Главные вехи. Значение слова вехи. Смотреть что такое "Вехи" в других словарях

Все люди хотят жить хорошо, счастливо, полно, с удовольствием, стабильно. Но жизнь не является статичной и однообразной, в ней постоянно случаются перемены и бросаются вызовы, появляются препятствия требующие преодоления, через которые идет постоянный рост и развитие.

В конце статьи вы узнаете как изменить свою жизнь к лучшему.

У каждого человека свой жизненный путь. Он разбит на временные отрезки, своеобразные вехи или циклы жизни. Есть определенная разбивка в психологическом, физиологическом и астрологическом формате.

Сначала идет младенчество или период Луны, когда у малыша формируется Сознание – он осознает себя как отдельную единицу, учится понимать свои потребности и ищет способы их выражения. Одновременно он знакомится с окружающей его обстановкой, предметами и людьми, чтобы также осознать их роли и функции и научиться с ними взаимодействовать.

Этот период переходит в фазу детства , период Меркурия, когда начинает развиваться Ум и Мышление. Человек учится строить ассоциативные и логическе цепочки и набирает свой банк памяти, то есть учится запоминать и сохранять информацию, анализировать и синтезировать, обучаться новым навыкам и умениям, осваивает новые и более сложные движения рук, тела, способы перемещения в пространстве.

Затем идут периоды Венеры и Марса, которые припадают на подростковый период и юношество . Здесь человек познает свои чувства и эмоции, переживания , испытывает сексуальное влечение и и проявляет интерес к противоположному полу, учится взаимодействию с социумом, определяет свою ценность на основе отношений с другими людьми и обществом. В юношестве человек идет на свое первое завоевание и покорение мира и получает свои первые достижения или трофеи. Это самый продуктивный и деятельный период с максимальной энергией.

Примерно к тридцати годам наступает период Сатурна или начало взрослой жизни , когда человек подводит итоги своим достижениям и определяет свой дальнейший путь, идет работа по структуризации жизни и намечается путь к успеху, цели для пользы обществу и своей высшей самореализации.

Примерно в 42 года наступает период Урана, кризис среднего возраста , время второго шанса, второго рождения, это кризисное время когда происходит точка переворота, важных перемен. Устоявшаяся жизненная колея требует перехода на новые рельсы, обновления , решения новых задач. Время «сменить кожу» и наконец-то « ». Это символическая середина жизни , угол треугольника, который надо обогнуть и начать свой прямой путь уже в другом направлении. Если раньше шли вверх к достижениям, то теперь люди начинают спуск с горы, к финальной точке или смерти. И снова происходит знакомство с собой обновленным, много переосмыслений и озарений.

Михаил Веллер в книге «Все о жизни» писал, что основные достижения и открытия люди делают в молодом возрасте – примерно от 19 до 36 (в периодах Марса и Сатурна), а затем им остается только использовать накопленные ресурсы и передавать опыт молодым, а также включаться в общественную жизнь и принимать активное участие в коллективных мероприятиях. Периоды высших планет (Урана, затем Нептуна и Плутона) охватывающие закат жизни, уже не требуют такого бурного развития и становления личности, обычно здесь приходит мудрость и сформировано мировоззрение, которое трудно поменять как это возможно в молодости.

В следующий период, Нептуна, люди ищут покоя и много времени проводят в размышлениях, воспоминаниях, много отдыхают и спят. Они погружаются внутрь и задача данного периода в обращении к духовной стороне, размышлениях о душе и подготовки к уходу.

Заканчивается жизнь периодом Плутона или смертью физического тела, когда происходит отпускание всех привязанностей в жизни. Когда человек готов, он уходит.

Посмотрите это трансформационное видео:

В данной статье были перечислены основные вехи жизни человека, каждая из которых имеет свои задачи. В соответствии с требованиями времен человек задумывается над своим путем и производит нужные корректировки. Его основное стремление постоянно менять жизнь к лучшему.

Как изменить жизнь к лучшему? Ответ достаточно прост – станьте осознанным, живите осознанно!

1. Если я осознан – то я чувствую себя. Часть моего внимания направлена на отслеживание себя. Своих мыслей, ощущений, чувств.

2. Если я осознан – то я четко понимаю причины, побуждающие меня действовать, мыслить и чувствовать именно так, а не иначе.

3. Если я осознан – я могу контролировать свои мысли. Остановить нежелательный ход мысли и направить в нужное русло.

4. Если я осознан — я могу управлять своими эмоциями.

5. Если я осознан – то я понимаю причины своего негативного настроения и могу с помощью различных способов нейтрализовать его.

