Ерофеева Н.Е.: Зарубежная литература XVII век. Творчество Джона Беньяна. Джон беньян - путешествие пилигрима в небесную страну Беньян путь паломника краткое содержание

Путешествие пилигрима

Некий благочестивый человек был ввержен нечестивцами в узилище, и было ему там видение: Посреди поля, спиною к своему жилищу в граде Гибель стоит человек, согбенный под тяжкою ношей грехов. В руках у него Книга. Из Книги этой человек. Христианин, узнал, что город будет пожжен небесным огнем и все жители его безвозвратно погибнут, если немедленно не выступят в путь, ведущий от смерти к Жизни Вечной. Но где он, этот желанный путь?

Домашние сочли Христианина умалишенным, а соседи зло насмехались, когда он покинул дом в граде Гибель, сам не зная, куда идет. Но в чистом поле встретился ему человек по имени Евангелист, который указал Христианину на высившиеся вдали Тесные врата и велел идти прямо к ним, никуда не сворачивая.

Из города вслед за Христианином пустились двое соседей: Упрямый и Сговорчивый, но первый вскоре повернул назад, не получив от спутников понятного ему ответа на вопрос, что за "наследство нетленное, непорочное" ожидает их за Тесными вратами. Сговорчивый тоже оставил Христианина, когда увидел, как тот вступил в непролазную топь уныния - место на пути к Тесным вратам, куда стекаются нечистоты греха сомнения и страха, овладевающего пробудившимся от затмения грешником. Ни обойти стороной эту топь, ни осушить или замостить её невозможно.

За топью Христианина поджидал Мирской Мудрец. Он соблазнил путника речами о том, что знает более простой и действенный способ избавиться от ноши грехов, нежели полное грозными опасностями странствие по ту сторону Тесных врат. Достаточно лишь свернуть в селение с красивым названием Благонравие и разыскать там человека по имени Законность, который помог уже очень многим.

Христианин послушал недоброго совета, но на окольном гибельном пути его остановил Евангелист и направил на путь истинный, ступив на который он довольно скоро добрался до Тесных врат.

"Стучите, и отворят вам", - прочитал Христианин надпись над вратами и с замиранием сердца постучался. Привратник впустил Христианина и даже слегка подтолкнул его в спину, ибо неподалеку возвышался крепкий замок Вельзевула, из которого он и присные его пускали смертоносные стрелы в мешкающих пройти Тесными вратами.

Привратник указал Христианину на множество путей, лежащих за вратами, но лишь один из всех - проложенный патриархами, пророками, Христом и Его апостолами - узок и прям. По нему, по пути истины, и должен идти дальше Христианин.

Через несколько часов Христианин пришел в некий дом, где все - и комнаты, и предметы в них - символизировало наиважнейшие истины, без знания которых пилигриму не преодолеть было препятствий, уготованных на его пути. Значение символов разъяснил Христианину хозяин этого дома. Толкователь.

Поблагодарив Толкователя и продолжив свой путь. Христианин вскоре завидел впереди холм, увенчанный Крестом. Едва он поднялся ко Кресту, как бремя грехов скатилось с его плеч и сгинуло в могиле, зиявшей у подножия холма.

Смотрите также

Здесь же, у Креста, три ангела Господня обступили Христианина, сняли с него дорожное рубище и обрядили в праздничные одежды. Наставив на дальнейший путь, ангелы вручили ему ключ Обетования и свиток с печатью, служащий пропуском в Небесный Град.

По дороге Христианину попадались другие пилигримы, по большей части недостойные избранной ими стези. Так, встретились ему Формалист и Лицемер из страны Тщеславие, державшие путь на Сион за славою. Они стороною миновали Тесные врата, ибо в их стране принято ходить кратчайшим путем - будто бы не про них сказано: "Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник".

Когда надо было перевалить через гору Затруднение, формалист с Лицемером избрали удобные на вид, ровные обходные дороги - одна звалась Опасность, а другая Погибель - и на них пропали.

У самой вершины горы Христианину встретились Робкий и Недоверчивый; эти пилигримы убоялись опасностей, коими чревата дорога в Небесный Град, и по малодушию решили повернуть назад.

С первой опасностью Христианин столкнулся у входа в чертог Великолепие: по сторонам тропы здесь были прикованы два грозных льва. Христианин оробел было, но тут привратник попрекнул его маловерием, и он, собравшись с духом, целым-невредимым прошел точно посредине между рыкающими тварями.

Отвага Христианина была вознаграждена радушным приемом в чертоге и долгой, затянувшейся за полночь, проникновенной беседой с обитавшими в нем девами Мудростью, Благочестием и Милосердием о величии и благости Хозяина, созиждевшего сей чертог. Наутро хозяева проводили Христианина в путь, снарядив бронею и оружием, что не стареет и не снашивается вовек.

Без этих оружия и брони несдобровать было бы Христианину в долине Унижения, где путь ему преградил ужасающего обличия ангел бездны Аполлион, ярый враг Царя, Которому служил Христианин. Пилигрим отважно вступил в поединок с супостатом и с именем Господним на устах одержал верх.

Далее путь Христианина лежал долиной Смертной Тени, где в кромешной тьме ему пришлось ступать по узкой тропе между страшной трясиной и бездонной пропастью, минуя вход во ад. Благополучно он миновал и вертеп великанов Язычество и Папство, в былые времена, пока они еще были сильны, сплошь усеявших окрестности костьми путников, попавшихся в их лапы.

За долиною Смертной Тени Христианин нагнал пилигрима по имени Верный, который, как и Христианин, прошел Тесными вратами и успел уже выдержать не одно испытание. Найдя друг в друге достойных спутников, Христианин с Верным решили продолжить путь вместе. Так они шли, пока не завидели вдали какой-то город.

Тут им навстречу вышел знакомый обоим Евангелист и сказал, что в городе этом один из них примет мученическую кончину - примет её на благо себе: он раньше вступит в Небесный Град, а кроме того, избегнет скорбей, уготованных оставшемуся в живых. Звался тот град Суета, и круглый год шла здесь ярмарка. Выбор товара был огромен: дома, имения, должности, титулы, царства, страсти, удовольствия, плотские утехи, богатые жены и мужья, жизнь тела и души; круглосуточно бесплатные зрелища: воровство, убийство, прелюбодеяние, клятвопреступление... Освещена же ярмарка была зловещим багровым светом.

На зазывы продавцов пилигримы отвечали, что ничего им не нужно, кроме истины. Эти слова вызвали среди торгующих взрыв негодования. Как возмутители спокойствия Христианин с Верным были привлечены к суду, на котором против них свидетельствовали Зависть, Суеверие и Угодничество.

По неправедному приговору Верный был жестоко казнен, Христианину же удалось бежать. Но недолго пришлось ему идти в одиночестве - его нагнал Уповающий из города Суета, которого заставило пуститься в путь зрелище кончины Верного; так всегда смерть свидетеля истины воздвигает новых последователей Христа.

Завидя удобную тропу, идущую вроде бы точно вдоль их дороги, Христианин уговорил Уповающего перейти на нее, что чуть было не погубило обоих: идя удобной тропою, пилигримы очутились у замка Сомнение. Замок принадлежал великану Отчаяние, который пленил их и принялся мучить, подговаривая наложить на себя руки и тем прекратить страшные мучения.

Христианин был уже готов внять Отчаянию, но Уповающий напомнил ему заповедь "Не убий", Тут Христианин вспомнил о врученном ангелами ключе Обетование и разомкнул им запоры узилища.

Скоро пилигримы уже были в Отрадных горах, с вершин которых смутно виднелись ворота Небесного Града. Пастухи Познание, Опытный, Бдительность и Искренний дали Христианину с Уповающим подробное описание пути к ним.

