Конспект по биологии на тему водоросли. Урок биологии "водоросли". Организационная структура урока

Цель урока:

Познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; - познакомить со средой обитания водорослей; - раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; - дать представление о способах размножения водорослей; - продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

К уроку прилагается мультимедийная презентация.


«Конспект урока по теме Водоросли»

Конспект урока по теме «Водоросли»

Цель урока:

Познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями;
- познакомить со средой обитания водорослей;
- раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- дать представление о способах размножения водорослей;
- продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

Ход урока.

Что изучает ботаника?

Где обитают растения?

    Изучение нового материала.

    Классификация водорослей

по строению – одноклеточные, многоклеточные, колониальные

по цвету – зеленые, бурые, красные

Учитель на примере хламидомонады рассказывает об особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей.

Рассказывает о значении водоросли хлореллы.

Основные понятия : таллом, слоевище, ризоиды, хроматофор.

Учитель рассказывает о многообразии многоклеточных зеленых водорослей, их особенностях строения, значении.

    Значение водорослей в природе и в жизни человека

Учащиеся заполняют в тетради схему о значении водорослей.

    Закрепление.

    Почему водоросли относят к низшим растениям?

    Где обитают зеленые одноклеточные водоросли?

    Какое строение имеет хламидомонада?

    В чем отличие одноклеточных водорослей от многоклеточных?

    Привести примеры бурых и красных водорослей.

    Какое значение имеют водоросли в природе и в жизни человека?

    Домашнее задание. Параграф 18 выучить особенности водорослей.

Просмотр содержимого документа
«с.р. Водоросли»

Самостоятельная работа по теме «Водоросли»

Вариант 1

Задание. Для каждого из предложенных организмов выберите нужные характеристики и соответствующие им цифры занесите в таблицу:

Характеристики растений

Названия растений

хламидомонада

хлорелла

улотрикс

ламинария

Название отдела

Форма существования организма

Образ жизни

Место обитания

Значение в жизни человека

Название отдела:

    Зеленые водоросли

Форма существования организма:

    Одноклеточный организм

    Многоклеточный организм

Образ жизни:

    Прикрепляется к субстрату ризоидами

    Передвигается с помощью жгутиков

    Пассивно переносится течением воды

Место обитания:

    Обитает в пресных водоемах

    Обитает в морях и океанах

Значение водорослей в жизни человека:

    Является кормом для рыб, используется человеком для получения кормов, богатых белком

    Используется для получения агар-агара и кормов

    Используется в пищу человеком и в кормлении сельскохозяйственных животных

    Является кормом для водных животных, вызывает цветение водоемов

    Используется для очистки сточных вод

Просмотр содержимого презентации


Цель урока:

Познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями; - познакомить со средой обитания водорослей; - раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей; - дать представление о способах размножения водорослей; - продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.


  • Что изучает ботаника?
  • На какие подцарства делится царство растений? По каким признакам?
  • Где обитают растения?
  • Какое значение имеют растения в природе?
  • Какое значение имеют растения в жизни человека?

  • Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами.


водоросли







  • В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.
  • Пища для многих морских животных.
  • Приют для рыб и многих других животных.
  • Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.
  • Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.
  • Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

  • Являются продуктами питания для человека.
  • Используются в качестве добавки к корму для скота.
  • Изготовление удобрений.
  • Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).
  • Биологическая очистка сточных вод.
  • Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

  • Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
  • Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.
  • Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 5. Низшие растения. Водоросли

Общая характеристика низших растений

1. Тело не дифференцировано на органы и ткани (таллом, или слоевище); у сложно организованных водорослей может наблюдаться элементарная дифференцировка тела, имитирующая органы высших растений;
2. Клетки большинства водорослей имеют клеточную стенку, образованную целлюлозой, клеточная стенка всегда или иногда покрыта слизью;
3. Протопласт клеток состоит из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и хроматофоров (пластид), содержащих хлорофилл и другие пигменты; в хроматофорах имеются особые образования – пиреноиды (тельца белковой природы, вокруг которых откладываются запасные питательные вещества).
4. Большинство подвижных водорослей имеют светочувствительное образование – глазок , или стигму , благодаря которому водоросли обладают фототаксисом (движение по отношению к свету). (см. рис.1)

Рис. 1. Строение клетки водоросли (на примере хламидомонады)

Систематика низших растений

Подцарство низшие растения делится на отделы:
1. Зелёные водоросли
Отличаются наличием зелёного пигмента хлорофилла (a,b). Основная часть является гаплобионтами . Запасающее вещество – крахмал. Отдел включает одноклеточные , колониальные и многоклеточные организмы . Для зеленых водорослей характерно размножение бесполым и половым путями. Половое размножение встречается при наступлении неблагоприятных условий. (см. рис.2)

Рис. 2. Зелёные водоросли. Верхний ряд: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, сценедесмус двуформенный, вольвокс. Нижний ряд: спирогира, улотрикс, ульва, каулерпа, кладофора.

