Беседа "Я здоровье берегу, сам себе я помогу.". Занятие из цикла бесед «Береги свою жизнь и здоровье» Беседа для взрослых береги себя для жизни

Отгадайте загадку

Молчит холодною зимой, но разговорчива весной. (Река)

- На берегу, какой реки мы живем? (Сестра)

Давайте, послушаем стихотворение: (читают дети)

У большой и глубокой реки

Жили-были одни чудаки.

Был у них непослушный характер!

Выплывали они на фарватер,

В незнакомых ныряли местах,

На непрочных катались плотах.

И дырявую лодку качали,

И не знали тревог и печали.

А однажды, во вторник, как раз,

Разноцветный надули матрац

И поплыли на нём за буйки…

Больше нет чудаков у реки…

Как вы поняли, что же случилось с чудаками? (утонули)

Кто в этом виноват? (сами чудаки)

Почему вы так считаете? (не знали, правил поведения на воде, или не стали их выполнять)

Что вы можете сказать про реку? (река - опасное место).

Что нужно знать вам, чтобы не оказаться на месте чудаков? (правила поведения на водоемах)

Давайте их вспомним.

Купаться можно только в местах разрешённых и в присутствии взрослых. Нельзя нырять в незнакомых местах - на дне могут оказаться притопленные брёвна, камни, коряги.

Не стоит затевать игру, где в шутку надо «топить» друг дуга.

Не поднимай ложной тревоги.

Мы повторили правила поведения на воде, а какую еще опасность таят водоёмы.

Чтобы этого не случилось, о чем нужно помнить?

Прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, проверенной взрослыми людьми.

Не следует кататься на коньках и санках в незнакомом месте.

Быть осторожным около выступающих на поверхность кустов, травы.

Не забывай осенью и весной лёд тонок. На лед ходить только со взрослыми или старшими товарищами.

Только давайте будем честными.

Молодцы. С одной опасность мы справились.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки все подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Отгадайте загадку.

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).

Как вы понимаете значение - дом? (живет вся семья, тепло, уютно)

Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами, чтобы нам было комфортно, уютно.

А какие предметы в квартире нас окружают, мы узнаем, разгадав Кроссворд «Электроприборы» (на столах карточки с кроссвордом)

1. Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)

2. Что за друг такой? - Железный,

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен... (компьютер)

3. На столе, в колпаке,

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок -

Развеселый огонек. (Лампа)

4. Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок,

Никого он не бьет,

Быстро крем вам собьет. (Миксер)

5. В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

Во дворе стоит жара,

А в сундучище — холода. (холодильник)

6. Не радио, а говорит,

Не театр, а показывает. (Телевизор)

о

п

а

с

н

о

Что объединяет все эти приборы? (работают от электричества)

Какие приборы мы не назвали, но они есть в ваших квартирах, которые работают от электричества? (Магнитофон, кофемолка, люстра, чайник, утюг, фен, стиральная машина и др.)

- Какое ключевое слово получилось у вас в кроссворде? (Опасно)

- А какую опасность они представляют? (неправильно обращаться-убьёт током, забыли выключить-возникнет пожар)

- Обращаться с электричеством надо уметь!

-Сформулируйте по данным схемам, которые у вас на партах, правила обращения с электричеством (у каждой группы отдельные листочки) или придумайте свои:

Правило 1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические!

Почему? Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.

Правило 2. Не касайтесь руками оголённых проводов!

Почему? По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.

Правило 3. Не прикасайся к включенным приборам голыми руками!

Почему? Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.

Правило 4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!

Почему? Потому, что включенные электроприборы могут стать причиной пожара.

Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.

Мы с вами пришли к выводу, что оставлять без присмотра электроприборы нельзя. Может возникнуть пожар.

Что еще является причиной пожара?

1. Разведение костров без взрослых.

2. Зажигание свечей на елках.
3. Зажигание бенгальских огней, взрывание петард.

4. Курение.

Чтобы не возник пожар, что нужно знать? (не играть со спичками, зажигать бенгальские огни только со взрослыми, на елке не зажигать свечей и т.д)

- Кто знает эти все правила, приклейте синий кружочек, кто не знает - красный, кто знает, но не выполняет - зеленый .