6. Если я осознан – то я знаю, в каком эго-состоянии я нахожусь в данный момент и по своему усмотрению могу его изменить.

7. Если я осознан – то я выявляю у себя ложные, деструктивные убеждения, мешающие мне жить и изменяю их на те убеждения, которые мне помогут в жизни.

8. Если я осознан – то я могу предвидеть, какие последствия будут у моих поступков.

9. Если я осознан — то я понимаю, почему я говорю именно таким тоном, с такой интонацией. И я понимаю, какое воздействие на другого человека оказывает этот тон, интонация.

10. Если я осознан – то я отслеживаю сценарное поведение и начало игр. И я понимаю, что игры ведут к кармической расплате. Я умею устоять и не втянуться в игру, умею помочь другому человеку приблизиться к осознанности.

О том, читайте в следующей статье.

А чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на анонсы сайта через форму ниже:

«ВЕХИ» И ВЕХОВЦЫ. «Вехи» – сборник статей, увидевший свет в 1909 с подзаголовком Сборник статей о русской интеллигенции .

Русская культура начала 20 в. во многом развивалась в противоречии с традициями вт. пол. 19 в. Революционные, демократические, атеистические идеи людей шестидесятых-семидесятых годов, конечно, в какой-то мере сохранялись и развивались – и привели к первой русской революции. В эти же годы художники начинают воспринимать искусство не как источник пользы или инструмент для достижения народного блага, а как путь к созданию красоты, к осознанию духовных основ мира.

Поиски людей искусства во многом перекликались с размышлениями тех, кого волновали религиозные проблемы бытия. По-новому осмысляя мир и свое место в нем, мыслители того времени не просто обращались к Богу, но и пытались по-новому посмотреть на место интеллигенции в мире, на ее отношение с церковью, религией, обществом, властью. Уже в 1901–1903 в Петербурге при большом стечении как светской публики, так и представителей духовенства, проходили «Религиозно-философские собрания», организованные выдающимся мыслителем и писателем Д.Н.Мережковским. На них светская и церковная интеллигенция сделали первую попытку понять друг друга, однако опыт оказался не очень удачным. Писателей и философов раздражали представители официальной церкви, казавшиеся им воплощением бюрократической машины, способной подавить любое свободное религиозное чувство. Церковников шокировали многие выступления, в которых высказывались достаточно неожиданные для того времени взгляды на религию и христианство.

Интерес интеллигенции к философско-религиозным проблемам был не надуманным, а живым и острым. Распространенное к тому времени уже в течение полувека, идущее еще от Белинского и Чернышевского пренебрежительное отношение к религии и церкви не устраивало многих думающих людей начала века. Для них атеизм российской интеллигенции был лишь одним, хотя и очень существенным проявлением характерных особенностей мышления этого слоя людей. Интеллигенцию все больше упрекали в нетерпимости, отсутствии истинной внутренней культуры, настоящих духовных устремлений…

В первые годы двадцатого столетия мыслителями, которых объединял как интерес к религии, так и критическое отношение к российской интеллигенции, было сделано несколько попыток четко сформулировать и публично выразить свои мысли. Впервые это произошло в 1902, когда философами, в большинстве своем прошедшими через увлечение марксизмом, а затем отрекшимися от него раде либеральных ценностей и религиозных убеждений, был выпущен сборник Проблемы идеализма . Среди его авторов были будущие создатели «Вех». Здесь впервые сами же интеллигенты осмелились критиковать своих предшественников, обрушившись прежде всего на народников-революционеров и общественных деятелей второй половины 19 в. Безрелигиозность революционеров, их убежденность в том, что интеллигенция находится в неоплатном долгу перед народом, их стремление прежде всего к пользе, а не к достижению духовных идеалов – все это раздражало многих философов начала 20 в.

Н.А.Бердяев позже писал: «Наш ренессанс имел несколько истоков и относился к разным сторонам культуры. Но по всем линиям нужно было преодолеть материализм, позитивизм, утилитаризм, от которых не могла освободиться левонастроенная интеллигенция. Это было вместе с тем возвратом к творческим вершинам культуры 19 в. Но беда была в том, что люди ренессанса в пылу борьбы, из естественной реакции против устаревшего миросозерцания, часто недостаточно оценивали ту социальную правду, которая была в левой интеллигенции и которая оставалась в силе».

