«Сокровище русское, неоскудное и неокрадное. Преподобный иринарх, затворник борисоглебский Борисоглебский монастырь вериги иринарха дмитрий миронов

Монастыри – это сокровище русской жизни… Мы ценим монастыри ради тех жемчужин, которые появляются и сияют в их стенах.

Князь Сергей Николаевич Трубецкой

Такой многоценной жемчужиной в Борисоглебской обители сияет имя преподобного . Мощи его покоятся под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора, а келья – часовенка преподобного Иринарха – пристроена к восточной монастырской стене на том самом месте, где стояла подлинная древняя келья старца. К ней вас приведет липовая аллея. Предание сообщает, что на этом самом месте во времена первостроителей рос кедр, под которым беседовали преподобный с Феодором и Павлом о будущем устройстве Борисоглебского монастыря. Именно под этим кедром было им видение святых .

Преподобному Иринарху наверняка было известно, что под этим кедром погребен дивный старец – всеми уважаемый пустынник Григорий. Он жил в убогой хижине на берегу реки Шулы. До смерти пустынника никто не знал его истинного имени и происхождения. Только после смерти старца на груди у него в золотом складне было найдено завещание, из которого все узнали, что старец был не кто иной, как князь Андрей Федорович Голенин, которого все считали павшим на Куликовом поле. Старец завещал положить тело его в Борисоглебском монастыре, под растущим там кедром. Так и было исполнено. Тело старца Григория было предано земле в Борисоглебском монастыре при большом стечении народа. Возможно, Иринарх считал себя последователем духовного подвига этого старца.

В монастыре в старом саду за еловой аллеей есть высохший пруд. Монастырское предание гласит, что пруд этот ископан святым Иринархом. Об этом упоминается и в стихотворении «Виды Борисоглебского монастыря», написанном в 1870 году:

Есть столетний кедр высокий,
Грушно дерево, сады…
Два пруда – из них широкий –
Преподобного труды.

Еще в начале XX века пруд был наполнен водой, рядом с ним бил святой источник. Над источником была устроена деревянная часовенка. Много чудесных исцелений совершалось в монастыре у этого святого источника. Об одном из них повествует запись в монастырской летописи, датируемая 15 нюня 1904 года: «Некто крестьянин Александр Алексеевич Маринин, член Ростовской земской управы, заявил настоятелю Борисоглебского монастыря архимандриту Ювеналию, что его дочь Мария 12 лет страдала пороком сердца, воспалением легких и ревматизмом. Ростовские доктора отказались ее лечить. Маринин решился вести дочь в Борисоглебский монастырь.

Это было 6 июня 1903 года. Здесь в монастыре отец с больной дочерью отслужили молебен преподобному Иринарху, и из колодца больную напоили водицей. По исполнении сего религиозного обряда дочь Маринина получила исцеление вопреки определению врачей, что якобы девочка не может быть жива».

Преподобный Иринарх был не единственным монахом в Борисоглебском монастыре, несшим подвиг добровольного затвора. До него в обители подвизался старец Корнилий, о котором пока ничего не известно за исключением записи в монастырском синодике XVII века. Возможно, преподобный Иринарх принял от старца Корнилия и его вериги. Были ученики и у преподобного Иринарха. Это затворник Иоаким, который подвизался в Николо-Шартомском монастыре в Суздальском уезде, затворник Дионисий из Переславского Никольского монастыря на болоте и преподобный схимонах Корнилий – затворник из Переславского Борисоглебского монастыря. «Сии вси един образ имуще жития, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями прикованы бяху, пищею сухою питахуся, рыбы ж и масло, ни скоромному, и мягких явств не прикасахуся. И житие их единому Богу ведома. Людие мнози к ним прихождаху, и житие их ублажаху, и пользу от них, сказывают, велию приимаху».

Житие прп. Иринарха – один из самых достоверных источников по истории Смутного времени

О жизни преподобного Иринарха мы узнаем из жития, составленного сразу после смерти святого в 1616 году учеником его иноком Александром. Корифеи исторической науки обращались к житию преподобного Иринарха, называя его одним из самых достоверных источников по истории Смутного времени. Н.И. Костомаров в своем труде «Смутное время Московского государства», упоминая о посещении князем Д.М. Пожарским затворника Иринарха в Борисоглебском монастыре, пишет: «Прозорливый старец предсказал успех князю и тем самым, конечно, ободрил его дух». Но что стоит за этой короткой фразой? И разве не великое дело – ободрить дух великого русского полководца? Это случайный малоизвестный эпизод или поворотный момент в истории Смуты?

В житии преподобного Иринарха открывается путь русского спасения, тремя составляющими которого являются воинская доблесть, смирение и подвижничество. Сам русский народ понимал причину Смуты правильно. Смута воспринималась им как наказание Божие за грехи. В Смуту сам народ управлял собой и сам себя спасал в отсутствие государственной власти. И, четко разделяя для себя подвиг духовный и подвиг ратный, русский народ выдвинул из своей среды двух героев-освободителей – Кузьму Минина и преподобного Иринарха. Из 38 лет монашеской жизни 30 преподобный пребывал в затворе. Повсюду дивились в Русской земле борисоглебскому затворнику, потому что он сумел подчинить плоть душе, являя пример добровольного мученичества. В годы страшных людских бедствий, в разгар погибельной Смуты прибавлял себе преподобный Иринарх оков и железных тяжестей. Эти вериги носил он до конца дней своих.

Одно из важных событий земной жизни Иринарха – хождение святого к царю Василию Шуйскому. В 1608 году было преподобному Иринарху видение, будто Москва вся посечена и пожжена от Литвы и все Московское царство разграблено. Пошел старец в Москву сообщить государю об этом. Царь одарил преподобного подарками, но старец, отказавшись от царских даров, сказал: «Не за подарками я к тебе шел, но возвестить Правду. Ты же царь православный, стой в вере твердо!»

Еще задолго до начала Смуты в монастырь к преподобному Иринарху заходил московский юродивый Иоанн по прозвищу Большой Колпак. Он сказал тогда преподобному: «Не дивись тому, что будет с тобою. Устами человеческими невозможно вымолвить всего. Нашлет Господь за грехи на Русскую землю иноплеменников, но они подивятся твоему многому страданию. Меч их тебя не повредит, и прославят они тебя более верных».

И когда разгорелась Смута, поляки хозяйничали в Ростовской земле, приходил в монастырь в 1609 году знаменитый польский воевода Ян Петр Сапега. Зачем приходил в монастырь Сапега, сказать сейчас трудно. Возможно, он знал о том, что с 1606 года в Борисоглебском монастыре находился католический монах, миссионер Николай де Мело, имеющий переписку с женой Лжедмитрия I Мариной Мнишек. За миссионерскую деятельность царь Василий Шуйский отправил его в Борисоглeбский монастырь. Но в обиходнике монастыря под 1607 годом значится запись: «Латинянин Николай поп услан в пустынь Спасскую». Видимо, монахи, зная о приближении польских войск, спрятали пленника в более укромном месте.

«За какого царя Бога молишь?» – спросил Иринарха Сапега. «За русского – другого не знаю», – отвечал старец

Не для вызволения ли Николая де Мело шел грозный пан Сапега к обители? Но вместо иностранного пленника он нашел в монастыре добровольного затворника, «сокровище русское, неоскудное и неокрадное». «Как, старец, веруешь и за какого царя Бога молишь?» – спросил Иринарха Сапега. «В Русской земле рожден, за русского царя и Бога молю – другого царя не знаю», – без страха отвечал старец. Сапега, обратившись к своим панам, сказал: «Я такого батьки нигде не видел, ни здесь, ни в иных землях, крепко зело и небоязливо», и, обернувшись к старцу, поклонился и тихо промолвил: «Прости меня, батько».