А кто знает номер телефона, куда нужно звонить, если возник пожар? (01)

Кто придет на помощь, если пожар? (пожарники)

Мы пожарниками были (сгибая ноги, наклоняются, имитируя надевание комбинезона)

И пожар мы так тушили (соединяют руки, как будто держат шланг)

Поворачиваем шланги вправо (туловище и руки поворачивают вправо)

Поворачиваем шланги влево (туловище и руки поворачивают влево)

Раз, раз, раз, раз и огонь погас (руки поднимают вправо и вверх, влево и вверх, руки опускают влево и вниз, вправо и вниз, и в конце разводят руки в стороны).

- Мы отправляемся на кухню.

- Рассмотрите рисунки, какие электроприборы вы можете встретить на кухне? (миксер, холодильник, микроволновая печь, чайник, кухонный комбайн, мультиварка, кофемолка, тостер и т.д).

Отложите их в сторону. Это какие все приборы? (электрические)
- Правила обращения с электроприборами мы уже повторили. Но на кухне есть еще опасные предметы. О чем сейчас пойдет речь, давайте послушаем диалог дочери и мамы.

Инсценировка стихотворения «Советы мамы»

На кухне газ у нас горит,
Меня он тянет, как магнит.
Как мама я хочу уметь
Все ручки на плите вертеть,
И спички ловко зажигать,
И газ включать и выключать.
Но мама строго мне сказала:
- К плите чтоб руки не совала!
Опасно это, так и знай!
Пока за мной понаблюдай,
Учись на кухне помогать,
Посуду мыть и вытирать,
А к газу ты не подходи -
Сперва немного подрасти!

Догадались, о чем нам девочки рассказали? (газовая плита)

Какие опасности может нести газовая плита? (ответы детей).

К газовой плите на кухне лучше без нужды не подходить. За огнём пусть следят взрослые - они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не случился пожар. С газом не стоит шутить. Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт и идёт - это очень опасно! Надышавшись газом, человек может сильно отравиться. А если в кухне накопится много газа, то он может взорваться от одной искры.

Газ нельзя увидеть, но как мы сможем понять, что газ наполнил кухню? (Газ пахнет.)

Что же нужно сделать, если ты почувствуешь запах газа?

(Сказать взрослым, открыть окно.)

Правильно. Запомните, что в это время нельзя зажигать огонь и нельзя включать электроприборы, потому что где-нибудь может выскочить искра, и газ может взорваться всего от одной искры. Если запах сильный, нужно позвонить в газовую службу. Звонить лучше от соседей - искра может проскочить и в телефонном аппарате.

Кто знает эти все правила, приклейте синий кружочек, кто не знает - красный, кто знает, но не выполняет - зеленый.

Кто знает телефон газовой службы? (Телефон 04.)

Посмотрите, какие еще предметы остались у вас на партах? (Ножницы, спицы, иголки, ножи, вилки.)

Это, какие все предметы? (острые)

- Как правильно обращаться с ними, чтобы не пораниться?

Не работать с ножом в направлении своего тела, крепко держать рукоять; передавать нож кому-либо нужно ручкой вперед, не размахивать ножом.

Не держи ножницы концами вверх

Не пользуйся ножницами на ходу

Не подходи к человеку близко во время резания

Передавай ножницы кольцами вперёд

Покажите, как правильно пользоваться ножницами, ножом, чтобы не навредить себе.

Кто знает эти все правила, приклейте синий кружочек, кто не знает - красный, кто знает, но не выполняет - зеленый .

Зачеркните повторяющиеся буквы, и вы узнаете, о чем еще нужно вспомнить? М ЛЕ БЗ К М АР Д С БЗ ТВ Д О

- Чем лекарства могут быть опасны, мы узнаем, если отправимся в гости к одному мальчику. (показ ролика - фрагмент с 3.00 до 4.22)

Что случилось с мальчиком? (заболел, попал в больницу)

Кто в этом виноват? (сам мальчик)

Какие выводы бы для себя сделали? (не брать лекарства без взрослых)

- - Кто знает эти все правила, приклейте синий кружочек, кто не знает - красный, кто знает, но не выполняет - зеленый .