Сборник Проблемы идеализма не привлек к себе особенного внимания. Однако прошло несколько лет, и поставленные в нем проблемы приобрели особенную остроту. Роль интеллигенции в революции 1905 была исключительно велика. Именно во время этих бурных событий проявились как многие ее положительные, так и отрицательные черты. Кроме того, очень четко проявилась уникальность того социального слоя, который уже несколько десятилетий, с легкой руки писателя П.Боборыкина, называли интеллигенцией. Крепло убеждение в том, что такой социальной группы нет большие нигде в мире, что простые определения – «образованный человек» или «интеллектуал» не исчерпывают всей полноты и сложности этого понятия. Словом, лучшие представители российской интеллигенции испытали потребность осмыслить собственное положение в мире, свое отношение с властью, Богом, свои хорошие и дурные качества. Так возникла идея создания сборника «Вехи».

Авторами «Вех» были выдающиеся умы своего времени. Мысль о создании сборника принадлежала замечательному историку, литературоведу и философу Михаилу Осиповичу Гершензону (1869–1925). Он сумел привлечь к работе над ним своих единомышленников и стал редактором книги. Интересно, что Гершензон поставил перед авторами одно условие. Им было предложено не читать статей друг друга и не обсуждать их. Казалось бы, довольно странное требование при коллективной подготовке сборника статей. Однако, когда работа была закончена, стало ясно, что все участники на разном материале и в разной форме высказали на удивление близкие мысли. «Вехи» оказались в полной мере творением единомышленников, несмотря на то, что часть авторов явно тяготела к славянофильской философской традиции, в то время как другие ориентировались прежде всего на западноевропейское культурное наследие.

Сам Гершензон был одним из крупнейших специалистов своего времени по литературе и общественной мысли девятнадцатого века. Из-под его пера вышли такие прекрасные книги, как Грибоедовская Москва , История молодой России . Ученый много писал о Пушкине, Герцене, Чаадаеве, славянофилах. Он знал все тонкости развития российской духовной жизни. И уже в предисловии к «Вехам» не побоялся заявить, что «революция 1905–1906 и последовавшие за нею события явились как бы всенародным испытанием тех ценностей, которые более полувека, как высшую святыню, блюла наша общественная жизнь» и сказать, что «идеология русской интеллигенции …представляется участникам книги внутренне-ошибочной… и практически-бесплодной». Уже одни эти слова зачеркивали все те святыни, на которые молились несколько поколений российских интеллигентов – бескорыстное служение народу, преданность революционным идеалам и т.д. Каждая следующая статья в «Вехах» наносила все новые и новые удары, развенчивая былых кумиров.

Сборник открывался статьей Н.А.Бердяева (1874–1948) Философская истина и интеллигентская правда .

В статье Бердяев обрушился на российскую интеллигенцию за ее излишнюю приверженность к политике и общественному служению, вынуждавшую забывать о любых других проблемах, а главное, лишавшую людей внутренних нравственных ориентиров, заменяя их общепринятыми мнениями. «С русской интеллигенцией в силу исторического ее положения случилось вот какого рода несчастье: любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине». Казалось бы, что может быть лучше стремления к справедливости и благу, но, возведенные в абсолют, эти благородные чувства, по мнению Бердяева, лишили интеллигентов духовной независимости, сделали их рабами устоявшихся «прогрессивных» мнений, вынуждая с презрением отворачиваться от любого суждения, в котором не видно стремление к пользе народной. Русская интеллигенция практически обожествила народ и революцию, борьба с самодержавием стала тем критерием, при помощи которого оценивались любые явления. «Но недостойно свободных существ во всем всегда винить внешние силы и их виной себя оправдывать… Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы. Тогда народится новая душа интеллигенции». Этими словами завершается статья Бердяева. Для общества, в котором борьба с самодержавием превратилась в некое подобие священной войны – со своими «иконами», мучениками и святыми, – такая мысль была не просто неожиданной, а явно шокирующей.

Не менее резкой была и следующая статья – работа о.С.Н.Булгакова Героизм и подвижничество. (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции ).

Подзаголовок булгаковской статьи в «Вехах» – «из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции» говорил о многом. Булгаков подверг интеллигенцию совершенно уничтожающей критике. Он предъявил ей обвинение в безоговорочном максимализме, переходящем в жестокую нетерпимость и узость мышления, увидел ребяческую неразвитость и некультурность ее сознания, незрелое преклонение перед романтикой смерти, оторванность от народных корней. Источник всех бед, по мнению философа – атеизм, презрение к религии, распространенные уже среди нескольких поколений русских людей. О какой же религиозной природе русской интеллигенции может идти речь? Однако в бескорыстии и чистоте помыслов этих людей Булгаков видит сходство с религиозным чувством, именно поэтому завершает свою статью выражением надежды на будущее возрождение интеллигенции, что для него означало прежде всего возвращение к религии. «Из противоречий соткана душа русской интеллигенции, как и вся русская жизнь, и противоречивые чувства в себе возбуждает. Нельзя ее не любить, и нельзя от нее не отталкиваться. Наряду с чертами отрицательными, представляющими собою симптом некультурности, исторической незрелости и заставляющими стремиться к преодолению интеллигенции, в страдальческом ее облике просвечивают черты духовной красоты, которые делают ее похожей на какой-то совсем особый, дорогой и нежный цветок, взращенный нашей суровой историей…».

