Мариинская водная система: история создания, значение, фото, интересные факты. Мариинская водная система - реферат Здесь расположена мариинская водная система

Волго-Балтийским водным путем названа грандиозная транспортная система водных трасс, протянувшаяся на 1100 км в северо-западной части России и соединившая между собой Балтийское море и р. Волгу. Он является сложным звеном единой глубоководной системы сообщения всей европейской части Российской Федерации, которая объединяет транспортные , выходящие к Белому, Балтийскому, Черному, Каспийскому, Азовскому морям.

(ВБВП) проходит через:

  • Рыбинское водохранилище;
  • озера: Белое, Онежское, Ладожское;
  • реки: Шексна, Ковжа, Вытегра, Нева, Свирь;
  • каналы: Мариинский, Онежский, Волго-Балтийский (Волго-Балт).

Разводной понтонный автомобильный мост через Волго-Балтийский канал в селе Анненский мост

ВБВП имеет минимальную ширину 50-70м при глубине 4 м и позволяет прохождение судов, грузоподъемность которых достигает 5000 тонн. Большинство из них являются самоходными грузовыми судами, перевозящими грузы без перевалки. Важнейшими грузами, транспортируемыми этим водным путем, являются:

  • железорудный концентрат – через Кандалакшу с Кольского полуострова до Череповецкого меткомбината;
  • череповецкие черные металлы, донбасский и кузбасский уголь, калийные соли из Соликамска, серный колчедан с Урала – для обеспечения северо-западных районов и на экспорт;
  • хибинские апатиты и апатитовый концентрат, карельские граниты и диабаз, зерновые — в разные районы страны;
  • лес, пиломатериалы из Вологодской, Архангельской – в Санкт-Петербург, южные регионы страны и на экспорт;
  • баскунчакская соль – в Мурманск;
  • нефть и продукты ее переработки – в северо-западные регионы, Прибалтику, на экспорт;
  • грузы импортного производства – из Санкт-Петербурга в разные регионы России.

Пассажирские маршруты соединяют Санкт-Петербург с Москвой, Ростовом-на-Дону, Пермью, Астраханью, а большинство речных круизов до «северной столицы» также проходят по этому пути.

Волго-Балтийский канал
Переправа Анненский мост

История водного пути своими корнями уходит в создание Мариинской водной системы , сооруженной еще в XIX веке. После ее капитальной реконструкции в 60-х годах прошлого столетия она была названа Волго-Балтийским водным путем.

С XVIII века для России выход к Балтийскому морю являлся стратегической целью. Этому способствовало и возрастание значения новой столицы — Петербурга, которое требовало установления удобного транспортного сообщения, в том числе и водного, со всеми внутренними регионами государства.

Для решения этих задач были созданы и открыты водные системы:

  • в 1709 г. – Вышневолоцкая;
  • в 1811 г. – Тихвинская;
  • в 1810 г. – Мариинская.

Последняя система, начинаясь около Рыбинска, проходила далее по рекам, озерам, искусственному Мариинскому каналу. В нее входили и обводные каналы, созданные для обеспечения безопасности плавания небольших судов, курсирующих по Ладожскому, Белому, Онежскому озерам:

  • Онежский;
  • Новоладожский;
  • Белозерский.

Экономическое значение Мариинской системы для того времени трудно переоценить. На тот момент это было выдающееся гидротехническое сооружение, однако и оно вскоре перестало удовлетворять возрастающие транспортные потребности страны, что и повлекло необходимость поиска новых современных решений.

План
Введение
1 История
2 Финансирование
2.1 Строительство
2.2 Модернизация

3 Описание системы
4 Недостатки
5 Строительство обходных каналов
5.1 Онежский канал
5.2 Белозерский канал

Список литературы

Введение

Марии́нская во́дная систе́ма - водная система в России, соединяющая бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей.

Строительство водной системы протяженностью 1145 км длилось 11 лет. В советское время получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина .

1. История

Исследования по направлению этого пути - р. Вытегра - р. Ковжа - р. Шексна проводились несколько раз: при Петре и в 1774, 1785 и 1798 годах.

В 1785 г. их выполнял инженер Яков де-Витте, составив предварительный, а затем законченный проект и смету в сумме 1 944 000 руб.. 31 декабря 1787 года Екатерина II на строительство Вытегорского канала выделила 500 000 руб. Но их вскоре разворовали (мелкая сумма), работы даже не начинали. Но потребность в поставках товаров в Петербург была столь высока, что вопросом проектирования пришлось заняться начальнику Департамента - графу Якову Ефимовичу Сиверсу. Он лично произвел рекогносцировку трассы и представил царю доклад о строительстве по Вытегорскому направлению.
А вот план работ и смету взяли у разрабатывавшего этот же маршрут еще при Петре Джона Перри (проект де-Витте не рассматривался и в докладах даже не упоминался).

2. Финансирование

Очень важным элементом в строительстве является финансирование и для этого водного пути оно является весьма уникальным. Для проведения работ взяли деньги из фонда воспитательных домов то есть те, что были собраны на содержание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот, отобрав у них еду, одежду, крышу и образование. Этим фондом и заведовала императрица Мария Фёдоровна.

20 января 1799 года Павел подписал указ: «Повелели Мы, принимая сумму сию займообразно из оного места на подлежащих условиях, приобщить её к прочим суммам, по водяной коммуникации ассигнованным, а канал во изъявления признательности Нашей к таковому споспешествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Мариинским».