Может быть, опасна и домашняя аптечка. Вот витамины - они сладкие и сделаны специально для детей. Но если съесть их сразу много, то на лице и руках может появиться красная сыпь. А может быть и хуже - отравление. Поэтому витамины надо брать только в присутствии взрослых - они точно знают, сколько ребёнку надо витаминов в день. Обычно не больше одной штуки. А лекарства, всякие таблетки вообще не стоит трогать. Они нужны, если врач их выписывает как лекарства. А здоровому организму они могут сильно навредить. Нужно помнить, что совсем безопасных лекарств не бывает.

Ход:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Сегодня, дети, я принесла на занятие цветок. Где же он? (Ищет. Находит только сердцевину от цветка (надпись «Я здоров»). Ой, а где же лепестки? Помню, они были (Ищет. Находит письмо от Айболита!):
«Ребята!
Я много хорошего слышал о вашем детском саде. Я узнал, что вы собираетесь проводить беседу о том, как нужно сохранять свое здоровье.
Посылаю вам Цветок. У него нет названия, пусть его придумают дети. Но сначала весь цветок вы не увидите. Пусть дети отгадают 7 причин, от которых зависит здоровье человека, и тогда и получится чудесный цветок. Желаю вам здоровья, успехов.»

Воспитатель: Ну, что? Сможем справиться с этим заданием? Отгадаете семь причин, от которых зависит здоровье человека?

Вот вам первая загадка: Как называют человека, который плавает в холодной воде, может ходить по снегу босиком и не заболеет, ежедневно делает зарядку на улице, спит с открытой форточкой, гуляет в любую погоду? Он……
Дети: спортсмен, закаленный.
Воспитатель: Чтобы быть здоровым - нужно закаляться. Можем мы сказать про себя, что мы закаляемся? Расскажите, как мы с вами закаляемся.
Дети: Делаем зарядку на улице, гуляем в любую погоду и т.д.
Воспитатель: Для чего мы закаляемся?
Дети: Чтобы быть здоровыми! Прикрепить лепесток с надписью
«Я закаляюсь».
Воспитатель: Вторая загадка - Вы делаете это постоянно, даже во сне. Это один из признаков живых существ. Для этого нужен нос.
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Объясните, что значит правильно дышать?
Дети: Дышать нужно носом.
Воспитатель: Да, верно. Дышать нужно носом, особенно в холодное время года. Почему?
Дети: Воздух согревается, очищается в носу.
Воспитатель: Молодцы! Чтобы легко дышалось, мы знаем с вами массаж для носа. (Дети делают массаж для носа)
Воспитатель: Наше здоровье зависит от того, как мы дышим и заботимся о своем носе.
Прикрепляет лепесток с надписью «Я правильно дышу».
Воспитатель: Третья загадка - дети делают это четыре раза в детском саду и один раз дома вечером. Некоторых детей приходится уговаривать сделать это. Большинству детей нравится и витаминный салат и рыба в омлете и борщ. О чем эта загадка?
Дети: О питании, о еде.
Воспитатель: Правильно! Чтобы быть здоровыми, нужно кушать только полезную пищу. Какие продукты можно назвать полезными?
Ответы детей: овощи, фрукты, соки, молоко, кефир и т. д.
Воспитатель: Вкусную и полезную пищу для вас готовят в детском саду. Сотрудники детского сада заботятся о вас, хотят, чтобы вы были здоровыми. Возьмите тетрадь, найдите и наклейте пять самых полезных, по вашему мнению, изображений продуктов.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили задание. Кушайте только полезную пищу, и будете здоровы.
Прикрепляет лепесток с надписью « Я правильно питаюсь»
Воспитатель: Следующая загадка – эти дети дружат с водой, дружат с мылом и губкой, без напоминания чистят зубы, следят за своей одеждой. Их не зовут грязнулями, их зовут……..
Дети: Чистюлями.
Воспитатель: А что вы делаете, чтоб быть чистыми?
Дети: Моем руки перед едой и после посещения туалета, принимаем ванну, душ, чистим зубы, полощем рот после еды и т.д.
Воспитатель: В народе говорят « Чистота- залог здоровья». Человек сам должен следить за чистотой своего тела, за чистотой одежды и обуви. С опрятным, чистым человеком приятно общаться. Как вы думаете, что должно быть написано на четвертом лепестке?
Ответы детей: Я - чистый.
Воспитатель: Итак, у нас с вами есть четыре лепестка. А должно быть семь. Сколько еще нужно отгадать загадок?
Ответ детей: Нужно отгадать три загадки.
Воспитатель: Слушайте. Эти дети непоседы. Им все время нужно что-то делать. За ними не уследишь: то играют с мячом, то лазают по канату, прыгают на скакалках, то бегают друг за другом. И так целый день. Любят они это делать. Что они любят делать?
Ответы детей: двигаться.
Воспитатель: Мышцы ребенка и взрослого должны всегда работать, быть в движении. Движения человеку необходимы так же, как пища. Еще говорят: «Движение-это жизнь». Вы устаете, когда долго сидите, ваш позвоночник устал держать спину. Вам хочется подвигаться?