М.О.Гершензон в статье Творческое самосознание как будто подхватывает эстафету, принимая ее от двух первых авторов. Он также обрушивается на интеллигенцию с критикой, и так же, как Бердяев и Булгаков, оставляет надежду на ее духовное возрождение. Для Гершензона самым тяжким грехом интеллигентов становится полная безответственность, которую он связывает с излишним, безоглядным сосредоточением на проблемах политической борьбы. Такая ситуация, по его мнению, уничтожала какую-либо личную ответственность, лишала людей необходимости делать нравственный выбор – так как главной и единственной задачей оказывалось служение народу. «Что делала наша интеллигентская мысль последние полвека? – я говорю, разумеется, об интеллигентской массе. – Кучка революционеров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: «Все на улицу! Стыдно сидеть дома!» – и все… высыпали на площадь… Полвека толкутся они на площади, голося и перебраниваясь. Дома – грязь, нищета, беспорядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ, – да оно и легче и занятнее, нежели черная работа дома».

Гершензон отказывает русской интеллигенции даже в возможности настоящего единения с народом. Атеисты революционеры и глубоко верующие народные массы вряд ли смогут понять друг друга. Именно в этой статье прозвучали, быть может, самые знаменитые слова всего сборника. «Между нами и нашим народом – иная рознь. Мы для него – не грабители, как свой брат деревенский кулак, мы для него даже не просто чужие, как турок или француз: он видит наше человеческое и именно русское обличие, но не чувствует в нас человеческой души, и потому он ненавидит нас страстно, вероятно с бессознательным мистическим ужасом, тем глубже ненавидит, что мы свои. Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, – бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной». Взрыв негодования, вызванный этими словами, был настолько силен, что даже некоторые участники сборника попытались позже заявить, что они не разделяют этого шокирующего мнения. Восхвалять штыки и тюрьмы было слишком даже для тех, кто мог себе позволить резко и бескомпромиссно критиковать Белинского, Чернышевского и их последователей. Сам Гершензон во втором издании «Вех» был вынужден сделать примечание и объяснить, что он вовсе не собирался приветствовать «казни власти». «Смысл моей фразы тот, что всем своим прошлым интеллигенция поставлена в неслыханное, ужасное положение: народ, за который она боролась, ненавидит ее, а власть, против которой она боролась, оказывается ее защитницей, хочет она того или не хочет».

Следующие две статьи Об интеллигентной молодежи А.С.Изгоева и В защиту права Б.А.Кистяковского в какой-то мере продолжают и развивают мысль Гершензона о внутренней безответственности российских интеллигентов.

Жизнь Арона Соломоновича Ланде, писавшего под псевдонимом Александр Изгоев (1872–1935) напоминает судьбы его соавторов по «Вехам». Он эволюционировал от марксизма к либеральным идеям партии кадетов. До революции пережил еврейский погром в Одессе, после революции был заключен большевиками в лагерь, затем выслан из страны. Богдан Александрович Кистяковский (1868–1920) вырос в совершенно другом кругу – он был сыном профессора права и одного из лидеров национального украинского движения – однако и его жизнь испытала похожие перевороты. Кистяковский неоднократно преследовался за свои национальные убеждения. Его выгоняли из университета, арестовывали, высылали. Он также какое-то время был марксистом, и, подобно другим авторам «Вех», разочаровался в этом учении и начал искать истину на совершенно иных путях.

Статьи Изгоева и Кистяковского формально совершенно различны – первый писал о быте студенческой молодежи, второй – о правовом сознании российской интеллигенции. В то же время основные идеи авторов явно перекликаются между собой. Речь идет все о той же внутренней незрелости и духовной безответственности российской интеллигенции, – неважно, имеется ли в виду их личная и семейная жизни и слабое стремление к учебе или уважение к законам и суду. Вывод один и тот же – любая интеллигентская деятельность диктуется только внешними условиями, а не внутренней потребностью, или, говоря словами Кистяковского «в правовой норме наша интеллигенция видит не правовое убеждение, а лишь правило, получившее внешнее выражение».