2.1. Строительство

Руководство строительством системы было возложено на инженер-генерала Франца Павловича де Волланта (также написание его фамилии встречается в источниках как Деволант), для чего при нем было создано специальное управление.

Строительство начато в 1799 году. Система строилась силами Департамента водных коммуникаций, который возлавлял Н. П. Румянцев. По первоначальному плану предусматривалось строительство 26 шлюзов и в 1801 году 8 из них было построено и прорыт соединительный канал. Уже несколько позже соорудили два непредусмотренных проектом шлюза в Шестовской и Белоусовской быстринах р. Вытегры. В 1808 году из Ковжи в Вытегру прошло первое судно с осадкой менее 1 м.

21 июля 1810 года было официально объявлено об открытии судоходства по Мариинской водной системе. Стоимость строительства составила 2 771 000 руб.

2.2. Модернизация

На протяжении XIX века Мариинская водная система подверглась ряду переделок.
В августе 1882 года начали работы по созданию Новомариинского канала - соединяющего реки Ковжу и Вытегру, затем Новосясьского и Новосвирского каналов. Перестройка каналов под руководством инженера К. Я. Михайловского закончилась в 1886 году.

С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав.

3. Описание системы

Вся система имела следующий вид:

Шлюза на Ковже - св. Константина, св. Анны и один полушлюз. В 9 км от св. Анны прорыт соединительный канал до деревни Верхний Рубеж. На канале 6 шлюзов. Водораздельным пунктом было Маткоозеро. На Вытегре 20 шлюзов. Все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину 9 м и глубину на пороге 1,3 м. Питание системы из Ковжского озера, для чего его уровень путем преграждением плотинами на Ковже и Пурасе был поднят на 2 метра.

Протяжённость составляла 1 145 км, на пути следования (от Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток) было 28 деревянных шлюзов.

4. Недостатки

Малые размеры не только ограничивали возможности увеличения грузооборота, но и не могли пропускать к Рыбинску суда идущие по Вышневолоцкой системе. Белое и Онежские озера не имели обходных каналов и суда гибли в них даже при небольшом волнении. Сама трасса проходила по безлюдным и малообжитым, заболоченным районам. Невозможно было в достаточном количестве найти людей и лошадей для тяги судов и обслуживания судоходства.

5. Строительство обходных каналов

5.1. Онежский канал

В 1818 году начали строить канал на участке от р. Вытегры до урочища Чёрные Пески. Длина канала 20 км. От Чёрных Песков до Вознесенья рыли аж до 1852 года.

5.2. Белозерский канал

Открыт в августе 1846 года. Проходил южным берегом озера габаритами: ширина по дну 17 м, глубина 2,1 м, длина 67 км. Имел два шлюза со стороны Шексны - «Удобство» и «Безопасность», и один со стороны Ковжи - «Польза».

Список литературы:

1. Марговенко, Алексей «Дороги царей» (рус.). журнал «Урал» 2004 год, № 10.

Про пионера цветной фотографии в России Сергея Михайловича Прокудина-Горского слышали, наверное, многие. Его уникальная "Коллекция достопримечательностей Российской Империи" мелькает на многих ресурсах. Датированные началом прошлого века цветные фотографии увековечили многие моменты из жизни страны еще дореволюционной. А, учитывая, что Прокудин-Горский очень уважал путешествия по воде, то в его коллекции сохранились многие водные пути.

В 1948 году, через 4 года после смерти фотографа, вся его коллекция была выкуплена у его наследников библиотекой Конгресса США и появилась в открытом доступе только в 2000-х. Попробую в нескольких постах повыкладывать основные фотографии из коллекции Сергея Михайловича, касающиеся водных путей и судоходства в России начала XX века. Надеюсь, что общественности это будет интересно.

Часть первая. Мариинская система. Реки Ковжа, Вытегра, Шексна и Белое озеро.

В 1909 году, задолго до появления Волго-Балтийского канала, С.М.Прокудин-Горский совершил путешествие по Мариинской шлюзованной системе - тогдашнему водному пути от Волги до Санкт-Петербурга на пароходе "Шексна".

#1. 1909 год. Команда парохода "Шексна", на котором С.М.Прокудин-Горский совершил путешествие по Мариинской системе.

Под катом его "фотоотчет о круизе".

#2. Часовня на месте, где в древнее время был город Белозерск.
1909 год. г.Белозерск. Село Крохино (сейчас затоплено).

#3. Белозерск. Общий вид города с городского вала.

#4. Белозерск. Общий вид города с городского вала.

#5. Белозерск. Церковь Василия Великого (слева) и Преображенский собор (справа) внутри крепостного вала.Белозерск. Церковь Василия Великого (слева) и Преображенский собор (справа) внутри крепостного вала.

#6. На реке Вытегре. 1909 год.
До строительства каналов и шлюзов Вытегра была именно такой.

#7. Плотина Святой Ксении.
1909 год. Плотина была расположена в 6 километрах выше города Вытегра на реке Вытегра.

#8. Наливная баржа братьев Нобель на реке Вытегре.

#9. Храм во имя Успения Божьей Матери в селе Девятины (р.Вытегра).

#10. Девятины. Ремонтная мастерская МПС и шлюз (на реке Вытегра).

#11. Девятины. Сад МПС и шлюз Святого Павла (на реке Вытегра).

#12. Девятины. Плотина Святого Павла.

#13. Часовня для освящения воды в Девятинах.

#14. Вытегра. Общий вид города и реки Вытегра.

