основное содержание этого договора заключается в управлении страной в согласии с требованием народного блага. Только до тех пор, пока король придерживается этого договора его власть нерушима.

Когда же он забывает, для какой цели учреждена его власть и, нарушая договор, начинает править во вред интересам народа «как тиран», подданные имеют право расторгнуть договор и отобрать у короля полномочия, ранее ему переданные. Некоторые наиболее радикальные последователи этого учения делали отсюда тот вывод, что подданные не только могут, но и обязаны выйти из повиновения королю, превратившемуся

в тирана. Более того, они заявляли, что подданные обязапы восстать против него, низложить и даже убить его ради восстановления своих попранных прав. Наиболее видными представителями этих тираноборческих теорий в Англии XVI в. были Джон Понет и Эдмунд Спенсер, в Шотландии - Джордж Бьюкенен.

Какую огромную роль играли в борьбе с существующим режимом идеи тираноборцев, видно из того, что «Краткий трактат о политической власти» Понета, впервые изданный в 1556 г., был переиздан накануне революции - в 1639 г. и в разгар ее - в 1642 г.

В 30 - 40-х годах XVII в. с рядом публицистических произведений пуританского характера по вопросам конституции выступал Генри Паркер, учение которого о происхождении власти путем общественного договора и вытекающих отсюда основных правах английского народа оказало впоследствии большое влияние на литературу революционного времени.

О мобилизующей роли пуританской публицистикп в предреволюционные и революционные годы писал впоследствии знаменитый индепендентский писатель и политический деятель Джон Мильтон: «Книги - это вовсе не мертвая вещь, ибо они содержат в себе потенции жизни, столь же активные, как и те люди, которые их создали... Они содержат в себе могучую притягательную силу и, подобно зубам дракона греческой мифологии, будучи посеяны, дают всходы в виде поднявшейся из земли толпы вооруженных людей».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!