В то время в монастыре «стояла печаль великая, монастырь и вотчинка были разорены еси». В 1608 году «приходили в монастырь литовские люди, и те де литовские люди монастырь разорили, образы окладные ободрали, казну поймали, а старцов и слуг много посекли…» Перед уходом Сапега не велел своим воинам разорять более обитель и дал затворнику 5 рублей золотом на милостыню.

Без страха обличал преподобный жестоких поляков, противостоял им твердой верой и чистым сердцем. А народных вождей благословлял на подвиг. Так, в 1610 году к Переславлю, в Александрову слободу и Димитрову, посылал старец просфору и крест народному герою – князю Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому с наказом: «Дерзай, княже, Бог поможет тебе врагов победить!».

Старец послал князю Пожарскому просфору, наказывая: «Не бойся, княже, иди на Москву и узришь славу Божию»

В 1612 году в Ярославле был с ополчением князь Д.М. Пожарский, на Москву не спешил идти. Старец же, узнав о замешательстве князя, послал ему просфору, повелевая выступить с ополчением: «Не бойся, княже, иди на Москву и узришь славу Божию». Вскоре сам князь приходил к старцу в келью благословиться. А в 1615 году пришла в монастырь грамота от нового царя Михаила Федоровича Романова: «Пожаловал есмь Государь на поминание отца своего Филарета 5000 листов белого немецкого железа и пуд олова, 150 рублей, 24 алтын и 4 денги и грамоту утвердихом по прежде и ловли и покосы по реке Ковже игумену Петру да затворнику Иринарху, ради трудов его по Бозе». Даже сам государь признавал заслуги старца перед Отечеством.

Простой русский народ всегда имел благоговейное преклонение перед величием нравственного подвига. Преподобные, юродивые были ходатаями перед Богом за русский народ. А народу было дорого их стремление открыто обличать и искоренять людскую ложь. Вот и преподобный Иринарх избрал для себя подвиг затвора и обратил его на служение Отечеству. Ярославский краевед И.А. Тихомиров в начале XX века назвал преподобного Иринарха драгоценным ростком на ниве Русской.

«Память о нем – это питательная среда для народа, в ней его корни. Оторвите народ от нее, и он завянет, как скошенная трава».

Пре-по-доб-ный Ири-нарх, за-твор-ник Ро-стов-ский, ро-дил-ся в кре-стьян-ской се-мье в се-ле Конда-ко-во Ро-стов-ско-го уез-да. В Кре-ще-нии он по-лу-чил имя Илия. На 30-м го-ду жиз-ни свя-той при-нял по-стриг в мо-на-ше-ство в Ро-стов-ском Бо-ри-со-глеб-ском мо-на-сты-ре . Там он стал усерд-но тру-дить-ся в ино-че-ских по-дви-гах, по-се-щал цер-ков-ные служ-бы, но-ча-ми мо-лил-ся и спал на зем-ле. Од-на-жды, сжа-лив-шись над стран-ни-ком, ко-то-рый не имел обу-ви, свя-той Ири-нарх от-дал ему свои са-по-ги и с тех пор стал хо-дить бо-сой по мо-ро-зу. Игу-ме-ну не по-нра-ви-лось та-кое по-ве-де-ние по-движ-ни-ка, и он на-чал сми-рять его, за-став-ляя ча-са по два сто-ять на мо-ро-зе про-тив сво-ей кел-лии или по-дол-гу зво-нить на ко-ло-кольне. Свя-той всё пе-ре-но-сил с тер-пе-ни-ем и не из-ме-нил сво-е-го по-ве-де-ния. Игу-мен про-дол-жал же-сто-ко-серд-ство-вать, и пре-по-доб-ный был вы-нуж-ден пе-рей-ти в Ав-ра-ми-ев Бо-го-яв-лен-ский мо-на-стырь, где был при-нят в чис-ло бра-тии и вско-ре был на-зна-чен ке-ла-рем. Пре-по-доб-ный с усер-ди-ем ис-пол-нял свое по-слу-ша-ние, скор-бя о том, что бра-тия мо-на-сты-ря и слу-жи-те-ли не бе-ре-гут до-сто-я-ние оби-те-ли, рас-то-чая его без ме-ры. Од-на-жды во сне он уви-дел пре-по-доб-но-го Ав-ра-амия Ро-стов-ско-го (па-мять 29 ок-тяб-ря), ко-то-рый уте-шил его и бла-го-сло-вил раз-да-вать всем по-треб-ное без сму-ще-ния. Как-то во вре-мя пе-ния Хе-ру-вим-ской пре-по-доб-ный Ири-нарх гром-ко за-ры-дал. На во-прос ар-хи-манд-ри-та он от-ве-тил: "Мать моя пре-ста-ви-лась!" Оста-вив Ав-ра-ами-ев мо-на-стырь, пре-по-доб-ный Ири-нарх пе-ре-шел в Ро-стов-ский мо-на-стырь свя-то-го Ла-за-ря, по-се-лил-ся в уеди-нен-ной кел-лии и про-жил в ней три го-да в тес-но-те и го-ло-де. Здесь его на-ве-щал бла-жен-ный Иоанн юро-ди-вый по про-зва-нию Боль-шой Кол-пак. Свя-тые под-креп-ля-ли друг дру-га ду-хов-ной бе-се-дой. Ста-рец, од-на-ко, имел же-ла-ние воз-вра-тить-ся в свою пер-во-на-чаль-ную оби-тель - Бо-ри-со-глеб-ский мо-на-стырь. Он был при-нят об-рат-но с лю-бо-вью стро-и-те-лем Вар-ла-а-мом и стал еще бо-лее су-ро-во под-ви-зать-ся в оби-те-ли. Уеди-нив-шись в за-тво-ре, по-движ-ник же-лез-ной це-пью при-ко-вал се-бя к де-ре-вян-но-му сту-лу, на-ло-жил на се-бя тя-же-лые це-пи и кре-сты. За это он пе-ре-но-сил озлоб-ле-ние и на-смеш-ки от мо-на-стыр-ской бра-тии. В то вре-мя его на-ве-стил дав-ний друг, бла-жен-ный Иоанн юро-ди-вый, пред-ска-зав-ший на-ше-ствие Лит-вы на Моск-ву. 25 лет про-вел пре-по-доб-ный Ири-нарх за-ко-ван-ным це-пя-ми и ве-ри-га-ми в тя-же-лых тру-дах. По-дви-ги его об-ли-ча-ли нера-ди-во жив-ших в оби-те-ли, и они со-лга-ли игу-ме-ну, что ста-рец учит не хо-дить на мо-на-стыр-ские ра-бо-ты, а под-ви-зать-ся по-доб-но ему. Игу-мен по-ве-рил кле-ве-те и из-гнал свя-то-го стар-ца из оби-те-ли. Сми-рен-но по-ко-рив-шись, пре-по-доб-ный Ири-нарх опять ушел в Ро-стов и про-жил в мо-на-сты-ре свя-то-го Ла-за-ря один год. Меж-ду тем Бо-ри-со-глеб-ский игу-мен рас-ка-ял-ся в сво-ем по-ступ-ке и по-слал ино-ков за пре-по-доб-ным Ири-нар-хом. Он воз-вра-тил-ся, уко-ряя се-бя, что жи-вет не так, как бра-тия, ко-то-рая несет пра-вед-ные тру-ды, ко-то-рых он ли-шен. Пре-по-доб-ный про-дол-жал но-сить свои тяж-кие вери-ги и, тру-дясь, из-го-тов-лял ни-щим одеж-ду, вя-зал во-ло-ся-ные свит-ки и кло-бу-ки. Он спал но-чью лишь один час или два, осталь-ное же вре-мя мо-лил-ся и бил свое те-ло же-лез-ной пал-кой.