Имея полученное из верных рук описание, путники все же последовали за чернокожим человеком в сияющей одежде, посулившим проводить их к Небесному Граду, но заведшим в хитро расставленные сети. Из сетей пилигримов высвободил Ангел Божий, который пояснил, что они попались в ловушку Соблазнителя, иначе - Лжеапостола.

Далее Христианин и Уповающий шли чудной страной Сочетания, о которой говорил пророк Исаия и которую Господь называет Своею. Воздух здесь был напоен дивными ароматами и звенел от чарующего пения птиц. Все отчетливее и отчетливее взорам путников открывался вожделенный Небесный Град. И вот они вышли к реке, которую им непременно предстояло перейти, - лишь двое, Енох и Илия, попали в Небесный Иерусалим, миновав её.

Едва пилигримы вступили в воды реки, как Христианин стад тонуть и возопил словами Псалмопевца: "Я тону в водах глубоких, и волны накрывают меня с головой! Ужас смерти овладел мною!"

Но Иисус Христос не оставил верных Своих, и они благополучно вышли на противоположный берег. У ворот Небесного Града пилигримов встретило воинство Ангелов; небесный хор грянул песнь: "Блаженны званные на брачную вечерю Агнца".

Пилигримы вошли в ворота и за ними вдруг преобразились и облеклись в одеяния, сверкающие словно золото. Ангелы, которых было здесь великое множество, воспели: "Свят, свят, свят Господь Саваоф!"

И было благочестивому человеку другое видение, в котором открылась ему судьба Христианы, не пожелавшей некогда последовать за мужем.

Лишь только муж перешел реку Смерти, женщина эта стала обдумывать свое прошлое и будущее; её тяготило бремя вины - ведь не только себе, но и детям она помешала вступить в Жизнь Вечную.

Как-то во сне видела она Христианина, стоящего меж бессмертными и играющего на лире пред Господом. А наутро в её дверь постучал гость по имени Тайна и передал приглашение Хозяина Небесного Града прийти к Его трапезе.

Соседки осмеяли Христиану, когда узнали, что она отправляется в опасный путь, и только одна, звавшаяся Любовь, вызвалась идти вместе с нею.

За Тесными вратами Христиану с детьми и с Любовью приветствовал Сам Господь. Он указал путь, по которому прошел Он и который предстояло преодолеть им.

На этом пути женщин с детьми ожидали такие грозные опасности, что Толкователь счел нужным дать им в проводники своего слугу по имени Дух Мужества. Он не раз выручал путниц, ограждая их от страшных великанов и чудовищ, без числа сгубивших пилигримов, ступивших на ведущую к Небесному Граду стезю не через Тесные врата,

Повсюду, где ни проходила Христиана со спутниками, она слышала восхищенные рассказы о славных подвигах мужа и его товарища Верного. За время пути сыновья её взяли в жены дочерей благочестивых людей и у них родились дети. Младенцев, внуков Христианы и Христианина, пилигримы вручили на воспитание Пастырю, пасшему свои стада на Отрадных горах, а сами спустились в страну Сочетания. Здесь, среди дивных садов, осенявших берега реки Смерти, они оставались до тех пор, пока к Христиане не явился ангел с вестью, что Царь ожидает её явления к Себе через десять дней.

В должный срок Христиана с радостью и благоговением вступила в реку; на том берегу уже ждала колесница, чтобы принять её и отвезти в Небесный Град.

англ. The Pilgrim’s Progreſs from this world, to That which is to come · 1678

Читается за 10 минут

Некий благочестивый человек был ввержен нечестивцами в узилище, и было ему там видение: Посреди поля, спиною к своему жилищу в граде Гибель стоит человек, согбенный под тяжкою ношей грехов. В руках у него Книга. Из Книги этой человек, Христианин, узнал, что город будет пожжён небесным огнём и все жители его безвозвратно погибнут, если немедленно не выступят в путь, ведущий от смерти к Жизни Вечной. Но где он, этот желанный путь?

Домашние сочли Христианина умалишённым, а соседи зло насмехались, когда он покинул дом в граде Гибель, сам не зная, куда идёт. Но в чистом поле встретился ему человек по имени Евангелист, который указал Христианину на высившиеся вдали Тесные врата и велел идти прямо к ним, никуда не сворачивая.

Из города вслед за Христианином пустились двое соседей: Упрямый и Сговорчивый, но первый вскоре повернул назад, не получив от спутников понятного ему ответа на вопрос, что за «наследство нетленное, непорочное» ожидает их за Тесными вратами. Сговорчивый тоже оставил Христианина, когда увидел, как тот вступил в непролазную топь уныния - место на пути к Тесным вратам, куда стекаются нечистоты греха сомнения и страха, овладевающего пробудившимся от затмения грешником. Ни обойти стороной эту топь, ни осушить или замостить её невозможно.

За топью Христианина поджидал Мирской Мудрец. Он соблазнил путника речами о том, что знает более простой и действенный способ избавиться от ноши грехов, нежели полное грозными опасностями странствие по ту сторону Тесных врат. Достаточно лишь свернуть в селение с красивым названием Благонравие и разыскать там человека по имени Законность, который помог уже очень многим.

Христианин послушал недоброго совета, но на окольном гибельном пути его остановил Евангелист и направил на путь истинный, ступив на который он довольно скоро добрался до Тесных врат.

«Стучите, и отворят вам», - прочитал Христианин надпись над вратами и с замиранием сердца постучался. Привратник впустил Христианина и даже слегка подтолкнул его в спину, ибо неподалёку возвышался крепкий замок Вельзевула, из которого он и присные его пускали смертоносные стрелы в мешкающих пройти Тесными вратами.

Привратник указал Христианину на множество путей, лежащих за вратами, но лишь один из всех - проложенный патриархами, пророками, Христом и Его апостолами - узок и прям. По нему, по пути истины, и должен идти дальше Христианин.

Через несколько часов Христианин пришёл в некий дом, где все - и комнаты, и предметы в них - символизировало наиважнейшие истины, без знания которых пилигриму не преодолеть было препятствий, уготованных на его пути. Значение символов разъяснил Христианину хозяин этого дома. Толкователь.

Поблагодарив Толкователя и продолжив свой путь. Христианин вскоре завидел впереди холм, увенчанный Крестом. Едва он поднялся ко Кресту, как бремя грехов скатилось с его плеч и сгинуло в могиле, зиявшей у подножия холма.

Здесь же, у Креста, три ангела Господня обступили Христианина, сняли с него дорожное рубище и обрядили в праздничные одежды. Наставив на дальнейший путь, ангелы вручили ему ключ Обетования и свиток с печатью, служащий пропуском в Небесный Град.

По дороге Христианину попадались другие пилигримы, по большей части недостойные избранной ими стези. Так, встретились ему Формалист и Лицемер из страны Тщеславие, державшие путь на Сион за славою. Они стороною миновали Тесные врата, ибо в их стране принято ходить кратчайшим путём - будто бы не про них сказано: «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник».

Когда надо было перевалить через гору Затруднение, формалист с Лицемером избрали удобные на вид, ровные обходные дороги - одна звалась Опасность, а другая Погибель - и на них пропали.

У самой вершины горы Христианину встретились Робкий и Недоверчивый; эти пилигримы убоялись опасностей, коими чревата дорога в Небесный Град, и по малодушию решили повернуть назад.

С первой опасностью Христианин столкнулся у входа в чертог Великолепие: по сторонам тропы здесь были прикованы два грозных льва. Христианин оробел было, но тут привратник попрекнул его маловерием, и он, собравшись с духом, целым-невредимым прошёл точно посредине между рыкающими тварями.