Игра «Ровным кругом»


Воспитатель: Движения необходимы для человека. Что должно быть написано на пятом лепестке?
Ответ детей: Я двигаюсь! Прикрепить лепесток с надписью « Я двигаюсь»
Воспитатель: Дети, а какое выражение лица бывает у здорового человека?
Ответы детей: он улыбается, веселый.
Воспитатель: верно, а когда человек болен, когда каждое движение причиняет боль - ему весело? Какое выражение лица бывает у человека, когда он болен?
Ответы детей: Грустное…
Воспитатель: Как можно помочь больному?
Ответы детей: посидеть с ним, принести воды, поговорить и т.д.
Воспитатель: Верно. Нужно постараться сделать приятное: поговорить, прочитать стишок, спеть песенку. Вы это все умеете. Что-то вы у меня загрустили. Я попробую вас развеселить.
Читает 2-3 высказывания из книги К.И.Чуковского « С двух до пяти».
Воспитатель: Ученые заметили, что веселые люди редко болеют и долго живут. Давайте не будем огорчать друг друга и своих родных. Пусть все будут здоровы и веселы! Что должно быть написано на шестом лепестке?
Ответы детей: Я веселый!
(Воспитатель прикрепляет лепесток с надписью « Я - веселый!».)
Воспитатель: Нам осталось отгадать последнюю загадку.
Слушайте. Эти дети всегда найдут выход из трудной ситуации. Упал, разбил коленку - идет домой, моет водой, терпит, когда ему обрабатывают зеленкой. Никогда не разговаривают с незнакомыми людьми. Знают, как правильно переходить проезжую часть. Знают, что нельзя открывать дверь незнакомым людям. Не выглядывают в открытое окно. Они всегда знают, что нужно делать в случае опасности. А какая опасность может подстерегать вас дома?
Ответы детей: открытые окна, горячая кастрюля, розетки, острые предметы, телефонные звонки и т.д.
Воспитатель: А на улице?
Ответы детей: транспорт, незнакомые люди, потерялся, бродячие собаки и т.д.
Воспитатель: Чтобы сохранить свое здоровье нужно знать и выполнять правила безопасности. Наш последний лепесток называется « Я знаю, что делать в случае опасности!» Давайте прочитаем, как называются все наши лепестки. Сколько всего лепестков? Что написано на сердцевине?
-Как мы назовем наш цветок?
Ответы детей: «Цветик здоровья» и другие варианты.
Воспитатель: Все лепестки очень нужны и важны! Давайте будем заботиться о своем здоровье, а чтоб нам не забыть правила, мы поместим наш цветик здоровья в физкультурный уголок.


Список используемой литературы:
1.Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.- М.МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М., 2010.
3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М., 2011.
4.Федотова А.М. Пермский край – мой родной край. – Пермь, 2000.

5. http://doshkolnik.ru/obzh/2885-zdorovie.html

Олеся Чипига
Конспект занятия «Береги себя»

"Береги себя ".