Свя-то-му Ири-нар-ху бы-ло ви-де-ние о том, что Моск-ву за-хва-тит Лит-ва, а церк-ви по ме-стам бу-дут ра-зо-ре-ны. Он стал горь-ко пла-кать о пред-сто-я-щем бед-ствии, и игу-мен по-ве-лел ему ехать в Моск-ву и пре-ду-пре-дить ца-ря Ва-си-лия Иоан-но-ви-ча Шуй-ско-го (1606-1610) о гро-зя-щей бе-де. Пре-по-доб-ный Ири-нарх вы-пол-нил по-слу-ша-ние. Он от-ка-зал-ся от пред-ло-жен-ных ему да-ров и, вер-нув-шись, стал усерд-но мо-лить-ся, чтобы Гос-подь по-ми-ло-вал Рус-скую зем-лю.

Вра-ги яви-лись на Русь, ста-ли за-во-е-вы-вать го-ро-да, из-би-ва-ли жи-те-лей, гра-би-ли мо-на-сты-ри и церк-ви. Лже-ди-мит-рий и вто-рой са-мо-зва-нец стре-ми-лись по-ко-рить Русь поль-ско-му ко-ро-лю. Бо-ри-со-глеб-ский мо-на-стырь так-же был за-хва-чен вра-га-ми, ко-то-рые во-шли к свя-то-му за-твор-ни-ку и уди-ви-лись пря-мым и сме-лым ре-чам стар-ца, пред-ска-зав-ше-го им ги-бель.

Са-пе-га, оста-но-вив-ший-ся в Бо-ри-со-глеб-ском мо-на-сты-ре, по-же-лал ви-деть стар-ца, си-дя-ще-го в це-пях, и уди-вил-ся та-ко-му по-дви-гу. Ко-гда па-ны, при-шед-шие с Са-пе-гой, ска-за-ли ему, что ста-рец мо-лит-ся за Шуй-ско-го, пре-по-доб-ный сме-ло ска-зал: "Я в Рос-сии рож-ден и кре-щен, за рус-ско-го ца-ря и Бо-га мо-лю". Са-пе-га от-ве-чал: "Прав-да в бать-ке ве-ли-ка - в ко-то-рой зем-ле жить, той зем-ле и слу-жить". По-сле это-го пре-по-доб-ный Ири-нарх стал убеж-дать Са-пе-гу уй-ти из Рос-сии, пред-ска-зы-вая ему в про-тив-ном слу-чае смерть.

Пре-по-доб-ный Ири-нарх сле-дил за хо-дом вой-ны и по-слал кня-зю Ди-мит-рию По-жар-ско-му свое бла-го-сло-ве-ние и просфо-ру. Он ве-лел ему ид-ти под Моск-ву, пред-ска-зав: "Уви-ди-те сла-ву Бо-жию". В по-мощь По-жар-ско-му и Ми-ни-ну пре-по-доб-ный пе-ре-дал свой крест. С по-мо-щью Бо-жи-ей рус-ские одо-ле-ли Лит-ву, князь По-жар-ский овла-дел Крем-лем, и в Рус-ской зем-ле по-сте-пен-но на-чал во-дво-рять-ся мир. Ста-рец Ири-нарх по-преж-не-му непре-стан-но мо-лил Бо-га со сле-за-ми об из-бав-ле-нии Ру-си от вра-гов и, об-ла-дая си-лой тво-рить чу-де-са, ис-це-лял боль-ных и бес-но-ва-тых. Ему был от-крыт день кон-чи-ны, и он, при-звав сво-их уче-ни-ков, Алек-сандра и Кор-ни-лия, стал да-вать им на-став-ле-ния и, про-стив-шись со все-ми, ти-хо ото-шел ко Гос-по-ду в веч-ный по-кой († 13 ян-ва-ря 1616 го-да). По-сле свя-то-го стар-ца оста-лось 142 мед-ных кре-ста, семь на-плеч-ных ве-риг, цепь в 20 са-жен, ко-то-рую он но-сил на шее, же-лез-ные нож-ные пу-ты, во-сем-на-дцать руч-ных оков, "связ-ни", ко-то-рые он но-сил на по-я-се, ве-сом в пуд, и же-лез-ная пал-ка, ко-то-рой он из-би-вал свое те-ло и про-го-нял бе-сов. В этих тру-дах, как на-зы-вал их ста-рец, он про-жил 38 лет, в ми-ру про-жил 30 лет, скон-чал-ся же 68-ми лет от ро-ду. По-сле смер-ти пре-по-доб-но-го Ири-нар-ха со-вер-ша-лось мно-го чу-дес при его гро-бе, осо-бен-но же ис-це-ле-ний боль-ных и бес-но-ва-тых при воз-ло-же-нии на них кре-стов и це-пей свя-то-го по-движ-ни-ка.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 4

Я́ко му́ченика добропроизво́льна/ и преподо́бных удобре́ние,/ звезду́ Росто́вскую,/ в затво́ре, у́зах и вери́гах Го́сподеви благоугоди́вшаго/ и чуде́с благода́ть от Него́ прие́мшаго,/ Ирина́рха преди́внаго пе́сньми хвале́бными почти́м/ и, к нему́ припа́дающе, уми́льно глаго́лем:/ о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Как мученика добровольного и преподобных украшение, звезду Ростовскую, в , цепях и Господу угодившего и чудес благодать от Него получившего, Иринарха удивительного в хвалебных песнопениях почтим и коленопреклоненно в сокрушении к нему воззовем: «Отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших».

Кондак преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 2

Волне́ний мно́жество жесто́ким житие́м преходя́,/ изгна́ние, затво́р и у́зы желе́зныя претерпе́л еси́ му́жески, Ирина́рше терпеливоду́шне,/ нам оста́вль о́браз злострада́ния и терпе́ния твоего́,/ озаря́я чуде́с блиста́ньми с ве́рою приходя́щих к честно́му гро́бу твоему́,/ у него́же, я́ко по́честь побе́дную, вери́ги твоя́ тя́жкие ви́дим,/ от ни́хже подае́ши исцеле́ния неду́жным./ Сего́ ра́ди зове́м ти:// ра́дуйся, Ирина́рше, о́тче преди́вный.

Перевод: Сквозь многие бури в суровой жизни проходя, изгнание, затвор и железные цепи претерпел ты мужественно, твердый душой Иринарх, оставив нам пример твоих мучений и терпения, озаряя сиянием чудес с верой приходящих к почитаемому гробу твоему, у него же, как награду победы, вериги твои тяжелые видим, от них же подаешь исцеления больным. Потому взываем к тебе: «Радуйся, Иринарх, отче удивительный».