Отвага Христианина была вознаграждена радушным приёмом в чертоге и долгой, затянувшейся за полночь, проникновенной беседой с обитавшими в нем девами Мудростью, Благочестием и Милосердием о величии и благости Хозяина, созиждевшего сей чертог. Наутро хозяева проводили Христианина в путь, снарядив бронею и оружием, что не стареет и не снашивается вовек.

Без этих оружия и брони несдобровать было бы Христианину в долине Унижения, где путь ему преградил ужасающего обличия ангел бездны Аполлион, ярый враг Царя, Которому служил Христианин. Пилигрим отважно вступил в поединок с супостатом и с именем Господним на устах одержал верх.

Далее путь Христианина лежал долиной Смертной Тени, где в кромешной тьме ему пришлось ступать по узкой тропе между страшной трясиной и бездонной пропастью, минуя вход во ад. Благополучно он миновал и вертеп великанов Язычество и Папство, в былые времена, пока они ещё были сильны, сплошь усеявших окрестности костьми путников, попавшихся в их лапы.

За долиною Смертной Тени Христианин нагнал пилигрима по имени Верный, который, как и Христианин, прошёл Тесными вратами и успел уже выдержать не одно испытание. Найдя друг в друге достойных спутников, Христианин с Верным решили продолжить путь вместе. Так они шли, пока не завидели вдали какой-то город.

Тут им навстречу вышел знакомый обоим Евангелист и сказал, что в городе этом один из них примет мученическую кончину - примет её на благо себе: он раньше вступит в Небесный Град, а кроме того, избегнет скорбей, уготованных оставшемуся в живых. Звался тот град Суета, и круглый год шла здесь ярмарка. Выбор товара был огромен: дома, имения, должности, титулы, царства, страсти, удовольствия, плотские утехи, богатые жены и мужья, жизнь тела и души; круглосуточно бесплатные зрелища: воровство, убийство, прелюбодеяние, клятвопреступление... Освещена же ярмарка была зловещим багровым светом.

На зазывы продавцов пилигримы отвечали, что ничего им не нужно, кроме истины. Эти слова вызвали среди торгующих взрыв негодования. Как возмутители спокойствия Христианин с Верным были привлечены к суду, на котором против них свидетельствовали Зависть, Суеверие и Угодничество.

По неправедному приговору Верный был жестоко казнён, Христианину же удалось бежать. Но недолго пришлось ему идти в одиночестве - его нагнал Уповающий из города Суета, которого заставило пуститься в путь зрелище кончины Верного; так всегда смерть свидетеля истины воздвигает новых последователей Христа.

Завидя удобную тропу, идущую вроде бы точно вдоль их дороги, Христианин уговорил Уповающего перейти на неё, что чуть было не погубило обоих: идя удобной тропою, пилигримы очутились у замка Сомнение. Замок принадлежал великану Отчаяние, который пленил их и принялся мучить, подговаривая наложить на себя руки и тем прекратить страшные мучения.

Христианин был уже готов внять Отчаянию, но Уповающий напомнил ему заповедь «Не убий», Тут Христианин вспомнил о вручённом ангелами ключе Обетование и разомкнул им запоры узилища.

Скоро пилигримы уже были в Отрадных горах, с вершин которых смутно виднелись ворота Небесного Града. Пастухи Познание, Опытный, Бдительность и Искренний дали Христианину с Уповающим подробное описание пути к ним.

Имея полученное из верных рук описание, путники все же последовали за чернокожим человеком в сияющей одежде, посулившим проводить их к Небесному Граду, но заведшим в хитро расставленные сети. Из сетей пилигримов высвободил Ангел Божий, который пояснил, что они попались в ловушку Соблазнителя, иначе - Лжеапостола.

Далее Христианин и Уповающий шли чудной страной Сочетания, о которой говорил пророк Исаия и которую Господь называет Своею. Воздух здесь был напоен дивными ароматами и звенел от чарующего пения птиц. Все отчётливее и отчётливее взорам путников открывался вожделенный Небесный Град. И вот они вышли к реке, которую им непременно предстояло перейти, - лишь двое, Енох и Илия, попали в Небесный Иерусалим, миновав её.

Едва пилигримы вступили в воды реки, как Христианин стал тонуть и возопил словами Псалмопевца: «Я тону в водах глубоких, и волны накрывают меня с головой! Ужас смерти овладел мною!»

Но Иисус Христос не оставил верных Своих, и они благополучно вышли на противоположный берег. У ворот Небесного Града пилигримов встретило воинство Ангелов; небесный хор грянул песнь: «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца».

Пилигримы вошли в ворота и за ними вдруг преобразились и облеклись в одеяния, сверкающие словно золото. Ангелы, которых было здесь великое множество, воспели: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!»

И было благочестивому человеку другое видение, в котором открылась ему судьба Христианы, не пожелавшей некогда последовать за мужем.

Лишь только муж перешёл реку Смерти, женщина эта стала обдумывать своё прошлое и будущее; её тяготило бремя вины - ведь не только себе, но и детям она помешала вступить в Жизнь Вечную.

Как-то во сне видела она Христианина, стоящего меж бессмертными и играющего на лире пред Господом. А наутро в её дверь постучал гость по имени Тайна и передал приглашение Хозяина Небесного Града прийти к Его трапезе.

Соседки осмеяли Христиану, когда узнали, что она отправляется в опасный путь, и только одна, звавшаяся Любовь, вызвалась идти вместе с нею.

За Тесными вратами Христиану с детьми и с Любовью приветствовал Сам Господь. Он указал путь, по которому прошёл Он и который предстояло преодолеть им.

На этом пути женщин с детьми ожидали такие грозные опасности, что Толкователь счёл нужным дать им в проводники своего слугу по имени Дух Мужества. Он не раз выручал путниц, ограждая их от страшных великанов и чудовищ, без числа сгубивших пилигримов, ступивших на ведущую к Небесному Граду стезю не через Тесные врата,

Повсюду, где ни проходила Христиана со спутниками, она слышала восхищённые рассказы о славных подвигах мужа и его товарища Верного. За время пути сыновья её взяли в жены дочерей благочестивых людей и у них родились дети. Младенцев, внуков Христианы и Христианина, пилигримы вручили на воспитание Пастырю, пасшему свои стада на Отрадных горах, а сами спустились в страну Сочетания. Здесь, среди дивных садов, осенявших берега реки Смерти, они оставались до тех пор, пока к Христиане не явился ангел с вестью, что Царь ожидает её явления к Себе через десять дней.

В должный срок Христиана с радостью и благоговением вступила в реку; на том берегу уже ждала колесница, чтобы принять её и отвезти в Небесный Град.

Пересказал

Творчество Джона Беньяна

Джон Беньян(1628–1688) относится к числу авторов, споры о творчестве которых не угасают на протяжении многих столетий. Он одним из первых восстал против безнравственности английского общества эпохи Реставрации и в своих произведениях обратился к поиску истинного пути к идеальному человеку. Путь этот пролегал не только во внешнем, но, главное, во внутреннем мире. Возможно, поэтому имя писателя до сих пор соотносят, прежде всего, с пуританской литературой, то есть литературой духовной. Споры ведутся и вокруг творческой манеры писателя, которого в равной мере относят и к представителям барокко, и к писателям реалистического направления.

Биография Беньяна изобилует приключениями и духовными потрясениями. Сын лудильщика, он посещал традиционную для своего сословия грамматическую школу, где научился писать и читать. В семнадцать лет был призван в армию, участвовал в гражданской войне, затем, в мирное время, продолжил дело отца. Переломным моментом в его жизни стал 1653 год. Именно в это время Беньян познакомился с пуританским учением в секте анабаптистов. С тех пор он не представлял себя вне пуританизма, стал активным пропагандистом его идей. После 1660 года, когда деятельность сект была запрещена, Беньян продолжал свою деятельность, что привело к аресту и заключению. Двенадцать лет тюрьмы не прошли для него даром. В заточении Беньян не только создал наиболее значительные произведения духовной литературы XVII столетия, но и стал для простых англичан в определенной мере символом мученичества за веру. Освобождение из тюрьмы в 1672 году не изменило путь Беньяна, поэтому вскоре он вновь стал заключенным. И только в 1676 году была обретена долгожданная свобода. До последних дней Беньян служил проповедником в Бедфорде, где и был похоронен.