2. Диатомовые водоросли
Панцирь из кремнезёма. Способ питания фототрофный . Размножаются вегетативно и половым путем. При делении на два каждая дочерняя клетка получает половинку панциря, другую половинку достраивает сама. Все являются диплобионтами . Отмершие диатомовые вооросли образовали горные породы – диатомит и трепел. Их используют для синтеза взрывчатых веществ, полировки металла, теплоизоляции, изготовления фильтров. (см. рис.3)

Рис. 3. Диатомовые. Верхний ряд: хетоцерос двойной, диатомея тонкая, фрагилярия, талассиосира балтийская, рабдонема уменьшенная. Нижний ряд: мастоглора голубая, мелозира северная, табеллярия, навикула морская, пиннулярия.

3. Красные водоросли
Способны улавливать незначительное количество света и жить на глубинах. Имеют красную или фиолетовую окраску благодаря пигментам фикоэритрину и фикоцианину. Запасающее вещество – багрянковый крахмал . Из них добывают агар-агар, возможно использование в пищу. (см. рис.4)

Рис. 4. Красные водоросли. Верхний ряд: ирландский мох, эндокладия колючая, порфира ланцетолистная, гелидиум. Нижний ряд: пальмария обманчивая, гигартина, филлофора, полиневра.

4. Бурые водоросли
Наиболее высокоорганизованная группа водорослей. Наблюдается дифференциация тканей. Крепятся к субстрату ризоидами или разросшейся основой слани – базальным диском . Используются в пищу, для добывания йода, производства пищевых добавок, удобрений. (см. рис.5)

Рис.5. Бурые водоросли. Верхний ряд: фукус, постелсия пальмовидная, макроцистис, саргассум. Нижний ряд: ламинария, аналипус японский, пельвеция пучковатая, цистозейра.

Методическая разработка открытого урока.

Тема: « Водоросли. Общая характеристика ».

Тип урока: изучение нового материала.

Общая дидактическая цель: познакомить учащихся с характерными общими признаками строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней.

Предметные результаты: – формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице); – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

    Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) .

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно .

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

    Показать особеннос ти клеточного строения водорослей;

    Формировать умение вести научный диалог;

    Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Оснащение урока:

ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация « Водоросли. Общая характеристика».

Дидактический и раздаточный материал: учебник, микроскопы, инструктивные карточки, живые представители высших и низших водных растений, таблицы «одноклеточные водоросли», «многоклеточные красные и бурые водоросли», раздаточный материал.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, научный, исследовательский, репродуктивный.

Контроль: фронтальный контроль учителя в течение урока, самоконтроль, взаимоконтроль

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 минуты)

Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке. Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.

Говорят, улыбка – поцелуй души. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Присаживайтесь на свои места. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете.

II. Этап мотивации (2-3 минуты)

Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.

Фронтальная работа.

Учитель:

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?

Учащиеся: 6

Учитель на доске начинает составлять графическую схему.

Учитель: Какое царство живой природы мы изучаем в этом году?

Учащиеся : Растения.

Р.

Учитель: Посмотрите пожалуйста на слайд, что вы видите???

Учащиеся: царство «растения» зеленым цветом.

Учитель: Почему???

Учащиеся: они имеют хлоропласты, для них характерен процесс фотосинтез.

Хорошо.

Р.

фотосинтез

хлоропласты

Работа учителя со схемой.

Учитель: Это главный признак, который отличает все растения от других царств живой природы. Царства растения объединяет более 500 видов, которые объединяются в 5 отделов. Какие отделы вы знаете? ( покрытосеменные, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли ).

А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами, работая в группах.