Молитва преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий и пресла́вный чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Ирина́рше! При́зри на ны, гре́шныя, в ско́рбех и обстоя́ниих на́ших усе́рдно к тебе́ вопию́щия и на тя по Бо́зе все упова́ние на́ше возлага́ющая. Про́сим тя со умиле́нием мно́гим: твои́м предста́тельством ко Го́споду Бо́гу испроси́ нам мир, долгоде́нствие, братолю́бие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ния, дожди́ благовре́менны и свы́ше благослове́ние на вся начина́ния на́ша блага́я. Изба́ви же всех нас святы́ми твои́ми моли́твами от всех бед: гла́да, гра́да, пото́па, огня́, меча́, вредоно́снаго че́рвия, тлетво́рных ветро́в, смертоно́сныя я́звы и напра́сныя сме́рти, и во вся́ких ско́рбех на́ших бу́ди нам уте́шитель и помо́шник, сохраня́я ны от паде́ний грехо́вных и сподобля́я насле́дники бы́ти Ца́рствия Небе́снаго, да прославля́ем вку́пе с тобо́ю всех благи́х Пода́теля, Триеди́наго Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, добропроизво́льный страда́льче, новопросия́вый чудесы́, о́тче наш Ирина́рше. Росси́йстей земли́ удобре́ние, гра́ду Росто́ву похвало́, оби́тели сей ве́лие украше́ние и утвержде́ние! Кто не удиви́тся твоему́ самопроизво́льному и долголе́тнему страда́льческому терпе́нию: Три́десять бо лет в те́сней и хла́дней хи́жине себе́ заключи́л еси́, хлад, а́лчбу и изнуре́ние пло́ти Ца́рствия ра́ди Небе́снаго поне́сл еси́, к сему́ же и изгна́ние из оби́тели, по наважде́нию вра́жию, безро́потно претерпе́л еси́. Ве́мы же, я́ко посреди́ умоле́н быв от бра́тии, я́ко незло́бивый а́гнец, па́ки в оби́тель твою́ возврати́лся еси́ и в ту́южде хи́жину всели́лся еси́, я́ко адама́нт тве́рдый, на неви́димая бесо́вская по́лчища и ви́димыя враги́ твоя́ терпе́нием себе́ вооружи́в. Егда́ же попуще́нием Бо́жиим наидо́ша на оби́тель сию́ по́льстии ра́тницы, сих не убоя́лся еси́ сме́ртнаго преще́ния, но уцелому́дрився сло́вом, во своя́ си возврати́тися сотвори́л еси́. Сего́ ра́ди Всеблаги́й Бог, ви́дя твою́ ве́ру и страда́льческое долготерпе́ние, дар прозо́рливства и исцеле́ния тебе́ дарова́: бесны́м бо исцеле́ние, хромы́м доброхожде́ние, слепы́м прозре́ние подава́л еси́, и ина́я мно́гая с ве́рою к тебе́ приходя́щим во бла́го да́же додне́сь чудоде́йствуеши. Мы же недосто́йнии, такова́я чудеса́ ви́дяще и ра́дости исполня́ющеся, взыва́ем к тебе́ си́це: ра́дуйся, до́блественный страда́льче и бесо́в победи́телю, ра́дуйся ско́рый наш помо́щниче и те́плый к Бо́гу моли́твенниче. Услы́ши у́бо и нас гре́шных, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой: яви́ ми́лостивное предста́тельство твое́ о нас ко Всевы́шнему и исходата́йствуй твои́ми богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших, сохрани́ святу́ю оби́тель сию́, вся́кий град и весь и вся́кую страну́ христиа́нскую от всех наве́тов вра́жиих, в скорбе́х же и боле́знех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи, да твои́м хода́тайством и заступле́нием, благода́тию же и милосе́рдием Христа́ Бо́га на́шего, изба́вимся и мы недосто́йнии, по отше́ствии от жития́ сего́, шу́ияго стоя́ния, и да сподо́бимся десна́го со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и преславный чудотворче Иринарше, дивно на земли в чине ангельстем пожил еси и ныне, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, буди теплый о нас пред Богом заступник, да с любовию зовем ти:

Икос 1

Ангел земный и человек небесный явился еси преподобне Иринарше: от юности бо твоея Господеви благоугождая, все житие твое в добровольном подвизе страдальчествования проводил еси и Рая присноблаженнаго достигл еси, идеже ныне ликуя, услыши и нас, на земли поющих ти таковая:

Радуйся, православныя церкве Христовы превеликое украшение.

Радуйся, отечествия твоего светильниче пресветлый.

Радуйся, любовию ко Господу сердце твое от юности уязвивый.

Радуйся, и сам от Него возлюблен бывый.

Радуйся, воине Христов добропобедный.

Радуйся, силою свыше облеченный.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче.

Радуйся, о всех чтущих тя усердный молитвенниче.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 2

Видевше рождшии тя и знаемии, яко Благодать Божия почи на тебе, блаженне, радостию Святою радовахуся, и Христа о сем славляху, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разума Божественна исполнився, познал еси, преподобне, яко благо есть мужу, иже возмет ярем Господень на ся от юности своея, и сего ради во след Христа со усердием потекл еси. Темже зовем ти:

Радуйся, иго Господне на себе вселюбезно приявый.Радуйся, в терпении спасения души своея искавый.

Радуйся, во смирении твоем Сыну Божию, смирившемуся до рабия образа, подражавый.

Радуйся, Бога и ближняго твоего паче себе возлюбивый.

Радуйся, слезами на земли сеявый.

Радуйся, притекающих к заступлению твоему послушателю скорый.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 3

Сила Вышняго от юности даровася ти, блаженне: далече бо сый, кончину отца твоего умныма очима узревый, и братиям своим по плоти о сем возвестивый, сим удивил еси тыя и научил еси звати Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имый всеусердное о спасении души твоея попечение, во обитель страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба притекл еси, и тамо, пред игуменом пад, о вчинении себе в лик иноков всеусердно молил еси, еже и улучил еси приемый постриг главы твоея во отвержение мира и сует его. Мы же сия зряще, таковая поем ти:

Радуйся, мирская возненавидевый, да Христов раб будеши.

Радуйся, постниче терпеливейший, хлебом живота вечнаго душу твою питавый.

Радуйся, во плоти небесный жителю.

Радуйся, наставниче великий к путем спасения.

Радуйся, трудолюбием твоим во обители Борисоглебстей просиявый.

Радуйся, страстотерпче Христов долготерпеливе.

Радуйся, постников похвало и славо.

Радуйся, воздержания подвижников чистейшее зерцало.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 4

Бурю велию напастей воздвиже на тя ненавидяй добра диавол, обаче не поколеба доблести души твоея, посреди пещи искушений немолчно Богови зовущаго: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав Господа в Евангелии своем глаголюща, яко многими скорбьми подобает нам в Царствие Небесное внити, уготовал еси плещи твоя на раны и ланите на заушения, всякое озлобление ради Христа претерпети готовый. Мы же, сицевую высоту духовныя жизни твоея зряще, ублажаем тя похвалы таковыми:

Радуйся, всего себе в волю Господню предавый.

Радуйся, Христа Распятаго паче всего возлюбивый.

Радуйся, терпением злостраданий Иову себе уподобивый.

Радуйся, язвы Господа Иисуса на теле твоем носивый.

Радуйся, узы Христовы на ся возложивый.

Радуйся, ужема железныма коварства вряжия связавый.

Радуйся, величием подвигов своих ангелы возвеселивый.

Радуйся, жестоким твоим житием человеки удививый.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 5

Боготечней звезде подобяся, протекл еси земное поприще твое, Иринарше, всемогущею Благодатию Божиею покрываем, и небесных видений сподобляем, в нощех и во днех поя Владыце: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше тя иноцы обители, в ней же подвизался еси, земная презирающа, и в рубех и необувенныма ногама ходяща,вознегодоваша и двакраты из ограды своея извергоша. Ты же, незлобив сый, во град Ростов текл еси, о изгнавших тя молитвы возсылая. Сего ради приими от нас сицевая:

Радуйся, терпением скорбей всяческих просиявый.

Радуйся, вольною нищетою вечное богатство стяжавый.

Радуйся, всяцем образом Владыце всех угодивый.

Радуйся, равноангельное житие на земли поживый.

Радуйся, веры светлый светильниче.

Радуйся, ко грядущему граду верный наставниче.

Радуйся, вся земная во уметы вменивый.

Радуйся, незлобием твоим ризы души своея убеливый.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 6

Проповедницы воли Божественныя о тебе явишася самобратия Святая Роман с Давидом, и в видении тебе представше, во обитель свою, из неяже изгнан был еси, паки тя глашаху. Ты же от видения воспрянув, и радости исполнься, Богови воззвал еси: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявша благодатна светильника, яви тя Господь, егда не ведомыми судьбами своими из ограды обители святых мучеников во град Ростов тя изведе, да и во обителех Авраамиевой и Лазаревой прославится о тебе имя Его. Мы же таковому о тебе Божию смотрению удивльшеся, глаголем ти таковая:

Радуйся, орудием воли Божия бывый.

Радуйся, во смиренномудрии поживый.

Радуйся, страсти в души твоей искоренивый.

Радуйся, явлением ти преподобнаго Авраамия почтенный.

Радуйся, союзом любве со блаженным Иоанном себе связавый.

Радуйся, прозорливым глаголом уст его внимавый.