Перу Беньяна принадлежат такие произведение, как «Милосердие, изливающееся на голову грешника»(1666), «Путь паломника»(1677), «Жизнь и смерть мистера Бэдмена»(1682), «Священная война»(1685). В этих произведениях писатель выразил свои взгляды на мир и человека, проявил себя как великий наследник христианских и гуманистических идей. Именно здесь нашло отражение его учение об идеальной личности, построенное на основе размышлений о судьбах человечества и общества, раздумий о роли человека в устройстве своей жизни.

Известно, что Беньян не был первым и единственным на пути разрешения вечных духовных вопросов. Ему наверняка были знакомы труды Л. Бейли («Практика благочестия», 1602), А. Дента («Ровный путь на небеса», 1607), Р. Бернарда («Остров Мэна», 1627) и другие. В них уже поднимались вопросы, которые определили содержание теории Беньяна. Однако только ему удалось выразить свои мысли так четко и образно, что его персонажи, носители основных идей концепции идеальной личности писателя, стали персонажами нарицательными (Бэдмен, Христиан).

По своим философским взглядам Беньян был близок диггерам (копателям). Представители этого движения после подавления Кромвелем деятельности сект (индепенденты, диггеры, левеллеры) захватили и начали обрабатывать пустующие земли, призывая отказаться от частной собственности на землю, жить своим трудом, действовать не «мечом и копьем, а лопатой и плугом».

Основной религиозных взглядов Беньяна стало учение Лютера «теология соглашения», которое получило распространение в Англии благодаря деятельности многочисленных проповедников. Согласно «теологии соглашения» Лютера, первое соглашение было заключено между Богом и Адамом, который впоследствии нарушил установленные правила, за что и был наказан – лишился вместе со своими потомками прощения Бога. Второе соглашение было между Богом и Христом, принесшим себя в жертву во имя искупления человеческих грехов и давшим надежду человечеству.

Читая Священное писание, человек испытывает благодать. Она посылается ему по изъявлению Бога. Таким образом, по Лютеру, человеческая воля подвластна воле Всевышнего. Отсюда неспособность человека к самосовершенствованию своей личности. В свое время это положение вызвало негодование Э. Роттердамского, утверждавшего, что подобное противоречит здравому смыслу.

Беньян отходит от Лютера и, подобно Э. Роттердамскому, спорит с немецким теологом, утверждая, раз соглашение было заключено без участия человека, то избранные спасены не потому, что веруют, а они веруют потому, что спасены. По мнению Беньяна, признание человеком своих грехов – первый шаг на пути к очищению. Цель английского проповедника – спасение, возрождение человека после мрачной жизни, полной преступлений против собственной совести. Главным на пути самосовершенствования является постоянная работа над собой в соответствии с заповедями Библии. По Беньяну, каждый человек стоит перед выбором – продолжать грешить или встать на путь исправления. При этом писатель убежден, что грехи – это необходимый атрибут человеческой жизни, от рождения до смерти. Греховны даже дети, о чем он пишет в «Жизни и смерти мистера Бэдмена». Однако юности свойственны заблуждения, поэтому писатель признавался, что сразу не стремился к идеальной жизни. Напротив, он спешил все познать – и грех, и авантюру, и недозволительные вольности в поведении. Но все это оказалось не главным, потому что в душе его всегда был нравственный стержень, благодаря которому он сумел удержаться в мире. При этом Беньян говорит много о совести, которая мучила его ночными кошмарами, говорит о видениях, которые прекратились только после того, как он стал регулярно посещать церковь. Именно в церкви он услышал однажды проповедь, определившую дальнейший жизненный путь будущего писателя.

На протяжении всего творчества Беньян утверждал, что человек не только способен к самосовершенствованию, но и обязан это делать. В результате кропотливой работы над собой рождается известный нравственный кодекс писателя. Его главный принцип – следовать заповедям на пути к Богу. Очень важно, чтобы человек был способен проникнуть в свою душу, обнаружить в ней все плохое и греховное, а затем сознательно избавиться от всех недостатков. Эта задача крайне сложная, которая, по мнению писателя, потребует от человека огромных усилий воли. И вся человеческая жизнь, по мнению Беньяна, – это постоянная борьба с грехом. Совершенствование – трудный путь, но если его сопровождают воля и вера, человек обретает в итоге нравственную силу и устремляется к добру с чистой совестью. В этом Беньян следует за теологическими и философскими учениями своей эпохи, утверждавшими, что только истинная вера способна привести человека к постижению сущности Бога, а разум – познать земную жизнь. Вслед за Б. Спинозой он утверждает, что разум – дар Божий, с помощью которого человек устремляется к добру; вторя Б. Паскалю, пишет о человеке как малой частице мира. Таким образом, во взглядах Беньяна нашли причудливое смешение собственно теологические представления и основные идеи философии XVII века относительно человека и его места в мире.

Говоря об эстетических взглядах Беньяна, необходимо обратиться к его центральному произведению – «Путь паломника».

Произведение наполнено не только религиозными размышлениями, но и суждениями о творчестве. Его вступление написано в форме апологии (apology – извинение, оправдание). Апология представлена в виде дискуссии, которая также была популярна в Англии XVII века. Наиболее яркими ее представителями были Р. Бартон и Т. Браун.

Беньян использует апологию для защиты своих творческих принципов. В частности, он отстаивает право на аллегорический способ повествования. Главным источником вдохновения для писателя стало Священное писание, воспринимаемое им как эстетический образец, в котором он заимствовал идеи и образы своего повествования. Апология свидетельствует, что писатель преодолевает понимание аллегории как «темной» (именно так оценивалось аллегорическое повествование в Средние века). Беньян видит положительное начало в самом творчестве как процессе, потому что перо и бумага – это те инструменты, которые позволяют все существующее разделить на черное и белое, плохое и хорошее. С помощью пера и бумаги писатель четко излагает свои мысли, выражает свои представления о замысле произведения. На пути создания произведения Беньян считает важным критическое слово первого читателя. Оно нередко ставило автора в тупик, но это не помешало ему завершить свой труд. Для Беньяна «жизнь» произведения – это своеобразная проверка на долговременность существования, особенно сразу, как только оно появилось. Не случайно автор волнуется, не обидел ли он читателя, не сказал ли что-то не так, просит извинить его и не судить слишком строго. Таким образом, Беньян сразу начинает выстраивать диалог с читателем, представляя себе его реплики, замечания. Он даже рекомендует своему «собеседнику» отложить книгу в сторону, если она ему не по вкусу. Но он все-таки верит, что его читатель будет заинтересован и поэтому обращается к нему на «ты»: «Эта книга сделает тебя странником, / Если ты захочешь руководствоваться ее советом; / Она направит тебя в Святую Землю. / Если ты захочешь понять ее наставление, / Она заставит ленивого быть активным; / Слепого видеть чудеса» (пер. Н. Бобровой).

Говоря о сущности искусства, Беньян уподобляет его рыбной ловле и охоте, подчеркивая сходство и различие этих процессов: «И тот и другой процессы требуют умения, времени и усилий, а также арсенал необходимых средств, без которых достижение цели невозможно. Однако заниматься творчеством могут только талантливые люди, именно им удается найти правду, которая является целью искусства».