#15. Подъемный мост на реке Вытегра.

#16. Вытегра. Церковь Вознесенья.

#17. Канал «Вытегра-Ковжа» и памятный знак Императору Александру Второму в память окончания Мариинской системы.

#18. Горицы. Главный собор Горицкого монастыря с дороги.

#19. Горицы. Вид на монастырь с горы Маура.

#20. Горицы. Общий вид монастыря (с реки Шексна).

#21. Кириллов. Казанский собор.

#22. Кириллов. Общий вид города с колокольни Казанского собора.

#23. Кириллов. Вид с горы Маура.

#24. Кириллов. Святые ворота Кирилло-Белозерского монастыря.

#25. Ковжская плотина.
1909 год. Находилась недалеко от истока, была построена в XIX веке в составе мариинской водной системы.

#26. Ковжская плотина.

#27. Река Ковжа. Поселок Ковжинского лесопильного завода.

#28. Река Шексна. Береговые укрепления.

#29. Ковжинский лесопильный завод.

#30. Поселок Ковжинского завода.

#31. Поселок Ковжинского завода - жилые постройки.

#32. Местечко Вохново. Река Шексна, примерно в 20 километрах от Череповца.

#33. Река Шексна. Плотина и шлюз Императора Николая Второго.

#34. Река Шексна у места слияния с Белозерским каналом. Старые шлюзовые ворота.

#35. Река Шексна. Городецкий и Никитский погосты (неподалеку от Гориц).

#36. На рубке парохода «Шексна».

Мариинская водная система соединяет Волгу и воды Балтики, начинаясь на реке Шексна в Ярославской области и достигая Невы в Санкт-Петербурге. Задумана Петром Первым, реализована в периоды правления Павла Первого и его сына Александра, переоборудована и достроена всеми последующими монархами, включая Николая Второго.

Переименованная в честь Владимира Ильича Ленина и снова реконструированная в СССР, имеющая долгую и богатую историю создания Мариинская водная система, значение которой трудно недооценить и сейчас, представляет собой комплекс природных и искусственных водоемов, являющихся Волго-Балтийским путем из глубины материка в Европу.

Начало долгой истории. Идея Петра Первого

Постройка Санкт-Петербурга сделала необходимыми постоянные поставки самых различных грузов для собственного потребления, а также внутренней и зарубежной торговли. Продвижение по воде позволяло сделать это наиболее удобно и быстро.

По указанию Петра I в 1710 были проведены первые изыскания на предмет создания судоходного пути по рекам Вытегра, Ковжа и Шексна, через озеро Белое, из Петербурга в глубину России. Рассматривалось три варианта направлений, одно из них сто лет спустя, в 1810 году, было открыто под названием "Мариинская водная система". Великий артефакт древности (если считать древностью чуть более чем трехсотлетнюю историю), для своего времени был очень прогрессивным сооружением, результатом инженерной и стратегической мысли, получившим в Париже Всемирную премию.

Для воплощения в жизнь замысла основные водоемы предстояло соединить и сделать более полными. Этому должна была способствовать многокомпонентная система шлюзов и плотин (тогда преимущественно деревянных), а также каналов, выкопанных вручную.

Уже опробованный тогда Вышневолоцкий путь не соответствовал полноводностью потребностям торговли, несмотря на человеческое вмешательство в дела природы.

В 1711 царь осматривал часть территории водораздела Вытегры и Ковжи лично. Предание гласит, что именно на месте его десятидневной стоянки того времени был установлен памятник.

Британский инженер Джон Перри, проводивший эти исследования, самым разумным посчитал соединить каналом реки Вытегра и Ковжа. Первая течет на север, вторая на юг. Каждая соединяется в длинную систему с озерами и реками, что обеспечивает необходимую переправку грузов между севером и югом огромного государства, а в итоге, и за его пределы.

Результаты изучения, расчеты и предложения по осуществлению работ были оглашены в Сенате в присутствии Государя. Турецкий поход и последующие события, включая смерть царя, надолго отложили реализацию проекта.

Потребность в полноводном судоходном пути все возрастала, но при Екатерине Второй, которая даже подписала указ о выделении средств на задуманные отцом работы, средства из казны все же были переадресованы на строительство сухопутных сообщений приоритетных направлений - Петербург-Нарва и Петербург-Москва.

Исследования нанятого Петром Алексеевичем специалиста вспомнились во времена правления Павла Первого и возобновлялись неоднократно - в 70-х, 80-х и 90-х годах 18 века.

Реализация замысла

Когда потребность достигла критического уровня, за дело взялся Департамент водных коммуникации, а именно, его руководитель граф Я. Е. Сиверс. Он возобновил изыскания, взяв за основу направление, предложенное Джоном Перри, и представил Павлу Первому доклад, обосновывающий необходимость скорейшего начала работ.

Государь одобрил начинания. Деньги на старт работ были взяты из фондов сохранной казны Воспитательных домов Петербурга и Москвы, коими заведовала супруга царя - Мария Федоровна. Именно этому факту из истории создания Мариинской водной системы судоходный путь обязан своим именем, которое было присвоено приказом от 20.01 1799 года и увековечило имя супруги императора. Тогда наименование писалось и произносилось несколько иначе, как "Марьинский".

В этот же год начались работы, а через девять лет пробный маршрут прошло первое судно. Торжественно открытие более чем 1125-километровой (1054 версты) Мариинской системы каналов и естественных водоемов произошло в июле 1810, через 11 лет упорного, тяжелого, преимущественно ручного крестьянского труда.