Радуйся, стогны ростовския подвиги твоими освятивый

Радуйся, о всех притекающих к тебе усердный молитвенниче.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 7

Хотяй всем спастися Владыка Господь чудным гласом воспяти тя от намерения твоего оставити пределы ростовския и к северу уклонитися. Ты же, послушлив сый, всего себе воли Его предав, воззвал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новый воистинну Даниил явился еси, преподобне, в дивнем видении твоем узревый грядущия судьбы Царства Российскаго, и повеление от Бога прием, потекл еси ко граду Москве, идеже царю Василию небоязненно рекл еси о всех, хотящих быти. Мы же, тайнозрению твоему дивящеся, сицевая тебе приносим:

Радуйся, провидче дивный, будущая яко настоящая, узревый.

Радуйся, духом твоим о сих вельми возскорбевый.

Радуйся, веления Божия послушниче усердный.

Радуйся, небоязненно повеленная ти цареви явивый.

Радуйся, словесы твоими сего укрепивый.

Радуйся, беззаконий сынов ея твердейший обличителю.

Радуйся, о спасении Царства Российскаго богоугодный молитвенниче.

Радуйся, о мире Державы Российския пред Господем предстателю.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 8

Странен и дивен путь спасения протекл еси, блаженне, егда от иконы Распятия Христова повеление восприим, в затвор вшел еси, в нем же тело твое ужема железныма связав и множество железных крестов на ся возложив, во дни и нощи Владыце твоему звал еси: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси умом и сердцем в горнем, аще и в хижине малей заключився, преподобне. Тем же и ныне водворяяся на небеси, заступаеши всех, верою и любовию вопиющих ти таковая:

Радуйся, в терпении и злострадании житие твое препроводивый.

Радуйся, волю свою заповедем Господним покоривый.

Радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный.

Радуйся, источниче чудес богодарованный.

Радуйся, исцелений независтный подателю.

Радуйся, немудрых богомудрый наказателю.

Радуйся, правды Божия нелицеприемный возвестителю.

Радуйся, обидимых многомощный защитителю.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 9

Во всяких напастех и скорбех всем был еси утешитель благодатный, тугу сердечную страждущих словесы и молитвами твоими прогоняя, и во уповании на помощь Вышняго тех укрепляя, и научая пети Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многословесныя по достоянию восхвалити не возмогут мужества души твоея, богомудре отче наш Иринарше: варваром бо на обитель твою находящим и иноком ю оставльшим, ты един пребыти зде не убоялся ecи, Богу себе вручая. Темже любовию восхваляем тя сице:

Радуйся, убивающих тело, души же убити не могущих, не устрашивыйся.

Радуйся, воине Христов непоколебимый.

Радуйся, жизнь будущаго века паче временнаго жития возлюбивый.

Радуйся, силою словес твоих, благодати исполненных, врагов обличивый.

Радуйся, теми ярость сих в кротость преложивый.

Радуйся, пред военачальники вражиими православна и верна быти Царю своему исповедавый.

Радуйся, хищений их небоязненный обличителю.

Радуйся, грядущаго на них гнева Божия верный возвестителю.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 10

Спастися хотящим человеком, добр вождь явился еси, преподобне, от египта страстей в земли обетованней тех путеводствуя и ученьми своими наказуя, во еже пети Творцу всех: Аллилуиа.

Икос 10

Стену необоримую и ограждение нерушимое не точию обители твоей и стране ростовстей, но и всей Державе Российстей дарова тя Господь, всеблаженне, ибо благоприятными твоими молитвами оныя ограждаеши и от нахождения иноплеменных свобождаеши. За сия убо приими от нас похвалы сицевыя:

Радуйся, российстей земли Богом дарованный защитителю.

Радуйся, святыя обители твоея неусыпный хранителю.

Радуйся, любовь твою ко отечествию земному в житии своем явивый.

Радуйся, туюжде любовь к нему и по смерти сохранивый.

Радуйся, князя Димитрия Крестом Христовым благословивый.

Радуйся, небоязненно тещи на освобождение царствующаго града Москвы глаголы своими того утвердивый.

Радуйся, свобождению царскаго града предивный помощниче.

Радуйся, светом небесным, приходящия к тебе озаряяй.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 11

Пение непрестанное во всем житии твоем Богови приносил, еси, преподобне отче наш Иринарше. Ныне же от нас воспеваемый и по достоянию ублажаемый на земли, тамо, на небеси, купно со ангелы прославльшему тя дивно Господеви зовеши: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарна светильника яви тя, блаженне, Христос Бог, егоже сиянием людие просвещаются, и тебе, яко спасения их виновнику, приносят таковая:

Радуйся, доблий подвижниче, враги спасения победивый.

Радуйся, изгнания благодушно приявый.

Радуйся, изриновение из затвора твоего и биения злых человек претерпевый.

Радуйся, душу твою дарованьми небесными украсивый.

Радуйся, в воздаяние трудов твоих и болезней силу прозрения и чудодействия получивый.

Радуйся, мучительства злых бесов человеки свобождаяй.

Радуйся, даровании Божиих всем подателю.

Радуйся, ко грядущему Граду Небесному верный наставниче.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 12

Благодатию, данною ти от Бога, отче, преведи ны безбедно по бурному морю житейскому, и в тихое пристанище Небеснаго Царствия сподоби достигнути, да тамо, вкупе с Тобою, в безконечныя веки Владыце нашему поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поем дивное твое житие, блажим великия и преславныя твоя подвиги, почитаем честную и достохвальную кончину твою, величаем небесную славу твою и от избытка сердец наших похвальная зовем ти сице:

Радуйся, в чертозе небеснем лику святых сопричтенный.

Радуйся, христианом скорый помощниче.

Радуйся, нищету совершенную до конца сохранивый.

Радуйся, тягчайшия вериги твоя, яко утварь драгую, на плещех своих носивый.

Радуйся, врачеваний безмездных всемилостивый подателю.

Радуйся, ленивых к подвигом возбудителю.

Радуйся, исправления грешников поручителю.

Радуйся, обители твоея и страны ростовския славо.

Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.

Кондак 13

О всехвальный угодниче Христов и чудотворче предивный, преподобне и преблаженне отче наш Иринарше, с верою и любовию вопием тебе всеусердно: приими ныне малое моление сие наше, и умоли Милостиваго Бога, да избавит нас от всяких бед и напастей, и будущия свободит муки, вопиющих Ему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О предивный и преславный чудотворче, преподобне и достоблаженне отче Иринарше! Величающе труды твоя и болезни и прославляюще великое твое дерзновение ко Господу, тебе, яко отца чадолюбива, молим: ходатайствы твоими испроси нам у Господа, яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушеиих мужество, в злостраданиих терпение, в благочестии преспеяния, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Испроси, угодниче Христов, у Всемогущаго Бога: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да воставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати обитель твою, вся грады и веси страны нашея, сохраняя и соблюдая молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру к тебе имущих и имя твое на помощь призывающих, и вся во благих прошения их милостивно исполни. Ей, святче Божий, не лиши и нас грешных твоего заступления, сподобляя нас кончину жития благую улучити и Царствия Небеснаго наследники быти, да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника, и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой всё переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем. Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: "Мать моя преставилась!" Оставив Авраамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель - Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии. В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой.

Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606 - 1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю.

Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.

Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: "Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю". Сапега отвечал: "Правда в батьке велика - в которой земле жить, той земле и служить". После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.

Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: "Увидите славу Божию". В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (+ 13 января 1616 года). После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, "связни", которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Акафист святому преподобному Иринарху, Ростовскому Чудотворцу
Кондак 1
Избранный угодниче Христов и преславный чудотворче Иринарше, дивно на земли в чине ангельстем пожил еси и ныне, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, буди теплый о нас пред Богом заступник, да с любовию зовем ти: Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Икос 1
Ангел земный и человек небесный явился еси преподобне Иринарше: от юности бо твоея Господеви благоугождая, все житие твое в добровольном подвизе страдальчествования проводил еси и Рая присноблаженнаго достигл еси, идеже ныне ликуя, услыши и нас, на земли поющих ти таковая: Радуйся, православныя церкве Христовы превеликое украшение. Радуйся, отечествия твоего светильниче пресветлый. Радуйся, любовию ко Господу сердце твое от юности уязвивый. Радуйся, и сам от Него возлюблен бывый. Радуйся, воине Христов добропобедный. Радуйся, силою свыше облеченный. Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче. Радуйся, о всех чтущих тя усердный молитвенниче. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 2
Видевше рождшии тя и знаемии, яко Благодать Божия почи на тебе, блаженне, радостию Святою радовахуся, и Христа о сем славляху, поюще Ему: Аллилуиа.
Икос 2
Разума Божественна исполнився, познал еси, преподобне, яко благо есть мужу, иже возмет ярем Господень на ся от юности своея, и сего ради во след Христа со усердием потекл еси. Темже зовем ти: Радуйся, иго Господне на себе вселюбезно приявый.Радуйся, в терпении спасения души своея искавый. Радуйся, во смирении твоем Сыну Божию, смирившемуся до рабия образа, подражавый. Радуйся, Бога и ближняго твоего паче себе возлюбивый. Радуйся, слезами на земли сеявый. Радуйся, притекающих к заступлению твоему послушателю скорый. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 3
Сила Вышняго от юности даровася ти, блаженне: далече бо сый, кончину отца твоего умныма очима узревый, и братиям своим по плоти о сем возвестивый, сим удивил еси тыя и научил еси звати Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имый всеусердное о спасении души твоея попечение, во обитель страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба притекл еси, и тамо, пред игуменом пад, о вчинении себе в лик иноков всеусердно молил еси, еже и улучил еси приемый постриг главы твоея во отвержение мира и сует его. Мы же сия зряще, таковая поем ти: Радуйся, мирская возненавидевый, да Христов раб будеши. Радуйся, постниче терпеливейший, хлебом живота вечнаго душу твою питавый. Радуйся, во плоти небесный жителю. Радуйся, наставниче великий к путем спасения. Радуйся, трудолюбием твоим во обители Борисоглебстей просиявый. Радуйся, страстотерпче Христов долготерпеливе. Радуйся, постников похвало и славо. Радуйся, воздержания подвижников чистейшее зерцало. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 4
Бурю велию напастей воздвиже на тя ненавидяй добра диавол, обаче не поколеба доблести души твоея, посреди пещи искушений немолчно Богови зовущаго: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав Господа в Евангелии своем глаголюща, яко многими скорбьми подобает нам в Царствие Небесное внити, уготовал еси плещи твоя на раны и ланите на заушения, всякое озлобление ради Христа претерпети готовый. Мы же, сицевую высоту духовныя жизни твоея зряще, ублажаем тя похвалы таковыми: Радуйся, всего себе в волю Господню предавый. Радуйся, Христа Распятаго паче всего возлюбивый. Радуйся, терпением злостраданий Иову себе уподобивый. Радуйся, язвы Господа Иисуса на теле твоем носивый. Радуйся, узы Христовы на ся возложивый. Радуйся, ужема железныма коварства вряжия связавый. Радуйся, величием подвигов своих ангелы возвеселивый. Радуйся, жестоким твоим житием человеки удививый. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 5
Боготечней звезде подобяся, протекл еси земное поприще твое, Иринарше, всемогущею Благодатию Божиею покрываем, и небесных видений сподобляем, в нощех и во днех поя Владыце: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше тя иноцы обители, в ней же подвизался еси, земная презирающа, и в рубех и необувенныма ногама ходяща,вознегодоваша и двакраты из ограды своея извергоша. Ты же, незлобив сый, во град Ростов текл еси, о изгнавших тя молитвы возсылая. Сего ради приими от нас сицевая: Радуйся, терпением скорбей всяческих просиявый. Радуйся, вольною нищетою вечное богатство стяжавый. Радуйся, всяцем образом Владыце всех угодивый. Радуйся, равноангельное житие на земли поживый. Радуйся, веры светлый светильниче. Радуйся, ко грядущему граду верный наставниче. Радуйся, вся земная во уметы вменивый. Радуйся, незлобием твоим ризы души своея убеливый. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 6
Проповедницы воли Божественныя о тебе явишася самобратия Святая Роман с Давидом, и в видении тебе представше, во обитель свою, из неяже изгнан был еси, паки тя глашаху. Ты же от видения воспрянув, и радости исполнься, Богови воззвал еси: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявша благодатна светильника, яви тя Господь, егда не ведомыми судьбами своими из ограды обители святых мучеников во град Ростов тя изведе, да и во обителех Авраамиевой и Лазаревой прославится о тебе имя Его. Мы же таковому о тебе Божию смотрению удивльшеся, глаголем ти таковая: Радуйся, орудием воли Божия бывый. Радуйся, во смиренномудрии поживый. Радуйся, страсти в души твоей искоренивый. Радуйся, явлением ти преподобнаго Авраамия почтенный. Радуйся, союзом любве со блаженным Иоанном себе связавый. Радуйся, прозорливым глаголом уст его внимавый. Радуйся, стогны ростовския подвиги твоими освятивый Радуйся, о всех притекающих к тебе усердный молитвенниче. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 7
Хотяй всем спастися Владыка Господь чудным гласом воспяти тя от намерения твоего оставити пределы ростовския и к северу уклонитися. Ты же, послушлив сый, всего себе воли Его предав, воззвал еси Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Новый воистинну Даниил явился еси, преподобне, в дивнем видении твоем узревый грядущия судьбы Царства Российскаго, и повеление от Бога прием, потекл еси ко граду Москве, идеже царю Василию небоязненно рекл еси о всех, хотящих быти. Мы же, тайнозрению твоему дивящеся, сицевая тебе приносим: Радуйся, провидче дивный, будущая яко настоящая, узревый. Радуйся, духом твоим о сих вельми возскорбевый. Радуйся, веления Божия послушниче усердный. Радуйся, небоязненно повеленная ти цареви явивый. Радуйся, словесы твоими сего укрепивый. Радуйся, беззаконий сынов ея твердейший обличителю. Радуйся, о спасении Царства Российскаго богоугодный молитвенниче. Радуйся, о мире Державы Российския пред Господем предстателю. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 8
Странен и дивен путь спасения протекл еси, блаженне, егда от иконы Распятия Христова повеление восприим, в затвор вшел еси, в нем же тело твое ужема железныма связав и множество железных крестов на ся возложив, во дни и нощи Владыце твоему звал еси: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси умом и сердцем в горнем, аще и в хижине малей заключився, преподобне. Тем же и ныне водворяяся на небеси, заступаеши всех, верою и любовию вопиющих ти таковая: Радуйся, в терпении и злострадании житие твое препроводивый. Радуйся, волю свою заповедем Господним покоривый. Радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный. Радуйся, источниче чудес богодарованный. Радуйся, исцелений независтный подателю. Радуйся, немудрых богомудрый наказателю. Радуйся, правды Божия нелицеприемный возвестителю. Радуйся, обидимых многомощный защитителю. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 9
Во всяких напастех и скорбех всем был еси утешитель благодатный, тугу сердечную страждущих словесы и молитвами твоими прогоняя, и во уповании на помощь Вышняго тех укрепляя, и научая пети Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многословесныя по достоянию восхвалити не возмогут мужества души твоея, богомудре отче наш Иринарше: варваром бо на обитель твою находящим и иноком ю оставльшим, ты един пребыти зде не убоялся ecи, Богу себе вручая. Темже любовию восхваляем тя сице: Радуйся, убивающих тело, души же убити не могущих, не устрашивыйся. Радуйся, воине Христов непоколебимый. Радуйся, жизнь будущаго века паче временнаго жития возлюбивый. Радуйся, силою словес твоих, благодати исполненных, врагов обличивый. Радуйся, теми ярость сих в кротость преложивый. Радуйся, пред военачальники вражиими православна и верна быти Царю своему исповедавый. Радуйся, хищений их небоязненный обличителю. Радуйся, грядущаго на них гнева Божия верный возвестителю. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 10
Спастися хотящим человеком, добр вождь явился еси, преподобне, от египта страстей в земли обетованней тех путеводствуя и ученьми своими наказуя, во еже пети Творцу всех: Аллилуиа.
Икос 10
Стену необоримую и ограждение нерушимое не точию обители твоей и стране ростовстей, но и всей Державе Российстей дарова тя Господь, всеблаженне, ибо благоприятными твоими молитвами оныя ограждаеши и от нахождения иноплеменных свобождаеши. За сия убо приими от нас похвалы сицевыя: Радуйся, российстей земли Богом дарованный защитителю. Радуйся, святыя обители твоея неусыпный хранителю. Радуйся, любовь твою ко отечествию земному в житии своем явивый. Радуйся, туюжде любовь к нему и по смерти сохранивый. Радуйся, князя Димитрия Крестом Христовым благословивый. Радуйся, небоязненно тещи на освобождение царствующаго града Москвы глаголы своими того утвердивый. Радуйся, свобождению царскаго града предивный помощниче. Радуйся, светом небесным, приходящия к тебе озаряяй. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 11
Пение непрестанное во всем житии твоем Богови приносил, еси, преподобне отче наш Иринарше. Ныне же от нас воспеваемый и по достоянию ублажаемый на земли, тамо, на небеси, купно со ангелы прославльшему тя дивно Господеви зовеши: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарна светильника яви тя, блаженне, Христос Бог, егоже сиянием людие просвещаются, и тебе, яко спасения их виновнику, приносят таковая: Радуйся, доблий подвижниче, враги спасения победивый. Радуйся, изгнания благодушно приявый. Радуйся, изриновение из затвора твоего и биения злых человек претерпевый. Радуйся, душу твою дарованьми небесными украсивый. Радуйся, в воздаяние трудов твоих и болезней силу прозрения и чудодействия получивый. Радуйся, мучительства злых бесов человеки свобождаяй. Радуйся, даровании Божиих всем подателю. Радуйся, ко грядущему Граду Небесному верный наставниче. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 12
Благодатию, данною ти от Бога, отче, преведи ны безбедно по бурному морю житейскому, и в тихое пристанище Небеснаго Царствия сподоби достигнути, да тамо, вкупе с Тобою, в безконечныя веки Владыце нашему поем: Аллилуиа.
Икос 12
Поем дивное твое житие, блажим великия и преславныя твоя подвиги, почитаем честную и достохвальную кончину твою, величаем небесную славу твою и от избытка сердец наших похвальная зовем ти сице: Радуйся, в чертозе небеснем лику святых сопричтенный. Радуйся, христианом скорый помощниче. Радуйся, нищету совершенную до конца сохранивый. Радуйся, тягчайшия вериги твоя, яко утварь драгую, на плещех своих носивый. Радуйся, врачеваний безмездных всемилостивый подателю. Радуйся, ленивых к подвигом возбудителю. Радуйся, исправления грешников поручителю. Радуйся, обители твоея и страны ростовския славо. Радуйся, Иринарше преподобне, пустынножителей светлое украшение.
Кондак 13
О всехвальный угодниче Христов и чудотворче предивный, преподобне и преблаженне отче наш Иринарше, с верою и любовию вопием тебе всеусердно: приими ныне малое моление сие наше, и умоли Милостиваго Бога, да избавит нас от всяких бед и напастей, и будущия свободит муки, вопиющих Ему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
О предивный и преславный чудотворче, преподобне и достоблаженне отче Иринарше! Величающе труды твоя и болезни и прославляюще великое твое дерзновение ко Господу, тебе, яко отца чадолюбива, молим: ходатайствы твоими испроси нам у Господа, яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушеиих мужество, в злостраданиих терпение, в благочестии преспеяния, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Испроси, угодниче Христов, у Всемогущаго Бога: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да воставит престол православных царей: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати обитель твою, вся грады и веси страны нашея, сохраняя и соблюдая молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру к тебе имущих и имя твое на помощь призывающих, и вся во благих прошения их милостивно исполни. Ей, святче Божий, не лиши и нас грешных твоего заступления, сподобляя нас кончину жития благую улучити и Царствия Небеснаго наследники быти, да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.