По мнению Беньяна, литература и искусство способны освободить человека от греха, а долг каждого писателя «кричать о смертельной чуме, трубить, чтобы люди очнулись и бежали от величайшего зла», которое поработило Англию. Так открыто протестует Беньян против английских буржуа и безнравственности общества. Он призывает писателей объединиться против испорченной морали, изгнать ее с помощью самого эффективного оружия – слова. Страницы произведений должны осуждать таких, как Бэдмен, и восхвалять таких, как Христиан. Аллегория способна помочь в этом, так как позволяет проникнуть в глубь души.

Книга «Путь паломника» появилась в период, когда основные принципы пуританизма подвергались пересмотру. И Беньян стремился в первую очередь предотвратить отход англичан от протестантской церкви. Жизненный путь Христиана – это путь всего человечества.

Произведение открывается видением. Этот прием трансформировался из жанра видения, который, по мнению М. И. Никола, имел свою особую сюжетно-композиционную структуру: сначала упоминание о болезненном или экстатическом состоянии, предшествующем видению, затем эпизод богоявления, описание увиденного и услышанного, и, наконец, описание деталей, подтверждающих реальность пережитого. Образ самого ясновидца связывает воедино фрагментарную ткань повествования. В заключении вводится мотив «обращения» ясновидца, фиксируется нравственное обновление его личности.

В «Пути паломника» видим ту же структуру видения. Повествование начинается от лица Спящего Рассказчика, который предлагает читателю воспринимать все как вымысел, а все события – невероятными. История паломничества начинается тоже внезапно. В тексте нет никаких разделений на главы, параграф. Текст сплошной, прерывающийся замечаниями рассказчика (Я решил прилечь в этом месте, и когда заснул, я увидел сон; Я очнулся ото сна; Я уснул и т. п.) В итоге действие превращается в динамично развивающуюся историю, каждая картина которой представляет какое-либо событие, развернутое во времени. Аллегорические образы просты и легко узнаваемы по своей сути. Через все этапы паломничества проходят события, определяющие путь главного героя – Христиана – из Города Разрушения в Небесный Град. Во время путешествия Христиан проходит путь очищения и возвышения, обретает новые духовные знания. Он последовательно проходит Дом Толкователя, Прекрасный Дом. В диалогах с товарищами, сначала с Верным, затем Надежным он раскрывается как личность, стремящаяся к совершенству, но понимающая невозможность идеала на грешной земле. Христиан вступает в борьбу в Долине Унижения, Долине Тени смерти, терпит гонения на Ярмарке Тщеславия, страдает в Замке Сомнения, встречается с Невежеством, Маловером, льстецами, переживает искушение Очарованной Земли, преодолевает Реку Смерти.

Ярмарка Тщеславия олицетворяла сатиру на современное английское общество. Его представляют высокомерные судьи мистер Недальновидный, мистер Неумолимый, которые напоминали реальных судей, от которых пострадал в свое время Беньян (сэр Джон Келиндж, сэр Генри Честер, сэр Вильям Бичер). Описывая сцену суда над Верным, писатель указывает на реальное противостояние сторонников Реставрации и ревностных пуритан. Верного обвиняют в том, что вера Города Тщеславия не была истинной. Против него свидетельствуют Зависть, Предрассудок, Неблагодарный. На основе голословных обвинений Зависть, Предрассудок, Неблагодарный. На основе голословных обвинений Верного приговаривают к смерти. Многозначно звучит замечание автора в итоге – «Товары Рима широко распространены на этой ярмарке, за исключением английского ряда… Эта ярмарка стоит здесь довольно давно». Так своеобразно говорит о новых временах автор, понимая неизбежность потерь в период становления новой экономической формации. Не признавая нравы периода Реставрации, представителями которых выступают Распутная, Любитель Денег, Лавирующий, Временный, Беньян не признает и нравы, утверждаемые католической церковью. Протестант определяет его представления о нравственном человеке, каким ему хочется видеть Христиана. Он не боится заметить, что сильные враги Христиана – это тщеславие и пороки. Преодолеть соблазны ему помогают твердые убеждения. Опираясь на собственный жизненный опыт, Беньян прекрасно понимал всю противоречивость мирской жизни. Поэтому, когда писал о Ярмарке Тщеславия, писал, прежде всего, о современном ему Лондоне: на рынке с его британским рядом, французским и итальянским все продается и покупается: «дома, земли, места, почести, предпочтения, титулы, страны, королевства, пороки, удовольствия и развлечения всех сортов – публичные женщины, жены, мужья, дети, слуги, хозяева, жизнь, кровь, тела, души, серебро, золото, жемчуг, драгоценности…»

Главным испытанием для Христиана стала битва с Аполлионом. Это не только картина, напоминающая о Ветхом Завете и деяниях пророков, но и символ борьбы человека с неприятностями. Образ Аполлиона появляется тогда, когда необходимо принять единственно правильное решение. Победив Аполлиона, Христиан преодолевает соблазны. Беньян приводит своего героя в Небесный град, куда устремятся его последователи, одним из которых была его верная супруга Христиана. В отличие от Самсона Дж. Мильтона, обрушивающего кровлю храма на филистимлянских лордов и жрецов, Христиан достигает Небесного града как символа совершенства и справедливости.

Для Беньяна путь к Богу – прежде всего восхождение к вершинам духа. Однако его Христиан так и не стал той идеальной личностью, о которой мечтал автор.

На протяжении всего творчества Беньян пытался ответить на вопрос, что есть человек, какова его природа и есть ли у него шанс на спасение.

В поисках идеала писатель обращается к образу современного ему человека в повести «Жизнь и смерть мистера Бэдмена», чтобы открыть глаза своим читателям на невозможность существования в мире, где отсутствует мораль.

Сложная по своей композиции повесть, наполненная многочисленными цитатами из Библии, скорее напоминает религиозный трактат. Однако современники писателя воспринимали ее как духовную автобиографию, жанр, который получил распространение в XVII веке. Противоречивость восприятия обусловлена и тем, что в произведении нет четкого деления частей повествования, хотя писатель выстраивает в определенном порядке картины из жизни героя и его окружения.

Как истинный проповедник, Беньян так выстраивает повествование о Бэдмене, что читатель поневоле начинает задумываться над тем, правильно ли он живет. При этом все повествование о жизни и смерти мистера Бэдмена ведут два аллегорических персонажа: мистер Мудрый, носитель светской и религиозной мудрости, и молодой христианин Внимательный. Задача первого – поучать, задача второго – слушать и учиться. Не случайно ведущей формой повествования является диалог. Сама схема описания жизненного пути Бэдмена напоминает форму проповеди, построенной на примерах и заключениях. Все это позволяет Беньяну рассмотреть грех с трех позиций: сначала через восприятие мистера Внимательного, находящего в самом начале своего обращения, затем через оценку греха мистером Внимательным как праведником и, наконец, через максимы Священного писания. При этом мнение автора, высказанное в словах мистера Мудрого, одновременно несет в себе и требование Священного писания. Например, когда Мудрый рассказывает о поведении Бэдмена, который отказывался слушать воскресную проповедь, мы видим, насколько безнравственной, по меркам пуританина, представляется сама личность Бэдмена: «Бэдмен не мог терпеть воскресенье из-за святости, что сопровождала его; начало этого дня приводило его в ужас, как будто его ожидала тюрьма. Чтение Священного писания, прослушивание проповедей, повторение молитв – этого он не выносил».

По мнению мистера Внимательного, ненависть к воскресному дню появилась у Бэдмена из-за испорченности, а по убеждению мистера Мудрого, человек должен проявлять доброту души и сердца в любой день, но в воскресный день необходимо подводить итоги прошедшей недели, полностью сконцентрироваться на Боге.