Программное содержание :

1. Расширять представление детей о том, какое поведение опасно.

2. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности.

3. Научить детей пользоваться телефонами службы спасения.

Материал к занятию : плакаты с правилами поведения, с номерами телефонов службы спасения(01,02, 03) ; иллюстрации "Опасные ситуации"; картинки (надписи) с изображением предметов и явлений.

Ход мероприятия

Проводится игра "Хорошо-плохо". На каждом столе для работы в парах представлены картинки с изображением предметов и явлений природы : мяч, велосипед, улица, речка, гололед, солнце, спички, утюг. В ходе обсуждения выясняется. что любой предмет или явление могут быть опасными для жизни и здоровья человека.

Воспитатель. Как же сохранить здоровье и жизнь в нашем мире? Сегодняшнее занятие называется уроком здоровья " Береги себя ". Этот урок будет вести мама Маши Федоровой- Ирина Викторовна. У нее необычная профессия, она приходит на помощь к тем, кто заболел или случилось несчастье. Как, по- вашему, кем и где она работает? Да, она работает врачом на "Скорой помощи".

Ирина Викторовна. Ребята, наша жизнь полна всяких неожиданностей и опасностей. Но очень многое зависит от нас самих, от того, как мы поведем себя в создавшейся ситуации, насколько мы осторожны, воспитаны.

Мы все живем по законам и правилам, которые нужно соблюдать, если нарушишь- может случиться непоправимое.

Чтобы не навредить своему здоровью и жизни, существуют правила, как нужно вести себя на улице , в транспорте, в лесу, на речке и т. д. Сейчас мы поиграем и заодно проверим, знаете ли вы правила дорожного движения.

Физкультминутка " Это я, это я, это все мои друзья".(При утвердительном ответе дети хлопают в ладоши, говорят слова "Это я. " При отрицательном ответе- качают головой).

Кто из вас идет вперед только там, где переход?

Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?

Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

Знает кто, что красный свет означает- хода нет?

Ирина Викторовна. Молодцы! А сейчас давайте обсудим :

Как нужно играть в группе, в помещении или во что нельзя играть в группе?

Что опасного может быть на прогулке?

Когда улица может быть опасной?

Как вести себя дома , если остались одни?

После обсуждения каждой ситуации задается вопрос : "Подумайте, какое поведение опасно?". Формируется правило поведения и вывешивается плакат с этим правилом.

Правила :

1. В помещении не играют в подвижные игры и мячом.

2. На прогулке гуляют на отведенном участке рядом со взрослыми.

3. На улице соблюдают правила дорожного движения.

4. Оставшись один дома, не открывают дверь по звонку (не посмотрев в глазок) .

Правила, о котором мы говорили сегодня, несложно запомнить и выполнять. Но в жизни все может случиться, и вам понадобится помощь. Куда же за помощью обратиться?

Дети высказывают свои предложения.

Правильно, все это- и милиция. и пожарные. и скорая помощь, - называется службы спасения.

Вывешиваются плакаты с номерами.

Если начался пожар- звоните 01.

Если нужна помощь милиции- звоните 02.

Если нужна помощь врача - звоните 03.

Позвонив, нужно назвать причину вызова, свой адрес и фамилию.

Но. ребята, кроме этих служб спасения есть взрослые люди, которые в любой момент придут к вам на помощь. Прослушайте стихи о том, что случилось со зверюшками на прогулке и кто им помог.

Воспитатель читает стихотворение Г. Шалаевой "Если друг попал в беду, помоги ему".

Полез на дерево Щенок

И зацепился за сучек,

Висит, скулит, не может слезть,

Кричит : "Спасите, кто тут есть?"

Недалеко Лисенок был,

На помощь другу поспешил,

Но толь забираться стал -

Как сам в расщелине застрял.

Вдвоем на дереве висят

И очень жалобно скулят.

К ним Белочка спешит скорей,

И. чтоб спасти своих друзей,

Она на помощь привела

Большого умного Козла.

Когда ваш друг в беду попал :

Он провалился и застрял,-

Всегда зови на помощь взрослых.

Умелых, опытных и рослых.