3. Формулирование темы урока. Постановка целей урока .(15 мин)

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с внешним и внутренним строением растений, а также классифицировали их на низшие и высшие. Сегодня мы с вами переходим к изучению непосредственно отделов растений. А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке вы попробуйте ответить мне сами после выполнения следующего задания.

Учащимся, необходимо решить несложные примеры, заменить числовые ответы на буквы, самостоятельно узнать тему урока.

24, 29, 56, 29, 100, 29, 44, 82 , 123

В О Д О Р О С Л И

54-25=О 134-34=Р 26+56 =Л 12+12=В, 24+32=Д 56-12=С 165-42=И

Учитель: Какой отдел мы сегодня на уроке будет изучать?

Учащиеся: Водоросли.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Учащиеся формулируют варианты тем.

Работа учителя со схемой.

Р.

водоросли

фотосинтез

хлоропласты

Тема урока: Путешествие в мир водорослей.

Учитель: Ребята, добро пожаловать к самым древним растениям на Земле. А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня с вами узнать?

Ответы учащихся.

Учитель: Итак, целью нашего урока: Познакомиться с внешними признаками отдела водоросли. Сегодня на уроке вы познакомитесь с признаками, по которым все водоросли объединили в один отдел. Наша задача в течение урока дать общую характеристику водорослям и составить графическую схему на доске.

4. Изучение нового материала (беседа учителя с учащимися)

Учитель: Первое путешествие мы совершим с вами туда, где обитают водоросли. Но у меня к вам вопрос. Почему не все водоросли зеленые? Посмотрите на таблицу. Эти водоросли, почему то красные и бурые. Может кто-то мне объяснит?

Учащиеся выдвигают гипотезы. Учитель: Я предлагаю вам ознакомиться с научной статьей, и после мы определим, кто же из вас был прав.

Индивидуальная работа учащихся с научной статьей (приложение 2 ).

Учитель организует диалог с учащимися по проблеме.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. В какой среде обитания живут водоросли?

2. А каких представителей водорослей вы знаете?

3. На какие группы мы можем с вами классифицировать все водоросли? (одноклеточные и многоклеточные)

4. На каких глубинах обитают зеленые водоросли? (небольшие)

6. На каких глубинах обитают красные и бурые водоросли? (более 200 м )

7. Какие лучи они поглощают? (остатки радуги )

8. Идет ли фотосинтез у красных и бурых водорослей? (да )

Учитель: Таким образом, зеленый пигмент усваивает только красные и синие лучи, которые не доходят на большие глубины. Это приспособление, связанное с процессом фотосинтеза. Итак, подтвердилась ли ваша гипотеза?

Учащиеся: да (нет)

1. пигмент

водоросли

хлоропласты

фотосинтез

Окраска

Минутки релаксации «Мир в капле росы». (2мин) На уроке в средней школе дети быстро утомляются, поэтому им так необходима минутка отдыха. Удивительная музыка и яркие картинки помогут не только снять напряжение на уроке, но и увидеть необыкновенную красоту окружающего мира. Дети смогут понять и почувствовать, что такой хрупкий мир нужно беречь.

А чем же отличаются водоросли от других отделов растений? Чтобы ответить нам на этот вопрос, давайте выполним следующее задание:

Индивидуальная работа и в парах.

Задание.

1. Рассмотрите в стаканчиках под номерами 1 и 2 водные растения.

2. Сравните эти растения по внешнему виду и определите, в каком из стаканчиков находится водоросль, а в каком нет.

3. Заполните сравнительную таблицу в тетради.

3. Докажите почему.

Учащиеся определяют, в каком стаканчике водоросли и доказывают: так как у них нет органов, следовательно, водоросли относятся к низшим растениям (материал по высшим и низшим изучался на прошлом уроке).

Учитель продолжает заполнять схему на доске.

1. пигмент

водоросли

фотосинтез

хлоропласты

Окраска

слоевище

Нет органов

Учитель: И у нас с вами остался последний вопрос: Для чего же необходимы водоросли в природе и окружающем мире? Посмотрите пожалуйста на слайд и попытайтесь сформулировать для чего нужны водоросли?.

Учитель дополняет схему на доске.

1. пигмент

водоросли

фотосинтез

Р.

хлоропласты

Окраска

слоевище

Нет органов

3. Роль в природе

Учитель предлагает учащимся по желанию дать общую характеристику отделу водоросли по схеме у доски. Затем обобщает материал по схеме на доске.

I V . Закрепление.(10 мин).