К открытию пути он был оборудован следующими гидротехническими сооружениями:

  • 28 деревянных шлюзов и полушлюзов преимущественно одно- и двухкамерных (кроме трехкамерного шлюза Св. Александра на Мариинском канале) - общая численность камер 45, каждая имела следующие параметры - 32 метра, 9 метров и 1,3 метра - длина, ширина и глубина на пороге, соответственно; большинство шлюзов именовались в честь святых, кроме шлюзов "Слава", "Россия" и полушлюза "Деволант" (позже заменен шлюзом Святого Георгия) на Вытегре;
  • двадцать плотин;
  • двенадцать водоспусков (однолетние плотины);
  • пять подъемных мостов (разводных).

Данные параметры обеспечивали возможность прохождения судов с грузоподъемностью 160-170 тонн. По мере роста потребностей увеличения грузооборота многие сооружения периодически модифицировались, переносились, убирались и перестраивались.

Экономическое значение

Создание подобного масштаба комплекса водных путей сообщения позволяло значительно увеличить обороты торговли не только внутри страны, но и с другими государствами.

Выход через Санкт-Петербург в Балтику обеспечивал связь с Европой. Поставки по Волге из южных регионов дали возможность активно торговать продовольственными и промышленными товарами, поставляя их через всю страну от Каспийского до Балтийского моря.

Для внутренней экономики России значение было еще более важным - Хлебная биржа в Рыбинске, здание которой сохранилось по сей день, неразрывно связана историей создания с Мариинской водной системой. Она была открыта вскоре после запуска водного пути в работу и обеспечивала мукой не хлебные направления страны, также осуществлялись поставки пшеницы в Европу.

Благотворно повлияло нахождение на Мариинском пути и на развитие Череповца. В то время он был богатым торговым городом, центром судостроения, обучения этому делу. В нем проживали купцы, обеспечивающие движение по водной системе. Построенные здесь первые грузовые корабли дальнего плавания ходили даже в США.

Реки Мариинской водной системы

В Мариинской системе в качестве судоходных маршрутов задействованы четыре реки: Свирь, Вытегра, Ковжа и Шексна, если не считать конечных точек, дающих начало новым важным отрезкам водного пути, - Волги и Невы.

Однако к Мариинской водной системе имеют отношение Волхов и Сясь, так как через них проложены обходные каналы при Ладожском озере.

Будучи частью основного пути Тихвинской водной системы, река Сясь связана с Мариинской через Свирский канал (в обход Ладожского озера с рекой Свирь) и Сясьский канал, соединяющий реки Сясь и Волхов. Оба канала были модернизированы в ходе усовершенствования водной системы.

Ладожский канал связывает Волхов (часть Вышневолоцкой водной системы) и Неву. Именно по этим искусственным водоемам проложен путь в Санкт-Петербург из Мариинской системы для судов, предусмотрительно опасающихся подверженного штормам Ладожского озера.

Также к Мариинской водной системе можно отнести несудоходные мелкие реки (например, Водлица, Ошта, Куность, Пурас-ручей и т. п.), которые с помощью вмешательства людей питали каналы, другие реки и озера, или сами стали их частью.

Мариинский и Ново-Мариинский каналы

Мариинский канал можно назвать самым важным искусственным водоемом одноименной системы. Именно он пересек водораздел рек Вытегра и Ковжа, позволив соединить общим судоходным путем глубинку и север страны.

На реке Ковжа он начинался у деревни Грязный омут и Впадал в Вытегру у поселения Верхний рубеж. Рукотворный канал проходил через два маленьких озерца, Матко-озеро (спущенное при более поздних реконструкциях системы) и Екатерининский бассейн.

Относительно соединяемых им обладал более высоким уровнем, поэтому суда поднимались в него из одной реки и спускались в другую. Питание обеспечивало в основном посредством Константиновского водопровода. С этой целью его уровень был поднят с помощью плотин на два метра. Поддержание необходимой наполненности канала обеспечивалось шестью шлюзами.

Ново-Мариинский канал был построен в 80-х годах 19 века, северо-восточнее своего предшественника, однако имеет с ним общую часть при соединении с рекой Вытегра. Окончено его сооружение во время правления Александра III в 1886 году.

Новый канал стал каменным и более глубоким. Его бьеф был существенно снижен, что позволило отказаться от четырех старых двухкамерных шлюзов и Константиновского водопровода. Теперь искусственный водоем получал питание из реки Ковжа. Для этой цели служил Александровский водопровод.

Озера и приозерные каналы

Наиболее значимые полноводные озера системы - это Ладожское, Онежское и Белое (с севера на юг). Вокруг первого и по двум другим проходил изначальный судоходный путь, что провоцировало не просто трудности, а множество трагичных событий. Подверженные частым сильным штормам озера были очень опасны, множество крушений судов произошло в то время в их водах.

Именно это послужило причиной сооружения вокруг них обводных каналов, обеспечивающих быстрый и спокойный маршрут.

Ладожский канал был построен ранее и сразу вошел в Мариинский водный путь. Ново-Ладожский возведен в 60-х годах 19 века.

Онежский и Белозерский сооружены в 40-х годах того же столетия.

Не очень хорошо отразилась постройка только на доходах местного населения. Прежде купцам приходилось пользоваться более мелкими судами для безопасного провоза груза. Их называли "белозерки". Маленькие прочные суда обеспечивали транспортировку товара по более мелководной и спокойной части озера, а большие барки-мариинки преодолевали его пустыми.