Следующий автор – Петр Бернгардович Струве (1870–1949) прошел через те же этапы духовного развития, что и другие веховцы, но, может быть, резче и сильнее остальных бросался из стороны в сторону. В молодости.этот сын пермского губернатора не просто увлекался марксизмом, а был одним из духовных лидеров социалистов. Его книгами зачитывалась вся революционно настроенная молодежь, с ним полемизировал Ленин, он был одним из авторитетнейших российских социалистических мыслителей. В его «послужном списке» аресты, высылки, эмиграция, подпольная деятельность, затем – отход от марксизма и вступление в кадетскую партию. После 1917 Струве не оставляет политической борьбы. Участвует в подпольных организациях, становится активным членом белого движения, в конце концов оказывается в эмиграции, где начинает защищать крайние монархические и националистические взгляды.

В статье Интеллигенция и революция Струве поставил по сути дела все ту же проблему внутренней опустошенности российских интеллигентов. Для него эта опустошенность проявляется прежде всего в «отщепенстве… отчуждении от государства и враждебности к нему». Истоки отщепенства – в безрелигиозности интеллигентов, а это в свою очередь породило смуту российской революции и «легковерие без веры, борьбу без творчества, фанатизм без энтузиазма, нетерпимость без благоговения…». Несмотря на столь неутешительную оценку ситуации, он оставляет надежду на благополучный исход. Правда, в отличие от своих коллег, предрекает не духовное возрождение интеллигенции и ее обращение к Богу. По мнению Струве, скорее всего она «перестанет существовать как некая культурная категория», обуржуазившись и отказавшись от социалистических идей.

Семен Людвигович Франк (1877–1950) тоже эволюционировал от марксизма к либерализму и православию, тоже прошел через преследования как царских властей, так и большевиков, а позже, в эмиграции, был вынужден скрываться от фашистов. Его статья Этика нигилизма не случайно оказалась завершающей в сборнике. Высказав претензии к российской интеллигенции, более или менее сходные с теми, которые были сформулированы в предыдущих статьях, Франк попытался создать некий обобщенный образ интеллигента. Его определение интеллигента как «воинствующего монаха нигилистической религии земного благополучия» подводит итог всем многочисленным размышлениям о безрелигиозности и максимализме российского образованного общества. Франк подробно развивает эту мысль, подчеркивая, что интеллигент «сторонится реальности, бежит от мира, живет вне подлинной исторической бытовой жизни, в мире призраков, мечтаний и благочестивой веры». Вот только вера его не является настоящей религией, что не мешает интеллигенции создавать «особый мирок со своими строжайшими и крепчайшими традициями, с своим этикетом, с своими нравами, обычаями почти со своей собственной культурой…». Именно монашеский аскетизм и оторванность от реальной жизни и порождают «все отношения интеллигенции к политике, ее фанатизм и нетерпимость, ее непрактичность и неумелость в политической деятельности, ее невыносимую склонность к фракционным раздорам, отсутствие у нее государственного смысла».

Такого заключительное, быть может, самое беспощадное суждение, вынесенное об интеллигенции одним из ее лучших представителей. Однако последняя фраза «Вех», как, впрочем, и все статьи сборника, оставляет надежду на преображение. «От непроизводительного, противокультурного нигилистического морализма мы должны перейти к творческому, созидающему культуру религиозному гуманизму».

Публикация «Вех» произвела эффект разорвавшейся бомбы. С одной стороны, книга вызвала небывалый интерес. Сборник несколько раз переиздавался, его тиражи исчислялись многими тысячами экземпляров. Во многих городах проводились специальные собрания для обсуждения идей «веховцев», количество статей, откликнувшихся на выход «Вех», превысило две сотни. В то же время, большая часть российской интеллигенции с возмущением отвергла предъявленные ей обвинения. Революционеры увидели в «Вехах» не размышления о российской интеллигенции, а осуждение революционного движения и истолковали книгу, как простой призыв к отказу от революционной борьбы. «Ужасная фраза» Гершензона возмущенно повторялась и комментировалась. Знаменитая фраза Ленина – «энциклопедия либерального ренегатства» ярко показывает отношение революционеров к своим бывшим собратьям. Впрочем, либералов «Вехи» возмутили ничуть не меньше. При всем их расхождении с революционерами народническая традиция значила для них не меньше, и они тоже в большинстве своем увидели в «Вехах» просто критику общественной борьбы, а вовсе не суровое моральное обвинение, предъявленное нескольким поколениям русских людей. Даже П.Н.Милюков, лидер кадетов, постарался провести четкую грань между интересными и яркими мыслями знаменитых философов и политической программой партии, к которой они принадлежали. Немногочисленные хвалебные отзывы, принадлежавшие философам В.Розанову, Е.Трубецкому, поэту Андрею Белому, просто утонули в море всеобщего возмущения.