Ирина Викторовна хвалит детей, благодарит за работу на уроке взрослых, выражает надежду на выполнение ими правил поведения и дарит на прощание комплект иллюстраций " Опасные ситуации" и книгу "Правила поведения для воспитанных детей".

Публикации по теме:

В детском саду проводят множество занятий по различным темам,одно из них посвящено валеологии. Валеология - это формирование у детей знаний.

На вопрос «Что бы вы пожелали себе и другим людям?» дети не задумываясь, отвечают: «Счастья… Здоровья…» Пока они не придают этим понятиям.

Перспективный план игровых занятий «Уроки здоровья». Блок «Мой организм». «Уроки здоровья» – формирование у детей элементарных представлений об организме человека, его функциях и возможностях, безопасности собственной.

"Здоровье - это жизнь. Берегите его"

Цели:

Привлечь внимание детей к проблеме своего здоровья;

Обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомить с основными рекомендациями по сохранению здоровья ребенка и воспитанию правил здорового образа жизни

Ход беседы

1. Организационный момент. Постановка проблемы и целей беседы.

2. Основная часть беседы.

: Для начала я хочу вам рассказать одну притчу.

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь -взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете,– сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой.Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.

Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание? Мы сейчас постараемся ответить на эти вопросы.

Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни человека. Напомню основные приметы этого возраста.

– Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5-8см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12лет (рост в этот период может увеличиться на 10см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14лет.(После 15лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика “длинноногий подросток” очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.

– Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, “угловатость” подростка. Следует знать, что в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.

– У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.

– Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.

– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном могут стать основой устойчивых черт.

Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?

1. Проблема здорового питания.

Интересные факты

– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24% детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90%настаивают на этом праве;

– 66%детей желают кушать по-разному. В зависимости от своего пола;

– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;

– мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;

– у 20%мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.

нужно знать, что подростки особенно мальчики . В месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца.. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.

2. Увлечение подростков диетами.

Согласно данным исследований,73%девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.

3. Гиподинамия – проблема современных подростков.

Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.

4. Стресс и его влияние на подростка.

Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.

Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.

В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.

Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.

При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации(например, экзаменов или соревнований).

Вредные привычки .

Тревожные факты:

В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в России составляет12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.

– В среднем по России курят 35,6% мальчиков до 15лет и 25% девочек. А в возрасте 16 17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.

– Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16годам хотя бы раз пробовали наркотики.

Говорить с подростками о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вам познакомить с некоторыми доводами.

В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.

Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови –гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.

Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей –хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.

Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.

Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.

Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.

Доводы для девочек

– Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

– У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.

Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.

Доводы для мальчиков.

– Шансов стать импотентом у курильщиков в 2раза больше чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.

– У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.

6. Режим для подростка.

В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сн

а. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет– 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Тип человека

Особенности режима

Пик работоспособности

“Жаворонок”

Рано просыпается, рано ложится спать

9-10 часов утра, 16-17 часов вечера

“Сова”

Встает позже, очень активен вечером

11-12 часов утра, 18-20 часов вечера

“Голубь”

Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно

10-12 часов утра, 15-18 часов вечера

Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.

Заключительная часть.

Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”. Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это, прежде всего здоровье. Берегите его!

« Научись себя беречь »

Цель: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности.

Форма : беседа с элементами практикума.

Участники: учащиеся класса, классный руководитель.

Подготовительный этап: классному руководителю необходимо подготовить памятки-рекомендации для учащихся, наглядный материал по различным аспектам безопасного поведения детей. Желательно пригласить на классный час представителя МЧС. Готовясь к классному часу, учащиеся получают задания начертить схему микрорайона проживания.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

Жизнь каждого человека бесценна. Начиная с раннего возраста каждого ребенка необходимо учить сознательному и ответственному отношению к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих людей. Потому правила безопасного поведения в школе, на улице, в быту, на природе должны стать неотъемлемой частью жизни детей.

Для того чтобы учащиеся смогли оценить отношение к себе и окружающим в вопросах безопасности, предложите следующий тест:

1. Можете ли вы без взрослых допоздна гулять на улице?

2. Пробовали ли вы сигареты, алкоголь?