А сейчас я предлагаю вам выполнить ряд заданий в качестве закрепления и проверки полученных знаний: ……ребусы, убрать лишнее, вставить пропущенные слова.

На этом наше путешествие в мир водорослей закончено.

V .Подведение итогов. (2-3 минуты) Учитель предлагает оценить учащимся свою работу по листу самооценки (приложение 4). Учащиеся высказывают свое мнение, анализируя свою работу на уроке.

VI . Домашнее задание:

Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока, выставить оценки за работу на уроке.

По выбору

1. Учебник стр.93(прочитать).

2. Общая характеристика водорослей (пересказ по схеме).

3. C оставить кроссворд на данную тему.

Водоросли

Задача урока : познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней

Плакируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаки, развивают представление о систематике организмов.

Метапредметные: учащиеся учатся выделять сущетвенные признаки низших растений и на этом основа­нии относят водоросли к низшим растениям.

Личностные : у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока : растения низшие, водоросли : зелёные, бурые, красные.

Деятельность учащихся : работа с текстом и иллюстрации учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков водорослей как представителей низших растений.

Ход урока .

Проверка знаний о разнообразии, характерных при знаках и распространении растений, об отличиях низших растений от высших (фронтальная беседа).

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?

(На доске начинает составлять графическую схему.)

Учитель: Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?

С каким царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке?

( Растения)

Итак, ребята, на какие царства принято разделять живые организмы? Кто достроит схему у доски?

Царства растения объединяет более 350 тыс. видов, которые объединяются в 5 отделов.

А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами.

Послушайте сказку.

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные РАСТЕНИЯ: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока .

СЛАЙД. Учащиеся: Водоросли.

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительный мир водорослей.

Надо сказать, на сегодняшнем уроке мы с вами станем альгологами. Потому что, альгологи – это такие ученые, которые занимаются изучением водорослей. Соответственно, наука занимающаяся водорослями называется альгология. Почему же водорослям удостоена такая честь, отделиться от всех других растений в отдельную группу.

Попробуйте поставить цели перед собой на данный урок.

(Учащиеся определяют цель учебной деятельности)

Сегодня мы познакомимся с общими признаками строения и с многообразием водорослей, выделим их отличительные черты - это и есть задачи нашего урока

Для достижения поставленных целей я предлагаю вам дочитать сказку до конца и узнать, что же представляют из себя водоросли? Какое они имеют строение и значение для природы?

Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные водоросли: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Водоросли жили дружно между собой и уважали других обитателей подводного царства.

Но однажды остальные жители царства решили, что водорослей слишком много, и вообще они не нужны в подводном мире. Тогда морской конек украл у царя подводного царства Нептуна волшебную звездочку и загадал желание, чтобы исчезли все водоросли.

Водорослей не стало. И в одночасье ракообразным, моллюскам, некоторым рыбам и млекопитающим стало нечем питаться, некому было насыщать толщу воды и воздух над ней кислородом, исчезли убежища для рыб и других животных, обитателям подводного царства стало тяжело дышать.

Нептун очень разозлился на своих подданных, наказал морского конька, а водоросли вернул в подводное царство, потому что жизнь подводного мира без них невозможна.

С тех пор никто из обитателей подводного царства не смел обидеть водоросли.

Водоросли были первыми растительными организмами на Земле. Это они дали начало всем наземным растениям и.

Разбери это слово по составу и определите его происхождение (вод о рос ль - растет в воде).

Учитель. Однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями. Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде.

СЛАЙД. Обратите внимание - это водное растение – Роголистник, это Эгерия. Как у всякого растения, у них есть корни, стебли и листья. Они относятся к высшим растениям, их часто разводят в аквариумах, но они не относятся к водорослям. Чем же отличаются водоросли от высших растений? Давайте мы с вами разберемся.

СЛАЙД.

Посмотрите, эта классификация показывает, что Царство Растения делится на п/ц Низшие растения и п/ц Высшие растения. П/ц Низшие растения это как раз и есть водоросли, единственная группа, входящая в состав Низших растений.

Высшие растения

Низшие растения

Имеют органы: листья, стебель (цветок)

Не имеют органов, имеют слоевище и ризоиды

Есть ткани: покровная

механическая

проводящая

Нет тканей – масса клеток.