Живая преемственность духовного опыта тянется от основания Церкви до настоящего времени: «Святые, приходящие из рода в род... сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем... и становятся некоей золотой цепью, в которой каждый из них — отдельное звено, соединяющееся с предыдущими через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь» (Сар. 3, 2-4).

Уже во втором веке от Рождества Христова появились затворники и столпники, а многие христиане следовали разнообразным строгим формам аскетизма . Вот что говорил о них Евстафий Фессалоникийский (XII в.): «Этой жизни принадлежат те, кто отказался ради Христа от своего разума, но не от своего сознания, а сколько их - неизвестно. Частью же этой жизни являются нагие, непостриженные, босоногие, молчальники, пещерники» . С дерзновением принявшись за свой подвиг преподобный Иринарх вспоминал «иноков древних и первых времен, как они по дебрям, по островам, и в вертепах жили, не любили тленного мира и не хотели и смотреть на суету его» .

В традиции всех Поместных Церквей монашество - это институт, основанный на духовном водительстве. Иринарх Затворник был носителем духовной аскетической традиции Церкви, передаваемой из поколения в поколение. Известно, что преподобный был не единственным монахом Борисоглебской обители, несшим подвиг затвора. «До него в обители подвизался старец Корнилий, о котором пока ничего не известно за исключением записи в монастырском синодике XVII века. Возможно, преподобный Иринарх принял от старца Корнилия и его вериги» . Из жития Иринарха Затворника мы узнаем, что «игумен, по монастырскому обычаю, отдал его под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве».

Оставил после себя учеников и сам преподобный Иринарх. Из жития святого известны имена двух учеников Александра и Корнилия , кроме того духовную традицию преподобного продолжили затворник и иконописец преподобный Иоаким Шартомский , затворник Дионисий, подвизавшийся в Переславле-Залесском, в Никольском монастыре, что на болоте, преподобный Галактион, подвижник Вологодский: «Сии же вси един образ жития имуще, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями приковани бяху, пищею сухою питахуся, рыбе же и масла, ни скорому, и мягких яств не прикасахуся» .

Еще в юности преподобный Иринарх «познакомился с одним человеком… любившим читать книги, подружился с ним и стал постоянно беседовать о Божественном Писании» и в годы монашеской жизни он также «находил утешение в чтении Священного Писания».

Как и в случае с другими святыми мы находим в житии Иринарха Затворника перенесение евангельских истин в человеческую повседневность. Подвиги и чистота жизни преподобного свидетельствуют, что «нет евангельской истины, которая не может претвориться в жизнь человеческую. Все они принесены Христом Богом ради одного: чтобы они стали жизнью нашей, реальностью нашей, собственностью нашей, радостью нашей. А святые, все до единого, и переживают эти божественные истины как стержень своей жизни и сущность своего существа… Каждый из них вместе со святым апостолом громоглашает истину: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20)» .

«Нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать». Эти слова святителя Григория Богослова - аксиома жизни православного христианина. Собственное совершенствование - непременная предпосылка самой возможности успешного служения (Отечеству, Церкви, людям). Это хорошо видно на примере жизни преподобного Иринарха.

Как и другие преподобные он не ставил перед собой великих задач: стать апостолом, миссионером, проповедником. Он поставил перед собой «только одну единственную цель - стать монахом: очиститься от страстей и посвятить себя Богу» . Поэтому его служение и увенчалось богатыми плодами. Слова святого Иринарха были наполнены глубоким смыслом и оказывали влияние на окружающих именно потому, что «были плодом святой жизни и Божественного Просвещения» .