Диалог Мудрого и Внимательного постоянно перемежается фразой, которая во многом позволяет избежать монотонности повествования. Она призвана все время возвращать читателя к предмету разговора: «Этот Бэдмен был несчастным существом», на что Внимательный замечает: «Это было вами уже не раз сказано». Характеризуя особенности диалога в повести вообще, Х. Тэлон писал, что такой диалог призван выполнять дидактическую функцию, он должен разворачиваться динамично, и мысль говорящего должна играть и сверкать, как луч на воде.

Собственно биографические сведения перемежаются с рассуждениями Мудрого и Внимательного о религии и нравственности. В уста Мудрого Беньян вкладывает свои оценки Бэдмена, опираясь на Библию, цитаты из которой сопровождают практически все характеристики героя.

Бэдмен, имя которого построено на сочетании двух английских слов – bad man – «плохой человек» – и соотносится с фразой «плохие времена» – bad times, – представляет собой тип грешника, чья жизнь – настоящая экскурсия по всем человеческим грехам вообще.

И действительно, в натуре Бэдмена нет ничего привлекательного. Мы наблюдаем процесс деградации: очередной грех разрушает личность. При этом Бэдмена иногда озаряют мысли о необходимости что-то изменить, чтобы умереть не грешником, а праведником. Но, по всей видимости, этот персонаж был задуман как неисправимый грешник. И характер его раскрывается прежде всего в семейных отношениях. Женившись на богатой сироте, праведнице, Бэдмен преследовал только одну цель – деньги. После свадьбы супруг обнаруживает свое истинное лицо, и жизнь женщины превращается в ад. Сначала ее потрясает, что Бэдмен расплатился с кредиторами ее деньгами, затем ее шокирует его отношение к религии, которую он «вешает… на ограду, или скорее поступает с ней, как люди поступают со старой одеждой: либо выкидывают ее, либо отдают другим… Такое обращение мужа постепенно убивало ее».

Со смертью жены Бэдмена у автора появилась возможность говорить о воспитании, так как все семеро оставшихся без матери детей обладали разными характерами. По мнению Беньяна, это обусловлено тем, что мать и отец были людьми, чуждыми друг другу – верующая и безбожник. Поэтому, пишет Беньян, каждый по-своему видел цель воспитания: «Праведник будет заботиться о том, чтобы его ребенок стал таким же и добиваться этого будет молитвами, советом и хорошим примером; второй же попытается воспитать его злобным и грешным». Для писателя идеальным воспитателем была жена Бэдмена. Она сумела передать одному из своих детей набожность, смирение, уважение к людям, терпимость.

Вторая жена-блудница явилась своеобразным наказанием Бэдмену. Однако это мало что изменило в самой натуре героя. Потому что все отрицательные черты, которые когда-либо существовали в человеческом роду, обнаруживаются у него. При этом Мудрый подчеркивает его типичность. Он указывает, что такие черты характерны и для представителей высшего сословия, характеризует их как беспринципных, эгоистичных, грубых, невыдержанных, способных на подлость. Их главная цель – накопительство. В этом как раз преуспел Бэдмен. Разоблачая его, Беньян вступает в противоречие с учением пуритан, согласно которому накопление капитала было богоугодным делом. Беньян отвергает богатство материальное как цель жизни, противопоставляя ему богатство духовное. Именно о таком богатстве человеческой натуры писал он в своем знаменитом «Пути паломника».

Повесть «Священная война» – это аллегорическое повествование, как, впрочем, и все произведения писателя. Она представляет человеческую душу как поле битвы двух противостоящих друг другу сил – добра и зла. Особую роль в повествовании играет рассказчик. Он помогает путешествовать сквозь время и пространство, соединяет воедино события аллегории. Этому помогают такие конструкции, как «осмелюсь заметить…», «мне сказали, что…», «я уже говорил об этом…» и т. п.

Беньян начинает свое повествование с рассказа о падших ангелах, о войне, которую ведет Дьявол, «великий и могущественный принц». Он стремится завладеть душой и сердцем человека, хотя его Шэдей (Бог) создал для себя. Дьявол захватывает душу, ослепляет ее, овладевает волей. Эммануил (Христос) атакует Город Человеческой Души и умоляет грешную личность противостоять Дьяволу. Описывая очищение Города от сатанинской скверны, суд над войском Дьявола, Беньян показывает, насколько современное общество поражено пороком, настаивает на сближении с Эммануилом.

Однако празднование победы не означает окончание войны. Совсем скоро Город попадает под «ядовитое обаяние» речей мистера Плотская Уверенность, которому удается притупить чувство любви и уважения людей к Эммануилу. Таким образом, битва Дьявола и его армии Сомневающихся за человеческую душу продолжается. Спасение приходит только в финале в лице Эммануила.

Эммануил, сын Шэдея, несет в себе позитивные качества спасителя человечества. Как истинный полководец, он атакует Город по всем законам военного искусства. По мнению писателя, война – вынужденная мера, поскольку Эммануил – это, прежде всего, спокойный, справедливый и выдержанный правитель. Он обладает даром красноречия, убеждает горожан не поддаваться лживым словам Дьявола. Эммануил способен на прощение. Он искренне поддерживает горожан в их стремлении покаяться, с уважением говорит о них: «Они ушли в лагерь в черном, вернулись в город в белом; в лагерь они ушли в веревках, а вернулись в цепях из золота, туда они ушли в оковах, а вернулись без них; также они направлялись в лагерь, думая о смерти, а вернулись обратно, полные жизни».

В финале повести Эммануил произносит пламенную речь, в которой прощает Город Человеческой Души и обещает ему свое покровительство: «Стань моим другом, мой Город Человеческой Души, и я защищу тебя от сторонников Дьявола, и перед отцом своим и его судом».

Таким образом, через все творчество Беньяна проходит одна центральная мысль – человек может стать счастливым и праведным, если сознательно выберет путь служения Богу. Он свободен в этом выборе. Об этом свидетельствовало и главное произведение писателя «Путь паломника». Беньян во многом опередил свое время, вышел за рамки определенных художественных систем. По справедливому замечанию исследователей литературы, его произведения написаны живым английским языком и содержат в себе набор общечеловеческих ценностей, которые не оставляют равнодушным ни одного читателя до сих пор.

Задание для самостоятельной работы

1.Прочитайте «Путь паломника» и определите виды аллегории в повествовании. Обоснуйте их и подтвердите примерами из текста, в том числе набором персонажей.

Творческая работа по теме

1.Составьте подробный план пути Христиана. Отметьте центральные точки повествования, определяющие этапы восхождения души Христиана.

Вопросы коллоквиума

1. Философско-эстетические взгляды Дж. Беньяна.

2. Основные идеи «Пути паломника».

3. Сравнительный анализ главных героев повестей «Путь паломника» и «Жизнь и смерть мистера Бэдмена».

Путь паломника (1678) представляет собой аллегорическое повествование о тернистом пути через Болото отчаяния, Долину тени смерти, Ярмарку тщеславия и другие места, по которому следует Кристиан ("христианин"), направляющийся в Небесный град.

(1628-1688)
Беньян родился предположительно 28 ноября 1628 в Элстоу (графство Бедфордшир). Получив начальное образование, еще в отрочестве занялся ремеслом своего отца, став лудильщиком и жестянщиком. Во время гражданских войн он в 1644-1646 состоял на службе в парламентской армии. После возвращения домой он внезапно женился. Среди горожан он быстро приобрел дурную славу богохульника, сквернослова и гуляки, не посещающего церковь, но позже, отчасти под влиянием жены, начал задумываться о своих грехах и душевной скверне, переживая периоды раскаяния и крайнего отчаяния. Впоследствии, в своем автобиографическом сочинении Благодать, изливаемая на первого среди грешников (Grace Abounding to the Chief of Sinners, 1666), он поведал о том, каких усилий ему стоило преодолеть это душевное состояние отверженности и обреченности и обрести уверенность в милосердии Божьем. К счастью для себя, он испытал влияние Джона Чиффорда, священника нонконформистской церкви св. Иоанна в Бедфорде, и в 1653 стал членом нонконформистской общины.