Интересные факты о водорослях:

    У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов. СЛАЙД 3

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. СЛАЙД 4

Беседа с классом:

Ален Бомбар решил доказать, что человек, оказавшись за бортом судна без пищи в океане, может выжить. Он совершил легендарное путешествие через Атлантический океан в одиночку, питаясь только тем, что смог выловить в верхних слоях воды (большое количество водорослей). Какие питательные вещества содержат одноклеточные водоросли, которые являются кормом для морских животных и могут быть пищей человеку? СЛАЙД 5

Для сведения: очень много белка – известно, что лучшие сорта бобовых содержат до 30% белка, пшеница – около 20%, хлорелла – 50%. СЛАЙД 6

Многообразие водорослей – показ слайдов и рассказ учителя. СЛАЙД 8- 12

    Одноклеточные зелёные водоросли.

    Многоклеточные зелёные водоросли.

    Харовые водоросли.

    Бурые водоросли.

    Красные водоросли.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Задание для класса: Какое строение имеет одноклеточная водоросль? (Самостоятельная работа с учебником на с. 95)

Да, так как водоросли просто устроены, имеют более простое строение, не так прихотливы к окружающей среде, в теле водорослей нет проводящих сосудов, тело водорослей не разделено на органы и т.д.

III . Закрепление материала.

Используя учебник заполните таблицу:

Систематическая группа

Рисунок

Среда обитания

Особенности строения

Зелёные водороли

Бурые водоросли

Красные водоросли

Возврат к проблемному вопросу, заданном в начале урока. «Чем же отличаются водоросли от высших растений?»

Учитель. Каковы отличительные признаки водорослей?

Водоросли - низшие растения.

Тело водорослей носит название слоевище, т.е. таллом.

У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.

В талломе нет проводящих сосудов.

Хлорофилл находится в хроматофоре

Закончи предложения:

1.Водоросли относят к живым организмам потому, что они …, …, …, …, … и …

2.Тело водорослей не разделено на органы, поэтому их относят к … растениям.

3.Тело водорослей называют … (…)

4.Тело водорослей состоит из …

5.В клетках водорослей, как и у других растений содержится ….

6.Водоросли, как автотрофы являются поставщиками …

Вспомните, что вы хотели узнать на уроке. На все ли поставленные вами вопросы мы сегодня ответили на уроке?

    1. Домашнее задание

      1. Изучить § 18. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Найдите в дополнительной литературе примеры использования водорослей человеком.

IV . Рефлексия.