Андрей Белый, сам создавший пророческую книгу о революции – роман Петербург , тонко почувствовал грандиозное значение «Вех».:

«Вышла замечательная книга «Вехи». Несколько русских интеллигентов сказали горькие слова о себе, о нас; слова их проникнуты живым огнем и любовью к истине. …Но устами своих глашатаев интеллигенция перенесла центр обвинения с себя, как целое, на семь злополучных авторов. …Несправедливым судом над «Вехами» русская печать доказала, что она недопустимо пристрастна; авторы «Вех» и не думали вовсе судить интеллигенцию; они указали лишь на то, что препятствует русскому интеллигенту из раба отвлеченных мечтаний о свободе стать ее творцом…». «Вехи» подверглись жестокой расправе со стороны русской критики; этой расправе подвергалось все выдающееся, что появлялось в России. Шум, возбужденный «Вехами», не скоро утихнет; это показатель того, что книга попала в цель».

События 1917 показали, насколько «веховцы» были правы в своей оценке российской интеллигенции и ее роли в истории страны. После падения монархии и прихода большевиков к власти у философов, естественно, возникло желание осмыслить происходившие на их глазах драматические перемены. Так, в тяжелых условиях, во время начавшегося преследования кадетской партии и уничтожения свободы слова, был создан сборник «Из глубины», в котором приняли участие многие веховцы – Бердяев, Булгаков, Изгоев, Струве, Франк. Содержавшаяся в нем глубокая оценка русской революции, так же, как и «веховские» предостережения, так и не были по-настоящему услышаны и оценены.

Тамара Эйдельман

вехи

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

вехи

мн. Важные, основные моменты, этапы в развитии чего-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

вехи

"Сборник статей о русской интеллигенции" (Москва, 1909), выпущен группой российских религиозных философов и публицистов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский), выступивших с критикой идеологии и практических установок революционной, социалистически настроенной интеллигенции - атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа (в марксизме пролетариата) и т.п. "Вехи" провозглашали примат духовной жизни над общественной: "внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия".

Вехи

«Вехи» , «Сборник статей о русской интеллигенции», выпущен в Москве в 1909 группой публицистов и философов религиозно-идеалистического направления, выступивших против революции с позиций, близких кадетам (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк). Авторы «В.» считали Революцию 1905≈1907 ошибкой и утверждали, что она явилась продуктом деятельности социалистически настроенной интеллигенции, которая «... была нервами и мозгом гигантского тела революции..., следовательно, ее история есть исторический суд над этой интеллигенцией» («Вехи», с. 25). Социалистически настроенная интеллигенция обвинялась в «народопоклонничестве», народническая ≈ в ложной любви к крестьянству, марксистская ≈ к пролетариату. Она характеризовалась как идейное «отщепенство» (там же, с. 160), называлась «кружковой», «искусственно выделяемой из общенациональной жизни..., «интеллигентщиной» в отличие от интеллигенции в широком, общенациональном, общеисторическом смысле этого слова» (там же, с.

    Её идеология представлялась «веховцам» исторически бесплодной. Трагедия русской интеллигенции, по их мнению, состояла в том, что народ не мог принять ни её заботы о его благе, ни её представлений об идеале общественного устройства, ≈ в принципиальной пропасти между строем народной души и эмоционально-волевыми качествами интеллигента. Резкой критике в «В.» подверглись материализм и атеизм В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Г. В. Плеханова, марксизм как идеология и политическая стратегия. Представителей материалистической и атеистической линии в философии обвиняли в философской неграмотности, в подчинении философии общественно-утилитарным целям, в надуманных представлениях о благе народа. Своим главным принципом «веховцы» считали признание примата духовной жизни над общественной ≈ «... в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия...» (там же, с. 1). Против идеологии «В.» резко выступил В. И. Ленин, указав на её связь с русским «кадетизмом». Эта «энциклопедия либерального ренегатства», отмечал В. И. Ленин, «... охватывает три основные темы: 1) борьба с идейными основами всего миросозерцания русской (и международной) демократии;

    отречение от освободительного движения недавних лет и обливание его помоями;

    открытое провозглашение своих «ливрейных чувств» (и соответствующей «ливрейной» политики) по отношению к октябрьской буржуазии, по отношению к старой власти, по отношению ко всей старой России вообще» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 168).