Около 1656 жена Беньяна скончалась, оставив четырех малолетних детей, один из которых был слепым. Уверившись в том, что божественная благодать щедро изливается даже на таких, как он сам, Беньян начал проповедовать (не имея на это формального разрешения) среди соседей, и в 1656 издал свою первую книгу под названием Некоторые открывшиеся евангельские истины (Some Gospel Truths Opened), где критиковал идеи квакеров. В 1659 он женился вторично и в том же году опубликовал первый из своих назидательных трактатов - Раскрытие учения о законе и благодати (The Doctrine of the Law and Grace Unfolded).

После реставрации монархии в 1660 вошел в силу закон против самодеятельных нонконформистских проповедников, и в ноябре того же года Беньян был арестован и заточен в тюрьму, где провел 12 лет. За этот период он опубликовал девять книг, наиболее значительной из которых стала Благодать, изливаемая... После освобождения в январе 1672 три года проповедовал в Бедфорде, но в 1675 был вновь брошен приблизительно на полгода в темницу, где, по преданию, и написал Путь паломника. В последующие годы больше не подвергался преследованиям, а его слава как проповедника достигла Лондона. В этот период он опубликовал четыре религиозных аллегорических сочинения, поставивших его в один ряд с классиками английской литературы.

"Путь паломника"(начало )
"Я говорил к пророкам,и умножал видения,и чрез пророков употреблял притчи.Осия,XII/10.