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был


Тема урока: Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания, строение, роль в природе и жизни человека.
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)
Цель урока: (для учителя): сформировать представление о водорослях, понятие о строении, разнообразии, значении в природе и жизни человека, научить отличать водоросли от других растений.
Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с многообразием водорослей, их строением, значением, выявить отличительные признаки водорослей, научиться бережно относиться к природе.
Задачи урока:
Воспитывающая: развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе.
Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.Обучающая: научить умению отличать водоросли от других растений, формирование представлений о строении, определение места их в органическом мире.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, гербарии.
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержания Конспект урока
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
- Там, где вырождаются растения, не может жить человек. Это высказывание принадлежит немецкому философу Гегелю (Слайд 1).
- Ребята вы согласны с этим высказыванием? Почему?
Ежедневно с лица Земли исчезает один вид растений, животных или грибов!!!
Чтобы сохранить разнообразие растительного мира на Земле, что нужно делать?
- А что нам нужно, чтобы знать, как правильно защитить растения (Необходимо знать их особенности). Какая наука поможет нам разобраться с эти вопросом? (Ботаника).
Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
Растения окружают нас с момента появления на свет. Сначала мы удивляемся каждому цветочку, каждому дереву, но потом все становится для нас привычным, и мы попросту перестаем все это замечать. Тем не менее, природа удивительна во всех своих проявлениях, и это – факт (Слайд 2).
Мы говорили с вами, что ботаника это сложная и многоступенчатая наука, естественно, она изучает множество явлений из жизни растений, на какие отрасли её можно разделить?
Учащиеся дают ответы: морфология растений, анатомия растений, физиология растений, систематика растений.
(Слайд 3).
Ребята, а что изучает каждая из этих наук (по ходу ответов учитель выясняет, изучали ли мы уже эту науку).
Предполагаемые ответы: морфология растений изучает их внешнее строение, анатомия растений - внутреннее, физиология растений – жизнедеятельность, систематика растений – разделяет их на группы, в зависимости от степени их родства.
(Слайд 4).
Мы с вами сегодня будем расширять свои знания по систематике растений?
Какие систематические категории выделяют?
Царство
Отдел
Класс
Порядок
Семейство
Род
Вид (Слайд 5).
Какое царство мы начали изучать на прошлом уроке? (Царство Растения).
В чём принципиальное отличие растений от других живых существ? (Фотосинтез, наличие в клетках пигментов, выделение растительных гормонов, клеточная стенка, состоящая из целлюлозы, продукт обмена- клеточный сок, неограниченный рост).
Все растения в зависимости от строения делят на две группы, какие? (низшие и высшие).
А какие отделы в этом царстве можно выделить? (Отделы Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные,(Цветковые). (Слайды 6 – 11) (В основе слайдов 7,10,11 использован материал из интерактивного учебного пособия «Наглядная биология. Растение – живой организм»)
На ваш взгляд, какой из этих отделов самый простой (Отдел Водоросли)?
Как называется наука о водорослях? (альгология)
Следовательно, о какой группе растений мы сегодня будем разговаривать (О водорослях)?
Что вы уже знаете про эту группу растений?(Тело может состоять из одной клетки или из множества клеток. Тело многоклеточных низших растений называют талломом. У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения. К ним относятся водоросли).
Ребята, а что вы еще не знаете о водорослях? (Где они обитают, какие они бывают, какую они играют роль в природе и жизни человека).
Как будет звучать тема сегодняшнего урока. (Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей и строение. Роль водорослей в природе и жизни человека). (Слайд 12) А цель нашего урока (дать общую характеристику водорослей, познакомиться с их разнообразием, средой обитания, строением, узнать их значение). (Слайд 13).
Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию). Регулятивные УД – работать в соответствии с предложенным планом.
3.Выявление места и причины затруднения.
Ребята, прочитав параграф на странице 58 ответьте на следующий вопрос: Где живут водоросли?
Ребята, чтобы дать полную характеристику водорослей, что для этого мы должны сделать? (составить план)
Познавательные УД – применять умения перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Итак, нам необходимо составить общую характеристику водорослей.
1.Если мы с вами представим, что попали на морское дно (Слайд 14), мы увидим огромное разнообразие водорослей. И прежде чем начать их изучать, мы должны знать, сколько видов водорослей есть на нашей планете. Поэтому первый пункт нашей характеристики «Количество видов».
2.Но у каждой из водорослей есть свой дом, поэтому изучая какую-либо группу нам необходимо знать, где они живут. Следующий пункт характеристики (Место обитания).
3.Если мы вернёмся к нашему воображаемому морскому дну, то увидим что, одни водоросли будут крошечными, невидимыми человеческому взгляду, другие огромные, ветвящиеся (Слайд 15). Поэтому третий пункт нашей характеристики (Размер).
4.Расмотрите рисунки учебника на странице 62-64 и скажите: Какие могут быть водоросли? Следующий пункт нашей характеристики (Внешнее строение).
5.Если водоросли относятся к растениям, то какой способ питания у них будет? Значит следующий пункт характеристики у нас будет (Питание).
6. Увеличение числа особей может только в результате размножения. Шестой пункт нашей характеристики будет (Размножение).
7.Следующий пункт нашей характеристики это разновидности водорослей. Мы будем делить их двумя способами.
Одноклеточные, колониальные, многоклеточные (Слайд 16-17)
Зелёные, бурые, красные.
Рассказ учителя. Беседа с учащимися о том, почему у водорослей разный цвет.
Увеличение числа особей может только в результате размножения. Это может происходить разными способами: половым и бесполым путем.
Бесполое размножение. Происходит без образования специализированных половых клеток (гамет) и для его осуществления необходим только один организм.Существует несколько типов бесполого размножения:деление клетки надвое; колониальные формы - распад колоний; многоклеточные водоросли - фрагментация и распад нитей.. Некоторые бурые водоросли образуют на талломах так называемые "веточки", которые, обламываясь, дают начало новым слоевищам. У некоторых водорослей на ризоидах образуются клубеньки, которые после периода покоя прорастают в новое растение. Спорообразование. Споры развиваются в специальных клетках, называемых спорангиями. Подвижные споры, обладающие жгутиками, называются зооспорами.
Половое размножение. Процесс образования дочернего организма в результате слияния двух клеток, имеющих гаплоидный набор хромосом данного вида. В результате образуется диплоидная клетка - зигота, из которой развивается новая водоросль или формируются зооспоры.
Итак, наш план будет выглядеть следующим образом (Слайд 18):
Количество видов
Место обитания
Размеры
Внешнее строение
Питание
Размножение
Разновидности
Теперь, пользуясь данным планом, мы с вами можем составить общую характеристику водорослей? Да.
А чем для этого нам необходимо воспользоваться?
(Учебником, дополнительной литературой)
Дополнение учителя:
Существуют также бесцветные водоросли, которые питаются гетеротрофно. Синезеленые водоросли (цианобактерии), будучи прокариотами, находятся в царстве Бактерий, эукариотические группы водорослей - в царстве Растений.
Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