3. Можете ли вы уйти из дома, не проверив, выключена ли вода, электро-, газовые приборы?

4.Считаете ли вы, что правила дорожного движения всегда соблюдать не обязательно?

5. Можете ли вы прогуляться по тонкому льду?

6. Можете ли вы искупаться в незнакомом водоеме?

7. Можете ли вы выполнить просьбу незнакомого человека принести в школу какой-нибудь неизвестный предмет?

8. Часто ли вы прогуливаете школу?

За каждый ответ «да» поставьте – 5 баллов, «нет» - «0».

Если вы набрали хотя бы 5 баллов, будьте уверены, что вы не научились ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Целесообразно объяснить учащимся смысл понятия «безопасность», которое дается в словаре С.И. Ожегова: «безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».

Существует 3 вида опасности:

Природные;

Техногенные;

Социальные.

Работа в микрогруппах

Учитель раздает карточки, на которых написаны названия:

Наводнение

Терроризм

Солнечная радиация

Алкоголизм

Наркомания

Учащимся, необходимо самостоятельно определить, к какой группе опасностей они относятся, и объяснить свою точку зрения.

Рядом с человеком находятся потенциальные, т.е. возможные опасности. Чтобы потенциальные опасности не превратились в действительные, нужно учиться распознавать опасности, предотвращать их.

Задание можно несколько усложнить, предложив ребятам на заранее начертанной схеме «Микрорайон, в котором я живу» отметить специальным значком места, представляющие опасность для детей.

Правила поведения в общественном транспорте

Ожидай транспорт только на остановках, которые обозначены указателями, не выходи на проезжую часть.

Садись в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства только после их полной остановки. Посадка обычно производится через задние двери, а высадка – через передние.

Не прыгай в автобус, трамвай на ходу, не цепляйся за них сзади, не стой на выступающих частях и подножках машин.

Войдя в салон, пройди в середину, не останавливайся на площадке.

Если есть свободное место, займи его, не стой в проходе. Помни! Передние места отводятся пассажирам с маленькими детьми, инвалидам и пожилым людям.

Не шути, не разговаривай громко. Не отвлекай от работы водителя. Не высовывайся из окон.

Если нужно выйти на ближайшей остановке, заранее перейди поближе к выходу.

Выходи из транспорта только после полной остановке.

Трамвай обходи спереди, а автобус сзади.человеком находятся потенциальные, т.е. акой группе опасностей они относятся, и объяснить свою точку зрения.

м аспектам безопа

Правила пожарной безопасности

Не применяй самодельные электрические приборы и предохранители, не пользуйся электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

Не включай в одну розетку большое число потребителей тока, не используй неисправную аппаратуру, не пользуйся поврежденными розетками.

Не накрывай и не обертывай электролампы и светильники бумагой, тканью, не пользуйся электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов, не оставляй без присмотра включенные электрические приборы.

Не загромождай коридоры, лестничные площадки и эвакуационные люки на балконе мебелью и различными материалами, не устраивай в квартире мастерскую и склад.

Не оставляй без присмотра топящуюся печь.

Не играй со спичками, зажигалками, бенгальскими огнями, петардами: может произойти пожар.

Соблюдай осторожность при использовании предметов бытовой химии. Легко воспламеняющиеся и горючие жидкости храни в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов.

Если в доме пожар

Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда они исходят.

Вызови пожарную охрану по телефону 01.

Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.

Немедленно покинь помещение, иди в сторону, противоположную пожару.

Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетке.

При выходе через задымленный коридор

Накройся мокрой плотной тканью (полотенцем, одеялом).

Дыши через мокрый носовой платок, ткань, одежду.

Двигайся к выходу прогнувшись или ползком – внизу дыма меньше.

Если выйти из помещения невозможно

Вернись и плотно закрой входную дверь.

Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.

Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.

При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

Правила пользования электроприборами

- Не прикасайся к оголенному, плохо изолированному проводу; не дотрагивайся до включенного электроприбора мокрыми руками.

Не пользуйся неисправными электроприборами.

Не пользуйся электроприборами в ванной.

Не играй вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов.