Также для функционирования Марииинской водной системы использовались и многочисленные не крупные озера. За счет них осуществлялось наполнение судоходных рек и каналов.

Усовершенствования 90-х годов 19 века

Торжественно завершившееся в 1886 году усовершенствование системы, включившее в себя многоплановые работы, проводившиеся на протяжении 66 лет, недолго оставалось итоговым.

Уже в октябре 1892 начались новые масштабные реконструкции важнейшего водного пути. На их проведение было выделено 12,5 миллионов рублей.

  • Итогом усовершенствований стало сооружение 38 шлюзов Мариинской водной системы. Самые первые шлюзы на реке Шексне были установлены именно в это время - ими стали четыре каменных сооружения.
  • Были прорыты 7 перекопов (в том числе знаменитый Девятинский), спрямивших и сокративших имевшиеся судоходные маршруты.
  • Проведена расчистка, расширение и углубление обходных приозерных каналов.
  • Переустроены и созданы новые сухопутные дороги для тяговой транспортировки (бечевники).
  • более адаптирована к судоходству (разнообразные очистительные работы, углубление и расширение пути).

Результатом инженерных изысканий и переустройств, возведения и реконструкции гидротехнических сооружений стало значительное увеличение пользы от эксплуатации Мариинской водной системы. Примененные средства и технологии были оценены современниками и удостоены золотой медали на Всемирной выставке в Париже 1913 года.

Научно-технический прогресс не обошел и этот водный путь. Уже в 1922 году был открыт первый гидроузел Череповецкий. За ним последовали еще три: в 1926, 1930 и 1933 годах.

В 1940 году были приняты решения о создании Волго-Балтийской и Северо-Двинской систем водных сообщений. В это же время постановили законсервировать стройку Куйбышевского гидроузла.

Весна 1941 ознаменовалась началом наполнения Рыбинского водохранилища. Оно продолжалось до 1947 года, тогда же были возобновлены действия по прокладыванию Волго-Балта.

В 1948 начаты работы по созданию канала от Онежского озера к городу Вытегра, что сокращало и выпрямляло водный путь. Стройка была закончена в 1953.

В 1952 сооружена еще одна ГЭС на реке Свирь. В 1961 и 1963 введены в эксплуатацию три гидроузла на Вытегре и Шексне.

Второго ноября 1963 года Мариинская водная система официально закончила функционировать. Навигация по ней была завершена.

В конце мая 1964 начали функционировать еще два гидроузла и был наполнен новый канал между реками Ковжа и Вытегра. Летом по новому пути прошли первые суда - сначала гидростроителей, потом грузовые и последними - пассажирские.

27 октября Волго-Балтийский путь был принят комиссией и подписан акт об этом, а в декабре издан указ о присвоении ему имени В. И. Ленина.

Актуальное состояние

После реконструкции 1959-1964 гг. Мариинская водная система вошла в более прогрессивный комплекс путей и гидротехнических сооружений. Он получил название Волго-Балтийский водный путь.

В данное время его протяженность составляет около 1100 километров, минимальная глубина судоходного фарватера - от 4-х метров. Это позволяет курсировать судам, имеющим водоизмещение до 5 тысяч тонн.

Сейчас этот путь - одно из звеньев, связывающих пять морей: Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное.

Исторические памятники водного пути

На протяжении всей истории существования Мариинская водная система имела важнейшее значение для экономического развития страны. Многочисленные события, связанные с ее постройкой и реконструкцией, периодически ознаменовывались установкой памятников:

  • Петру Первому в городе Лодейное Поле на реке Свирь.
  • Обелиски на Сясьских каналах, знаменующие окончание строительства каждого.
  • Два обелиска в честь постройки Ново-Ладожского канала (Шлиссельбургский не сохранился).
  • Три обелиска, посвященные Белозерскому каналу.
  • Обелиски на Мариинском и Ново-Мариинском каналах.
  • Обелиск в честь строительства Онежского канала.

Не сохранилась одна из первых памятных построек - деревянная часовня в честь Петра Великого у деревни Петровское.

Бытует легенда, что обелиск с надписью "Петрову мысль Мария свершила" на месте будущего соединения Вытегры и Ковжи (Мариинский канал) установлен там, где император планировал это масштабное строительство и назвал место "Быть-горой". Соединение двух рек проходит в самом высоком месте водораздела.

Сооружение Ново-Мариинского канала, помимо установки обелиска, отметили еще и выпуском настольной медной медали 8,5 сантиметра в диаметре.

Медаль диаметром 7,7 см была также отлита в честь окончания строительства Ново-Свирского и Ново-Сясьского каналов.

Интересные факты из истории Мариинской водной системы

Интересная долгая история включает в себя отдельные особо замечательные факты, относящиеся к созданию и функционированию Мариинской водной системы.