5.Реализация построения проекта.
Для составления характеристики нам необходимо выполнить задание 1 в дидактической карте.
Задание выполняется с использованием учебника §12 и дополнительной литературы.
Разновидности водорослей обсуждаются подробнее, в виде диалога.Учащиеся выполняют задание. Меняются тетрадями и проверяют друг у друга правильность ответов, выставляя оценки. (Слайд 19)
Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Задание дается группам учащихся.Дать характеристику водорослям по следующим параметрам:
Представители, особенности строения, место обитания
1 гр. Одноклеточные водоросли.(стр.58-60)
2 гр. Многоклеточные зеленые водоросли.
3 гр. Многоклеточные бурые водоросли.
4 гр. Многоклеточные красные водоросли. (Слайд 20-23)
Физ. минутка(движение водорослей при течении)


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
. Значение водорослей (Слайд 24-25)
в природе в жизни человека стр.65-66
(В природе: корм для рыб, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, который растворяется в воде и выделяется в атмосферу)
В жизни человека: использование в химической промышленности- получение йода, калийных солей, целлюлозы, спирта и других продуктов; удобрение, корм скоту, студенистое вещество добываемое из красных водорослей агар-агар используют в кондитерской, хлебопекарной, бумажной, текстильной промышленности, принимают в пищу, очистка сточных вод).
Водоросли относятся к растениям: выделяют кислород, создают органические вещества (обеспечивают кислородом все живые организмы, используются в пищу животными и человеком), значит их нужно беречь.
Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.
Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.
Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.
8.Включение в систему заданий повторения.
Мы знаем, как устроены высшие растения, они имеют органы: корень, стебель, листья. Сравнить со строением водорослей. (Водоросли не имеют органов, тело состоит из одинаковых по строению и функциям клеток- слоевище.) Но водоросли относятся к растения, почему? (Пластиды зеленого цвета содержат хлорофилл, способны к фотосинтезу.)
У каких симбиотических организмов тело тоже представлено слоевищем? (лишайников).
Отгадайте загадку: (Слайд 26)
Вошли мы в речку босые, а стали вдруг обутые:
Русалочьи косы ноги запутали.
Что это такое? (тина, водоросли, спирогира). (Слайд 27)
Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? (Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоема)
Реши кроссворд. (Слайд 28)
1.Зеленаая нитчатая водоросль.
2.Морская капуста.
3.Способ питания водорослей.
4.Другое название красных водорослей.
5.Группа отделов низших растений.
5.
в о д о 2.
л 3.а р а в о м т 4.
б
1.с п и р о г и р а
л н т г
и а р р
р о я
и ф н
я ы к
и
(Слайд 29)
(задание 3 в дидактической карте).
Выбери верные утверждения.(Слайд 30)
1.Водоросли- древнейшие представители растительного мира.
2.Важным условием для жизни водорослей является наличие воды.
3.В почве водоросли не встречаются.
4.Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья.
5.Большинство водорослей- автотрофы.
6.Водоросли размножаются только бесполым путем.
7.Водоросли размножаются бесполым путем в благоприятных условиях.
8. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50м.
9.Бурые водоросли обитают только в арктических морях.
10.Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры.
(Верные утверждения 1,2,5,7,8) (Слайд 31)
(задание 4 в дидактической карте).
Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.
9-10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Домашнее задание.
Что было интересно на уроке? Какие задания у вас вызвали затруднения?
Домашнее задание: (Слайд 32)
Выписать определение в тетрадь стр. 72.
Подготовить презентацию об использовании водорослей человеком.
Сочинить сказку, кроссворд, загадку.
Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.
Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!