"Когда я проходил пустынею всего мира,то случайно попал в такое место,где нашел себе укрытие,и лег
я в этом укрытии с тем,чтобы заснуть;и когда я спал,то видел сон.снилось мне,что вот я вижу человека,одетого в лохмотья,и стоит он отвернувшись лицом от своего дома,с книгой в руке и с великим на спине бременем.
Посмотрел я и увидел,что он открыл книгу и читал по ней, и когда он читал,то пребывал в плаче и трепете;и, не в силах более сдерживаться,воскликнул он горестно,говоря:"Что же мне делать?"
Будучи в таком затруднении,пошел он домой и сдерживался,покуда мог,дабы жена и дети не заметили его горести; но не сумел долго молчать,ибо муки всё усиливались. Посему открыл он душу жене и детям и начал так:"Дорогая жена,-сказал он,-и вы,дети чрева моего,я ваш супруг и отец,погибаю от великого бремени,на мне лежащего
;более того,я имею точные сведения,что наш город будет сожжен огнём с неба и в этом ужасном огне как
мы с тобой,дорогая жена,так и вы мои милые детки,погибнем безвозвратно; только если(но как я ещё не знаю)
найдется какой нибудь выход,чтобы нам спастись". Родные его сильно тому поразились; не то чтобы они поверили,что всё это правда,но им подумалось,что он не в своём уме,а посему,так как дело шло к ночи,они понадеялись,что сон ему голову просветлит, и поспешно уложили его в постель; однако ночь была столь же беспокойная,как и день,ибо вместо сна провел он её в слезах и воздыханиях. Так что, когда наступило утро,они осведомились,как он себя чувствует,а он отвечал,что всё хуже и хуже. И снова начал говорить к ним,но теперь это мало их трогало; и они пытались изгнать его недуг суровым и непреклонным с ним обращением: то принимались его вышучивать,то уговаривать, а то и просто внимания не обращали; тогда он стал уединяться в своей комнате,дабы помолиться за них и их пожалеть, а также,чтобы оплакать бедственное своё положение; стал часто гулять в одиночестве за городом,порой читая а порой молясь; и так провел несколько дней.
Так вот,однажды, я видел, когда он гулял за городом в поле,что он читает (как было у него в обычае) по своей книге, и разум его мучится; и когда он читал, то, как уже бывало, вырвалось у него горестное восклицание:"Что мне делать,чтобы спастись?"
Не сразу ты покинешь это свет;
Но лишь Евангелист тебя найдет
И об ином расскажет- ты готов
За ним вослед бежать земных оков.
Вижу, посмотрел он и туда, и сюда, как будто собирался бежать,однако с места не сдвинулся, ибо как я догадался, не мог понять, куда ж идти. Тут я посмотрел и увидел человека по имени Евангелист,который подошел к нему и спрашивает:"В чем причина твоих слёз?" Тот ответил:"Сударь, я понял из книги,которую держу в руке, что осужден умереть,а затем идти на суд; и вижу, что не желаю первого и не вынесу второго".
Тогда Евангелист говорит:"Отчего не жалать смерти, если в жизни сей столько зла?" Человек же ответил:"Ибо опасаюсь,что бремя, которое у меня на спине, потянет меня глубже всякой могилы, и упаду я прямо в Тофет.(место в долине Енномовой,где идолопоклонники евреи сжигали в честь молоха своих детей.Святилище в Тофете было разрушенно царём Иосией,чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху)
И,сударь,если я не готов идти в тюрьму,то (это уж точно) не готов я идти и на суд,а оттуда на казнь; при мысли об этом я плачу".
Тогда сказал Евангелист:"Если таково твоё положение, что ж ты не двинешься с места?".
Тот отвечал:"Потому,что не знаю,куда идти". Тогда тот дал ему пергаментный свиток,в котором было написано:"Беги грядущего гнева".
Человек сие прочёл и,глядя на Евангелиста весьма внимательно,говорит:"Куда же мне бежать?". Тогда Евангелист сказал,указывая пальцем вдаль широкой равнины:"Видишь ли там Калитку?" Человек отвечал:"Нет". Тогда тот говорит:2Видишь вон там сияющий свет?" Он отвечает:"Кажется вижу". Тогда Евангелист сказал:"Следи,чтобы не потерять из виду этот свет и иди прямо на него, и увидишь Ворота, и там, когда постучишься, скажут тебе,что тебе делать".
Итак,вижу во сне, что человек этот побежал; и не успел отбежать от своей двери,как жена и дети начали ему в след кричать, чтобы он возвратился; но человек заткнул пальцами уши и всё бежал,громко вопия:"Жизнь,жизнь,вечная жизнь!" И так, не оглядываясь,бежал к самой середине равнины.
Соседи тоже вышли посмотреть, как он бежит, и, когда он пробегал мимо, одни смеялись,другие угрожали;иные кричали вслед, чтобы он вернулся. И вот среди стоявших там нашлись двое, что решили привести его обратно силой. Имя одного было Упрямец, а другого Сговорчивый. Так вот, в эту пору человек сей был от них довольно далеко однако они решились его преследовать и не в долгом времени настигли.
Тогда человек говорит:"Соседи,для чего вы пришли?"Те отвечали:"Чтобы убедить тебя с нами вернуться", А он сказал:"Этого никак не может быть.Вы живёте,- говорит,-в городе Погибели(где и я родился),я это вижу;и,если в нём и умрёте рано или поздно, то провалитесь глубже могилы, в то место, что кипит огнём и серой; послушайте меня,добрые соседи, и пойдёмте вместе".
-Как!-воскликнул Упрямец,-оставить друзей,оставить домашний уют!
-Да,-отвечал Христианин(ибо таково было его имя),-ибо всё,что вы оставите,не стоит и сравнения с малой частичкой того,чего я ищу;и если вы пойдёте со мною и сим овладеете,то будете как я;ибо там,куда я иду,хватит на всех и ещё останется,проверьте мои слова.
УПРЯМЕЦ.Что же ты такое ищешь,что оставляешь весь мир,лишь бы это найти?
ХРИСТИАНИН.Ищу наследства нетленного,незапятнанного,неотторжимого;оно копится на небесах и хранится надежно,дабы в надлежащее время получили его те,кто усердно ищет.Прочтите об этом,если желаете в моей книге.
УПРЯМЕЦ.Тфу ты,только книги ещё не хватало;скажи сразу:воротишься ты с нами или нет?
ХРИСТИАНИН.Нет,не ворочусь,-сказал тот,-ибо я возложил руку свою на плуг.
УПРЯМЕЦ.Давай поворачивать,сосед сговорчивый, и пойдем домой без него. Есть такие любители нос задирать:уж если им что взбредёт в голову-семеро мудрецов их не переспорят.
СГОВОРЧИВЫЙ.Не бранись;если добрый Христианин говорит правду- то,чего он ищет,куда лучше нашего;я склоняюсь идти с моим ближним.
УПРЯМЕЦ. Как?Еще один выискался!Послушай меня: возвратимся. Как знать,куда заведёт тебя этот одержимый!Вернись,вернись и не глупи.
ХРИСТИАНИН.Идём со мной,сосед Сговорчивый;там есть всё,о чем я рассказывал,и множество других великолепных вещей.Если ты мне не веришь,вот прочти в книге то,что всё в ней правда,засвидетельствованно кровью Написавшего её.
СГОВОРЧИВЫЙ.Ну,сосед Упрямец,я,кажется решил;я пойду с этим добрым человеком и разделю его судьбу. Но другой спутник мой,знаешь ли ты дорогу к этому желанному месту?
ХРИСТИАНИН.Меня направляет человек по имени Евангелист, и он велел поспешить к той Калитке,что перед нами,а там нам укажут путь.
СГОВОРЧИВЫЙ. Так пойдем же сосед. И они пошли вместе.
УПРЯМЕЦ. А я пойду восвояси. Я не товарищ таким,которые кидаются,очертя голову,а куда-сами не знают.
И вот вижу я во сне, что Упрямец пошел домой,а Христианин и Сговорчивый разговорились, и начали свой разговор так:
ХРИСТИАНИН.Ну,как ты,сосед Сговорчивый? Ярад,что ты решил пойти со мною; да еслибы и сам Упрямец почувствовал,как я,всю силу и ужас того,что покуда незримо,он бы так легко нас не бросил.
СГОВОРЧИВЫЙ.Ну,сосед Христианин,как здесь никого,кроме нас двоих,нет,расскажи мне поподробнее,что есть там,куда мы идем, и как этого добиться.
ХРИСТИАНИН.Мне легче воспринять всё это разумом,чем изложить словами;но всё же,раз ты хочешь узнать об этом,я почитаю тебе об этом из моей книги.
СГОВОРЧИВЫЙ. А уверен ли ты, что каждое слово в твоей книге-правда?
ХРИСТИАНИН.Конечно,ибо её написал Тот,Кто солгать не может.
СГОВОРЧИВЫЙ.Сказанно изрядно;так о чем же там говориться?
ХРИСТИАНИН. Что есть для нас бескрайнее Царство и вечная жизнь;что мы можем навеки там поселиться.
СГОВОРЧИВЫЙ. Славно сказанно;а что ещё?
ХРИСТИАНИН. Есть там великолепные короны,чтобы нас увенчать,и одежды,в которых мы засияес как солнце на небесной тверди.
СГОВОРЧИВЫЙ. Отлично;а что ещё?
ХРИСТИАНИН.Там не будет печали,ни плача; ибо Владелец тех краёв утрёт все наши слёзы.
СГОВОРЧИВЫЙ.А какое у нас там будет общество?
ХРИСТИАНИН.Мы там будем с серафимами и херувимами,сияющими создениями,на которых даже смотреть трудно. Так же мы встретим тысячи и десятки тысяч тех,кто попал в этот край до нас; и никто из них не злонамерен,но все любящи и святы;каждый ходит перед Господом и навеки к нему вхож:словом,там увидим мы старших с их золотыми венцами,святых девственников и девственниц с золотыми арфами. Там увидим мы так же людей,коих мир сей разорвал на куски,сжег огнем,скормил диким зверям,утопил в море за ту любовь,какую они питали к Господину тех краёв, и облаченных в бессмертие,как в платье.
СГОВОРЧИВЫЙ.Услышунного достаточно,чтобы восхитить сердце;но достанется ли что-нибудь нам? Как нам получить в этом долю?
ХРИСТИАНИН.Государь,правящий той страною,записал это в сей книге, и суть её в том,что ежели мы истинно захотим,он даст нам всё это и ничего взамен не возьмет.
СГОВОРЧИВЫЙ.Ну,мой добрый товарищ,я рад это слышать;давай прибавим шагу.
ХРИСТИАНИН.Хотел бы я идти быстрее, но не могу из-за бремени,что у меня на спине.
Тут я вижу во сне, что как раз в тот момент, когда они окончили этот разговор,подошли они к весьма сырой Трясине,находившейся посреди равнины, и оба они,будучи беззаботны,внезапно в это болото упали. Называлась эта Трясина Уныние. В ней-то они и погрязли и весьма сильно испачкались тиной; а Христианин,из-за своего бремени,начал тонуть.
СГОВОРЧИВЫЙ.Тогда сказал Сговорчивый,ахсосед мой Христианин,где это мы?
ХРИСТИАНИН.Говоря по-правде,-сказал Христианин,-я и сам не знаю.
СГОВОРЧИВЫЙ. Тут Сговорчивый обиделся и говорит рассерженно своему спутнику:"Это,что ли, и есть то самое счастье,о котором ты говоришь? Если уж с первых шагов пошли такие неприятности,чего ожидать от остального пути? Вернусь-ка я к прежней жизни,а ты уж ступай в свою славную страну без меня". С этими словами рванулся он отчаянно раз и другой и выбрался из Трясины на ту сторону,которая ближе к дому. Так он и ушел,и Христианин его больше не видел.
По этой причине Христианину пришлось барахтаться в Трясине Уныния одному; но он всё равно пытался подобраться к той стороне,что была дальше от дома,но ближе к Калитке;когда же это удалось,из болота он выбраться не смог из-за своего бремени. Мне приснилось,однако,что подошёл к нему человек, по имени Помощь, и спросил,что он там делает.
ХРИСТИАНИН. Сударь,мне велел идти сим путем человек по имени Евангелист;он так же направил меня вон к той Калитке,дабы мог я спастись от грядущего гнева; и вот когда я шёл,то угодил сюда.
ПОМОЩЬ.Но почему не поискал ты ступеней,чтобы перейти?
ХРИСТИАНИН.Так подгонял меня страх,чтоя побежал как ближе и здесь увяз.
ПОМОЩЬ. Тогда,давай мне руку;тот дал ему руку, и он вытянул его и поставил на твёрдую почву, и велел продолжать путь...."

Роман Джона Беньяна&171;Путь паломника&187;является одной из самых знаменательных книг, написанных на английском языке. Достаточно сказать, что по числу переводов произведение уступает разве что Библии таких переводов более двухсот.&171;Путь паломника&187;уже давно стал неотъемлемой частью классического наследия английской словесности, проч но заняв место в ряду самых известных литературных памятников. Следы его воздействия легко обнаружить у Дефо, Свифта, сестер Бронте, а Теккерей заимствовал из&171;Пути паломника&187;название своего лучшего романа&171;Ярмарка тщеславия&187;. Сюжет романа представляет собой аллегорическое путешествие Христианина к Небесному граду. Сбежав из Города Погибели, он проходит через такие многозначительные пространства, как Трясина Уныния, Долина Унижения, Гора Наживы, Крепость Сомнения и прочие места скорби и радости, стремясь к Благодати и Истине, переживая многочисленные приключения, от сражения с чудовищем Аполлионом до заточения в темницу Великана Отчаяния.

Место рождения:
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!