  • Мариинская система названа в честь императрицы Марии Федоровны (так как первоначальные средства на строительство были выделены из казны воспитательных домов, которые она курировала).
  • Шлюзы у Белого озера именовались "Удобство", "Безопасность" (место соединения с Шексной) и "Польза" (со стороны Ковжи).
  • Речной танкер "Вандал", построенный в 1903 и курсировавший по Мариинской водной системе, был первым в мире теплоходом и дизель-электроходом.
  • Водную систему обслуживали десять пароходств разного уровня.
  • Девятинский перекоп включен в список особо охраняемых природных территорий. Искусственный водоем длиной чуть менее километра строился более пяти лет в монолитной породе. Работы велись английским способом, с проложением штольни по дну будущего канала, связанной с поверхностью пятнадцатью шахтами. Вынимаемый грунт скидывался в них и вывозился.
  • Первоначально путь от Рыбинска до Петербурга по Мариинской системе занимал примерно 110 суток, после усовершенствований 30-50 суток (1910 год).
  • В связи с недостаточностью в казне средств на устройство водного пути в 1818 году Александр I повелел брать пошлины с судов в зависимости от их габаритов, а также целевые сборы с купцов и мужчин податных сословий.
  • Сясьский канал изначально носил имя императрицы Екатерины II. Ново-Сясьский - Марии Федоровны.
  • Свирский и Ново-Свирский каналы носят имена царей Александров - Первого и Третьего соответственно.
  • Матко-озеро бывшее водораздельным пунктом Мариинской водной системы было спущено при понижении уровня Мариинского канала, а его котловина использовалась для отвала грунта. В 2012 году предложено установить памятный монумент о некогда важном водоеме.
  • Последним прошедшим по Мариинской водной системе судном стала самоходная баржа под названием "Иловля".

Изначально бурная и быстрая Шексна кардинально изменилась из-за гидротехнических сооружений, как и другие водоемы. Проложенные природой русла рек были изменены и дополнены, что отразилось на флоре, фауне и социальной жизни людей. Человеческое вмешательство очень сильно повлияло на судьбу всей местности, по которой проходила Мариинская водная система.

Фото конца 19 - начала 20 века красноречиво говорят о великих свершениях и масштабных работах, проведенных в тяжелых условиях отсутствия должного технического сопровождения. Однако одетые в гранит каналы, выкопанные вручную, многочисленные масштабные постройки заставляют задуматься также и о множестве человеческих жизней, принесенных в жертву прогрессу.

G Я O L 59°57′07″ с. ш. 30°20′47″ в. д. H G Я O L

Волго-Балтийский водный путь

Павел I. худ. Боровиковский

Александр I, худ. С. Щукин

Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу.

Строительство системы протяжённостью свыше 1125 км проходило в царствование Павла I и его сына Александра I , и заняло 11 лет. Постоянно переустраивалась и совершенствовалась, перекопы в излучинах рек сокращали протяжённость пути. Реконструированная в 1959-1964 годах система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина .

Проектирование и строительство

Изыскания

Исследования по направлению водного пути р. Вытегра - р. Ковжа - Белое озеро - р. Шексна проводились несколько раз: по указу Петра I в 1710, и в 1774, 1785 и 1798 годах.

  • В 1710 году - изыскания английского инженера Джона Перри (приглашенного Петром I в 1698 году) всех трёх водоразделов Волги и Балтики.
  • В 1711 году Петр I лично осматривал места водораздела Вытегры и Ковжи от Вянгинской пристани до Бадоги.
  • В 1712 году - Джон Перри в Сенате в присутствии Петра I огласил итоги исследований, представил план работ и расчеты. Сенат постановил выделить в распоряжение инженера десять тысяч работников.
  • В 1774 году - секунд-майор Лихачев представил свой проект соединения рек.
  • В 1785 году Екатерина II повелела генерал-прокурору Сената кн. А. А. Вяземскому отправить двух человек для исследования местности будущего канала. Их выполнил посланный А. А. Вяземским инженер Яков-Эдуард де Витте, составив предварительный, а затем законченный проект и смету в сумме 1 944 436 руб. 20 коп. 31 декабря 1787 года Екатерина II выделила на строительство Вытегорского канала 500 000 руб, но тут же переадресовала эти деньги на строительство дорог Петербург - Москва и Петербург - Нарва.
  • в том же 1785 году свои предложения внёс и Олонецкий и Архангельский генерал-губернатор .

Но потребность в поставках товаров в Петербург была столь высока, что вопросом проектирования пришлось заняться начальнику Департамента - графу Якову Ефимовичу Сиверсу . Он лично произвёл рекогносцировку трассы и представил Павлу I доклад о строительстве по Вытегорскому направлению. Направление канала взяли у шотландца Джона Перри.

Деньги в сумме 400 тыс. рублей в год на «скорейшее построение» Вытегорского канала были взяты заимообразно из сохранной казны Воспитательных домов обеих столиц . Поскольку Главноначальствующей заведениями была императрица Мария Фёдоровна , то указом от 20 января 1799 года строящийся канал получил имя «Марьинский».