    Лит.: Ленин В. И., Еще одно уничтожение социализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25.

    И. Ф. Балакина.

Википедия

Вехи (сборник)

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции - сборник статей русских философов начала XX века о русской интеллигенции и её роли в истории России. Издан в марте 1909 г. в Москве. Получив широкий общественный резонанс, к апрелю 1910 г. выдержал четыре переиздания общим тиражом 16000 экземпляров. В 1990 г. был переиздан тиражом 50000 экземпляров.

Вехи

  • ве́хи вех (вёх ядовитый, цикута , род растений семейства зонтичных).
  • ве́хи - множественное число от сущ. ве́ха .
  • «Ве́хи» - множественное число от сущ. ве́ха , употребляемое только во множественном числе, имя собственное. В том числе:
    • «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» - изданный в Москве в 1909 г. сборник трудов группы публицистов и философов (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.).
    • «Вехи» (http://www.vehi.net) - русская религиозно-философская онлайн-библиотека.

Примеры употребления слова вехи в литературе.

От вехи к вехе, от Знака к Знаку - вперед, к прекрасной и манящей У-Наринне.

Интересно, какие препятствия и какие вехи встречаются на пути чародеев?

Потом до меня дошло, что ничем иным, кроме вехи земли, это быть не может.

Уже проваливаясь в плотное море мрака, я подумал: а ведь около вехи наверняка слоняется Страж.

К тому же, предыдущие вехи выглядели совершенно непохожими друг на друга.

Дорога к нему ведет через Дикие земли, через наши с Тури души, через веру и неверие, через вехи воздуха, воды, огня, земли и железа, через слово, которое нужно держать, раз дал, через кровь хорингов и их утраченные, и вновь обретенные знания, через магию, проникающую в души все глубже.

Исследуя язык, быт, фольклор, религию народов Севера и Сибири, Кастрен по данным языка, древним обычаям народов, названиям рек и селений восстановил вехи забытого пути, которым угро-финские и родственные им самодийские народы пришли из мест древнего обитания на свою современную территорию.

Слово «веха» может употребляться как в прямом смысле, так и в переносном. В первом случае оно обозначает вполне конкретный, реально существующий материальный предмет, во втором – является абстрактной аллегорией.

Значение «вехи» в прямом смысле

Этимологически слово «веха» связано со словом «ветвь». Изначально с помощью веток обозначали границы владений или устанавливали знаки, указывающие путь. Именно с этим связано прямое «веха».

Вехами назывались в России верстовые столбы. В настоящее время вешками (т.е. маленькими вехами) именуются небольшие столбики, которые используются в ограждениях опасных участков дороги. Вертикальные жерди, которыми во время топографической съемки обозначают точки , – это тоже вехи.

Существуют также плавучие вехи - это шесты, установленные вертикально на специальных поплавках – шприт-баканах, к которым прикрепляется цепь с якорем. Такие вехи устанавливают на реках и морях как предупреждающие знаки. В зависимости от раскраски они могут обозначать опасные места, указывать фарватеры, места, где идут водолазные работы, места стоянки судов, находящихся в карантине. Чтобы плавучие вехи были более заметны, на них помещают светооптическое оборудование или радиолокационные отражатели.

«Веха» в переносном смысле

Слово «веха» может иметь и аллегорический смысл. Но и тогда это понятие связывается с движением к какой-то цели.

Вехами называются решающие моменты, знаковые события на пути к достижению цели, в процессе развития чего-либо. Например, можно сказать: «Творчество Й. Гайдна стало решающей вехой в формировании жанра симфонии». Можно говорить об основных вехах в биографии знаменитого человека, в развитии научной теории, политической партии и других явлений, рассматривая их историю.

Именно в таком смысле употребляется слово «веха» (как правило, во множественном числе), когда заходит речь о подведении исторических итогов. Например, именно название носил изданный в начале XX столетия сборник статей Н.А. Бердяева, Б.А. Кистяковского, С.Н. Булгакова и других , посвященный русской интеллигенции и той роли, которую она сыграла в российской истории. С названием сборника связан термин «веховство» – название общественно-политического направления, связанного с идеями, которые были высказаны философами в «Вехах».