Не подходи к упавшим на землю проводам ближе, чем на 15 м.

Правила пользования опасными веществами и средствами бытовой химии

К средствам бытовой химии относятся моющие, чистящие, дезинфицирующие средства, средства борьбы с бытовыми насекомыми и защиты растений, клеи, лакокрасочные материалы.

По степени опасности препараты бытовой химии бывают:

Безопасные – на упаковке отсутствуют предупредительные надписи;

Относительно безопасные – на упаковке есть предупредительные надписи, например, «Беречь от попадания в глаза»;

Ядовитые – на упаковке есть надписи «Яд» или «Ядовито»;

Огнеопасные – на упаковке есть предупредительные надписи «Огнеопасно», «Не распылять вблизи открытого огня» и т.д.

Как избежать отравлений препаратами бытовой химии

Никогда не пользуйся незнакомыми препаратами бытовой химии.

Не пей жидкости из незнакомых бутылок и банок.

Не пользуйся спичками и открытым огнем рядом с банками и бутылками с резким запахом.

Храни химические вещества в закрывающихся шкафчиках.

Увидев, что краску или лак перелили в другую бутылку, сделай на ней предупредительную надпись.

Храни аэрозольные баллончики в вертикальном положении в прохладном месте. Не распыляй их содержимое вблизи открытого огня.

Как не стать жертвой преступника

Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.

Не соглашайся идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, как бы он тебя не уговаривал и чтобы не предлагал.

Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе.

Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

Как не стать жертвой мошенников

Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению, сделку, даже если она кажется очень выгодной.

Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.

При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз просмотри товар, расплачивайся, не выпуская его из рук.

Не доверяй свои вещи посторонним людям.

Не принимай участия в сомнительных розыгрышах призов и лотерей, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.

Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями.

Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.

Никогда не соглашайся на нарушение этики и закона.

Как уберечься от падения и ушибов

Не высовывайся из открытого окна: совершенно неожиданно у тебя может закружиться голова, и ты упадешь вниз.

Когда быстро бежишь, не забывай смотреть под ноги, иначе ты не заметишь какой-нибудь предмет, о который можно споткнуться и упасть.

Никогда не прыгай с большой высоты.

Когда сбегаешь вниз по лестнице, держись за перила; если ты соскользнешь со ступеньки, перила не дадут тебе упасть.

Прежде чем залезть на стул, позаботься о том, чтобы кто-нибудь стоял поблизости и мог подстраховать тебя.

Правила поведения на воде

Общество спасения на водах (ОСВОД) более 100 лет учит граждан России самым простым правилам безопасности поведения:

Не нырять в незнакомых местах; не заплывать за буйки;

Не выплывать на судовой ход и не приближаться к судам;

Не хватать друг друга за руки и ноги во время игр в воде;

Не плавать на надувных матрасах или камерах;

Не умеющим плавать купаться только в специальном оборудованных местах глубиной не более 1, 2 м;

При пользовании лодкой (катамараном, водным велосипедом) запрещается:

Отплывать далеко от берега;

Вставать, переходить и раскачиваться в лодке;

Нырять с лодки;

Залезать в лодку через борт.

Если тонет человек

Сразу громко зови на помощь: «Человек тонет!»

Попроси вызвать спасателей и «скорую помощь».

Брось тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

Если хорошо плаваешь, сними одежду и обувь и вплавь доберись до тонущего.

Подплывай к тонущему сзади, хватай за шею или волосы и плыви с ним к берегу.

Не давай схватить себя утопающему.

Если утопающий ушел под воду – запомни ориентиры.

Если тонешь ты

Не паникуй.

Сними с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.

Ляг на спину, расслабься, сделай несколько глубоких вдохов.

Прочисти нос, проглоти воду, несколько раз сделай вдох-выдох.

Если зацепился под водой при нырянии – не рвись, постарайся освободиться от того, что мешает.

При судороге ноги:

Задержи дыхание, и ущипни сведенную мышцу несколько раз;

Расслабь сведенную конечность;

Плыви к берегу.

В заключительной части классного часа предложите учащимся сделать выводы по обсуждаемой проблеме.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!