Строительство

Описание системы на 1810-1820-е гг

река Вытегра

  • Св. Дарии (однокамерный) у деревни Скачково
  • Св. Андрея (однокамерный, напор 1,74 саж.) при деревне Великий Двор
  • Св. Самсония (однокамерный, напор 1,56 саж.)
  • Верхний Св. Михаила (однокамерный, 1,44 саж.)
  • Нижний Св. Михаила (однокамерный, 1,28 саж.)
  • Верхний Св. Павла (2-х камерный, 2,45 саж.)
  • Нижний Св. Павла (2-х камерный, 2,26 саж.)
  • Св. Фомы (однокамерный, 0,92 саж.)
  • Св. Георгия (двухкамерный, 2,09 саж.)
  • Св. Иакова (однокамерный, 1,18 саж.)
  • Св. Алексия (двухкамерный, 2,51 саж.). Плотина Св. Алексия (построена в 1806 г., упразднена в 1893 г.)
  • Св. Феодора (однокамерный, 1,53 саж.)
  • Св. Иоанна (двухкамерный, 1,96 саж.). Плотина Св. Иоанна (построена в 1806 г., упразднена в 1888 г.)
  • Св. Василия (однокамерный, 1,46 саж.)
  • Верхний Св. Наталии (двухкамерный, 2,40 саж.) близ села Марково
  • Нижний Св. Наталии (двухкамерный, 2,60 саж.)
  • Св. Ольги (однокамерный, 1,41 саж.) у деревни Рябово
  • Св. Надежды (двухкамерный, 2,26) при деревне Материки
  • «Слава» (однокамерный, 1,31 саж.) при деревне Белоусово
  • Верхний «Россия» (однокамерный, 1,17 саж.) при деревне Крюкова
  • Нижний «Россия» (однокамерный, 1,20 саж.)
  • Св. Димитрия (однокамерный, 1,09 саж.) при деревне Денисово
  • полушлюз «Деволант» (однокамерный, падение 0,76 саж.; 1789-1810 гг.) в Вытегре . В 1822 г. заменен шлюзом Св. Сергия

Приозерные каналы

Для безопасного сообщения вокруг озёр Белого, Онежского и Ладожского - которые часто штормит - были прорыты обходные каналы:

  • Ладожский - Императора Петра Великого канал (1719-1730 гг.; длина - 104,3 версты).
  • Сясьский - Императрицы Екатерины II канал (1765-1802 гг.; длина - 9,4 версты). При Александре II расширен и модернизирован.
  • Свирский - Императора Александра I канал (длина - 48,1 верст; строился в 1802-1810 гг.)
  • Онежский канал . Построен в 1818-1820 гг. на участке от р. Вытегры до урочища Чёрные Пески. Длина канала - 19 верст 15 саж. (40,8 км).

Недостатки

Малые размеры не только ограничивали возможности увеличения грузооборота, но и не могли пропускать к Рыбинску суда, идущие по Вышневолоцкой системе . Белое и Онежское озера долгое время не имели обходных каналов, вследствие чего даже при небольшом волнении суда при их прохождении гибли. Сама трасса проходила по безлюдным и малообжитым, заболоченным районам. Возникали сложности с тем, чтобы в достаточном количестве найти людей и лошадей для тяги судов и обслуживания судоходства.

Усовершенствования 1820-1880-х годов

  • Товаро-пассажирское пароходство С. И. Балдина.

Суда: «Белозерск», «Мария». Сообщение: Белозерск - шлюз Св. Андрея.

  • Пассажирское пароходство Наследников П. П. Капорулина.

Суда: «Петр». Сообщение: Белозерск - шлюз Св. Андрея.

  • Пассажирское пароходство (Товарищество) Милютиных и Ко.

Суда: «В. К. Владимир», «Восток», «Северянин», «Легкий» (администр. по делам А. И. Милютина). Сообщение: Рыбинск - Череповец - Чайка (шл. «Безопасность») - Белозерск.

  • Коммерческо-Крестьянское пароходство.

Суда: «Владимир», «Гражданин», «Григорий», «Мария», «Михаил», «Николай», «Общество Крестьян 1-й». Сообщение: Рыбинск - Череповец.

  • Кирилловское товаро-пассажирское и буксирное пароходство. Сообщение: Череповец - Топорня.
  • Товарищество легкого пассажирского пароходства по р. Шексне. Суда: «Вячеслав».
  • Пароходство А. А. Ишанина. Суда: «Вытегра».
  • Пароходство А. Н. Чернышева.

Суда: «Птичка». Сообщение: Рыбинск - село Вольское.

Служебные суда

  • Землечерпательница «Мариинская I» (построена в 1867 г. на заводе Кокериль, собрана в С.-Петербурге; корпус железный, длина - 12 саж., ширина - 2,5 саж.)
  • «Мариинская II»
  • «Мариинская III» для работ на Белозерском канале, колуарная, с жилым судном для команды и понтоном для противовеса колуару (собрана в С.-Петербурге в 1878 г. из заграничных котлов и механизмов; 85 л. с.; длина - 13,15 саж., ширина - 3,30 саж.)
  • «Мариинская IV» (куплена в 1887 г., машина построена на заводе бр. Габер в Лионе , корпус деревянный, длина - 14 саж., ширина - 4 саж.)
  • «Мариинская V» (построена в 1908 г. на Сормовском заводе , корпус железный, длина - 12 саж., ширина - 4,15 саж.)
  • «Шекснинская I»
  • «Шекснинская II»
  • «Сиговец»
  • Пожарный пароход «Пожарный» (построен в 1904 г. на заводе «Ильс и сын» в С.-Петербурге; винтовой, 90 л. с., 14 верст/час, длина - 9 саж., ширина - 1,9 саж.; производительность насосов: пожарных - 20 000 ведер/ч, водоотливных - 16 000 ведер/ч).
  • «Кама» - паровой барказ для инспекторского надзора (передан из Казанского округа ПС в 1891 г., двухвинтовой, 18 л. с., скорость 10,5 верст/час в стоячей воде).
  • «Порозовица» - паровой барказ для инспекторского надзора (построен на заводе Берда в С.-Петербурге в 1876 г.; 40 л. с., скорость 15,5 верст/час, корпус медный, длина - 7,55 саж., ширина - 1,38 саж.)
  • «Андрей Бирилев» - пароход для разъезда начальствующих лиц Правления Вытегорского округа МПС (колёсный, корпус железный, 140 л. с., скорость 12 верст/час, построен в Бьерненборге на заводе Хольстрем).
  • «Чайка» - барказ тюрбинный для разъездов и инспекций заведующего Белозерским каналом (построен в 1892 г. на заводе Крейтона в Або ; корпус железный; 48 л. с., 17 верст/час; длина - 8,5 саж., ширина - 1,3 саж.)