искусственный ориентир, знак в виде шеста или специального устройства с разноцветными геометрическими фигурами, флажком нлн лампой. Используются для ограждения навигационных опасностей (мелен, рифов и др.), обозначения маршрутов движения, проходов в минных полях, фарватеров, каналов, границ различных районов, при тралении

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ВЕХИ"

сб. статей либеральных и кадетских публицистов: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, М. О. Гершензона, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве, С. Л. Франка. Вышел в 1909 в Петербурге. В статьях философского, публицистич. и юридич. характера идеологи рус. либерализма вели борьбу против демократич. движения масс, пропагандировали идеи религии и идеализма. Выступая с программой борьбы против материализма и атеизма В. г. Белинского, Н. г. Чернышевского, г. В. Плеханова, "В." пытались продолжить религиозно-философскую традицию, идущую от В. С. Соловьева и Ф. М. Достоевского. Они призывали рус. интеллигенцию благословлять царскую власть, к-рая "...одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной" ("Вехи", М., 1909, с. 89). Разоблачая характер этой полемики, В. И. Ленин писал, что "В." "...выразили несомненную суть современного кадетизма" (Соч., т. 16, с. 106). Выход "В." вызвал восторг в лагере реакции и возмущение демократич. интеллигенции России. В. И. Ленин называл "В." "энциклопедией либерального ренегатства" (там же, с. 107) и отмечал, что содержание сб. охватывает три осн. темы: борьба с идейными основами всего мировоззрения русской (и междунар.) демократии; отречение от освободительного движения; открытое провозглашение своих "ливрейных" чувств по отношению к октябристской буржуазии и царизму. В. И. Ленин неоднократно употреблял термин "веховство" для характеристики реакционности всего рус. бурж.-помещичьего либерализма от М. H. Каткова до П. Н. Милюкова и П. Б. Струве. Идеологи "веховства" проделали быструю эволюцию от заигрываний с марксизмом к открытой контрреволюционности. Уже в 1902 в программном сб. "Проблемы идеализма" бывшие "легальные марксисты" Струве, Бердяев, Булгаков и Франк выступили вместе с откровенными мистиками и идеалистами против марксизма. Последующие издания сборников и статей, создание религиозно-философских обществ завершаются в период столыпинской реакции выходом в свет сб. "В.". Вскрывая социальную и клас. сущность "веховства", В. И. Ленин писал, что "... веховцы приносят серьезную пользу, служат деловую службу... именно землевладельцам и капиталистам" (Соч., т. 17, с. 43). 1-ю мировую войну веховцы встретили в лагере империалистич. буржуазии, Окт. революцию - в лагере контрреволюции. В этот период они дошли до осуждения либерализма, воспевали "творческую реакцию", искали "высший смысл" в империалистич. войнах (см. Бердяев Н. A.). С высылкой гл. деятелей "веховства" в эмиграцию (1922) гл. центрами их деятельности становятся Берлин, Прага, Париж. Здесь веховцы ведут борьбу против начавшегося перехода эмигрантской интеллигенции на позиции сотрудничества с Сов. властью (см. Сменовеховство), пытаются оградить от влияния идей социализма эмигрантскую молодежь. Веховцы устанавливают связи с междунар. аптикоммунистич. и контрреволюц. орг-циями, издают и пропагандируют на их средства рус. религ. и контрреволюц. лит-ру, выпускают сборники, журналы, газеты (газ.: "Возрождение", "Россия", "Россия и славянство"; журн.: "Русская мысль", под ред. Струве, "Путь", под ред. Бердяева, эсеро-веховские "Современные записки" с участием Бердяева, Булгакова, Шестова, профаш. журналы "Новый град", "Утверждения" и т. д.). Использование утонченных форм религии для борьбы с марксизмом, защита индивидуализма в этике, антиинтеллектуализма и субъективизма в философии, искусная, рассчитанная на бурж. интеллигенцию маскировка контрреволюц. программы "В." лозунгами "свобода личности", "свободное творчество", защита "духовных ценностей", "культурных традиций" позволяют совр. реакции использовать "веховство" для борьбы с коммунистич. идеологией (идеи "веховства" используют в своих работах такие реакц. бурж. авторы, как С. Томпкинс, г. Кон, Ф. Баргурн, Л. Шапиро, Р. Даниельс, Е. Пизур и др.). Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16; его же, Веховцы и национализм, там же, т. 19; его же, Еще одно уничтожение социализма, там же, т. 20; Интеллигенция в России. Сб. ст., СПБ, 1910; "Вехи" как знамение времени. Сб. ст., М., 1910; Важная задача советских историков, "ИСССР", 1959, No 3; Карякин Ю. Ф., С. Франк. Биография П. Б. Струве (рецензия), "ИСССР", 1958, No 3. И. Е. Златоцветов, Е. г. Плимак. Москва.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!