Страхование

  • Страховые агенты и конторы страховых обществ: «Россия», «Северное», «Саламандра», «Якорь», «Русское», «Русский Ллойд», 1-е Российское, 2-е Российское, Петроградское Общество страхования.

Обстановка

  • Маяки: на Ладоге: Стороженский, Свирский; на Онего: Куликов в 6-ти верстах от истока Свири (деревянный на каменном основании; выс. - 55 фут.); на Белом озере: в устье Ковжи (деревянный), Черные Пески (деревянный, 1845 г.)
  • Створные знаки: у входа в р. Вытегру (1878 г.)
  • Бакены: на Белом озере у истока Шексны и устья Ковжи
  • Водомерные посты: Сермаксы (1-го разряда), у Подъяндебского порога (2-го), Важины (2-го), Мятусово (2-го), Вознесенье (1-го), Петрозаводск (1-го), Повенец (1-го), Бесов Нос (1-го), Черные Пески (1-го, 1875 г.), устье р. Вытегры (1-го разряда; 1885 г.), шлюз Св. Сергия (1-го), при Ковжской плотине (1-го), шлюз Св. Константина (1-го), шлюз «Польза» у м. Круглое (1-го), у Белозерского водоспуска (1-го), шлюз «Безопасность» у м. Чайка (1-го), шлюз у Крохино (1-го), шлюз у Ниловиц (1-го), шлюз Николая II у Чёрной Гряды (1-го), Череповец (1-го), Вахново (1-го), Козьмодемьянское (1-го), у села Княжич-Городок (2-го разряда).
  • Спасательная станция у устья Вытегры (1892 г.)
  • Метеорологические станции в Вытегре и Белозерске.
  • Гидрометрическая станция в посаде Крохино.
  • Телефонные станции
  • Караульные будки типовые: деревянные и кирпичные.
  • Бечевники
  • Верстовые столбы. Пограничные знаки

Памятники

  • Обелиск строительству Онежского канала в Вознесенье
  • Обелиски на месте старого и нового соединения рек Вытегры и Ковжи
  • Обелиски строительству Белозерского канала: у устья Ковжи, в Белозерске, у соединения с Шексной.
  • Обелиски строительству Ново-Ладожского канала в Новой Ладоге и Шлиссельбурге (не сохранился).
  • Обелиски на новом и старом Сясьских каналах
  • Петру I в Лодейном Поле
  • Петрашень И. В. Мариинская система. 1810-1910. СПб. 1910 г.
  • Справочная книжка Вытегорского округа путей сообщений. 1910 г. Вытегра. 1910 г.
  • О порядке заведывания казенным имуществом и ведения надлежащей отчетности: Инструкция чинам Вытегор. округа путей сообщ. 3-е изд., доп. Вытегра: Тип. Самойлова. 1915 г.
  • Известия Вытегорского округа путей сообщения. Вып. 1-8. Вытегра. 1911-1918 гг.
  • Справочная книжка Вытегорского Округа путей сообщения. Мариинский и Тихвинский водные пути. 1916 г. Вытегра. 1916 г.
  • Бюллетень по Мариинскому водному пути.
  • По водным путям Северо-Запада. Путеводитель. Г. Е. Евгеньев (Пащенко). Л.: «Речной транспорт». 1958 г.
  • «Строитель Волго-Балта». Газета.
  • Кублицкий Г. Волга - Балтика. Волго-Балтийский водный путь в прошлом и настоящем. М.: «Водный транспорт». 1961 г.
  • Гинзбург Н. С., Реконструкция Волго-Балтийского водного пути, «Изв. Всесоюзного географического общества», 1962 г., в. 3;
  • Речной транспорт. Журнал. 1964 г. № 7.
  • Малков В. М. По Волго-Балту. Вологда. 1966 г.
  • Ленинград - Астрахань - Ростов-на-Дону. Стражевкий А. Б., Шмелев А. А. М.: «Мысль». 1968 г.
  • Рыбаков А. А. Устюжна. Череповец. Вытегра. - Л.: «Искусство». 1981 г.
  • Стромилова Е. Н., Славина И. И., Манкуни Г. Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л.: «Лениздат». 1984 г.
  • Волго-Балт. От Волги до Балтики. Альбом. Авт.-сост.: В. В. Лапин, А. Н. Чистиков. СПб.: «Лики России». 2004 г.
  • Е. Н. Соколова. ВОЛГО-БАЛТ: ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ // Вытегра: Краеведческий альманах. / Е. А. Скупинова. - Вологда: ВГПУ: Русь, 2005. - Вып. 3 . - С. 336 .
  • Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи. Каталог. М.: «Вагриус Плюс». 2006 г.
  • Мариинская водная система. Выдающиеся гидротехнические сооружения мира. Автор-сост. Чистиков А. Н. СПб.: «Лики России». 2011 г.
  • Кашина Л. И., Кузнецов И. Н., Першина А. Б., Кучумова Н. Л. [История Мариинской водной системы: аннотированный указатель документов ГУ «Государственный архив Вологодской области» (досоветский период) http://www.booksite.ru/fulltext/natural/istmariinsist/text.pdf ]. Вологда: ВГПУ. 2011 г.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!