Сегодня часто слышать слова «куда нам до святых», «мы люди простые». В противовес этому можно привести преподобного Иринарха, по словам Забелина, вышедшего «искать спасения души из крестьянских клетей, через посадский двор, вообще из простой, рабочей, черной и тяглой среды» . Его жизнь свидетельствует, что «человеколюбию Господа Христа нет предела. Ибо для того, чтобы нам, людям получить вечную жизнь, в Нем пребывающую, и жить Им, от нас не требуется ни ученость, ни слава, ни богатство, ни что-то иное, чего нет у некоторых из нас, но только то, что каждый из нас может иметь. Что же это? Вера в Господа Христа… “Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин 6:47)”» .

«Наука из наук» аскеза была предпосылкой и основой служения преподобного Иринарха. Аскетика созидает совершенного и красивого человека, не случайно слово филокалия можно перевести с греческого не только как добротолюбие, но и как любокрасие.


Подвиги преподобного Иринарха поразительны: он никогда не надевал обуви, вместо рясы носил рубище, жил в тесной келии, спал не более трех часов в сутки на голом полу, строго постился и носил на себе тяжелые железные вериги. Терпению святого «Бога ради темницу и муку терпевшего» дивились даже ангелы.

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин 14:12). Живя Христом, святой Иринарх свои подвигом засвидетельствовал евангельскую истину: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).

В случае с преподобным Иринархом мы имеем дело с «жизненным просветительством», воспитанием на собственном примере. Он никогда не теоретизировал и не советовал другим того, чего не исполнил сам. Именно поэтому пример его жизни актуален и в наши дни.

В первую очередь подвижник жертвовал собой ради других и своим примером призывал к самопожертвованию современников. Чтобы помочь людям, преподобный не жалел времени и усилий: «Услышал Иринарх, что в Ростове стоит на правеже от заимодавцев один христолюбивый человек, и захотел помочь ему. Босой пошел он в Ростов, а был лютый мороз. Отошедши от монастыря верст семь, Иринарх отморозил у ног пальцы… Три года он проболел… но не оставлял своего правила и трудился для Бога».

«Всех приходящих учил заповедям Господним, отводя от грехов», - узнаем мы из жития преподобного. Действительно святой Иринарх терпеливо принимал всех кто к нему приходил, несмотря на то, что они отнимали у него драгоценную тишину. Многие получали у него благословение, «приносили ему милостыню; он принимал и с радостью раздавал нищим и странникам». Больные разными болезнями, особенно же одержимые духом нечистым по молитвам старца получали исцеление.

Святоотеческий патриотизм имеет определенные отличия от той любви к Отечеству, которая сегодня характерна для большинства из нас. Остановимся на них подробнее.

Приоритет Православию святые отдают всегда и во всём. Их ценностная шкала выстроена по принципу: Христос - ближний - земное Отечество. Покаяние предстает не только как личное перерождение, но и как начало «преображения всей человеческой жизни и человеческого общества вообще» . Вера - оживление души от застоя, воскресение ее из мертвых: «был мертв и ожил» (Лк 15:24). Это касается как отдельного человека, так и целого народа. Именно вера в духе покаяния, а не кровь главный объединяющий общественный фактор. « При всяком значительном случае он отдавал воеводам свое единое и неодолимое оружие, родной поклонный крестьянский крест, с которым русские полки всегда неизменно достигали полного успеха в низложении смутной вражды» .


Большое значение для преодоления смуты имела моральная поддержка Иринарха Затворника. К нему приходили благословиться на подвиг и облегчить сердце и душу упованием на Божий Промысел . «В это трудное время тесная келья затворника становилась для народа той нравственной надежной опорой, которая помогала людям больше, чем оружие» . «Радуясь благословению старца» полководцы одерживали победы над врагами.

Святой возвращал народу пошатнувшееся от многочисленных испытаний упование на Бога и давал ему сильное и мужественное самосознание. Старец благословлял на ратный подвиг и предсказывал войскам победу и одоление захватчиков, посылал русским полководцам просфоры и свои кресты, ободряя их дух.

Святоотеческая любовь к Родине это не «кухонный» и «диванный» патриотизм. Никто не сделал столько для своих народов как православные святые. Деятельной, а не теоретической была и любовь преподобного Иринарха: он «для братии вязал из волоса свитки (одежды) и клобуки», «приготовлял на нищих одеяние», «помогал нуждающимся, защищал слабых и молился за всех Богу».

«Господь назначил тебе быть наставником и учителем. И от пьянства весь мир отводить...», и действительно эти слова Ивана Блаженного стали руководством к действию для преподобного Иринарха, который восстал своим учительным словом против «хмельнова» . Наставления преподобного многим помогли принести покаяние и стяжать веру в Бога.

Каждая мысль и слово святых испытана молитвой и рождена из молитвы, которая рассматривается ими как наиболее действенный способ служения соотечественникам. Ведь подвижники «это радисты Церкви. Если своей молитвой они устанавливают связь с Богом, то Он спешит на помощь и помогает более действенно» (преподобный Паисий Святогорец).

Придя в монастырь преподобный «неуклонно посещая церковь Божию», «не оставлял никакой церковной службы». А когда ему «назначили послушание вне монастыря, то есть лишили церковной̆ молитвы, он ушел в Ростов Великий, в Богоявленский монастырь».

На Бога преподобный Иринарх возлагает надежду и в случае с земным отечеством. В житии святого читаем: «помолился, чтобы Господь смиловался над Москвой, как древле над Ниневией», «стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю», «непрестанно со слезами молил Бога об избавлении от пленения».

Наряду с молитвой необходимой предпосылкой патриотизма праведного является смирение . Гордый человек не в состоянии задействовать и реализовать дары данные ему Господом. Ведь Бог ему «противится, а не дает благодать», а сердце сокрушенное и смиренное Господь не уничижит. Но если человек начнет очищать себя и реализовывать по мере сил данные ему Богом возможности и дары он может изменить к лучшему судьбу своего Отечества.

Смиренному человеку невозможно причинить вред, потому что он научился прощать всех. Святой Иринарх с кротостью переносил гонения игумена и смиренно возлагал вину на себя: «Господи, я живу в темнице сей вопреки братии; они праведны и праведные труды Тебе приносят, я же, смрадный, лишен добродетели».

Смиренный человек отсекает свою волю и предает себя в послушание Господу. Познав волю Божию через слова: «Иди в келию свою и будь затворник, и не исходи, и так спасешься», преподобный̆ Иринарх приковал себя железными цепями в тесной келии. Услышав «Здесь спасешься!» Иринарх несмотря на все сомнения остается в Борисоглебском монастыре.

Из смирения проистекает надежда не на себя, а на Бога. Святые осознают, что своими силами стать святым человеку абсолютно невозможно.

«Если бы человеку можно было спастись добрыми делами, внутренним напряжением, тогда Господу Иисусу Христу не было бы необходимости приходить на землю, идти на великие страдания и даже смерть ради нашего спасения» . Сам Господь говорил: «Самому человеку это невозможно, Богу же возможно все».

И святой Иринарх, отдав свои сапоги босому страннику, с верой и надеждой притекает к Богу: «Да будет воля Твоя святая со мною, рабом Твоим: дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!».

С Богом не страшно ничего. Из надежды и веры проистекает мужество. «Не убоимся пожжения и посечения от иноверных!», утешает преподобный своих учеников когда Сапега с войском намеревался выжечь Борисоглебский монастырь.

Всякий̆ раз преподобный̆ Иринарх безбоязненно обличал греховность действий интервентов и убеждал их оставить пределы Российские. Воеводе Микулинскому святой дерзновенно отвечал: «Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей и Российскому царю не изменю».

Характерной чертой монашеской традиции является равноприближенность ко всем христианам (вне зависимости от их общественного положения). К святому Иринарху за наставлением обращались представители всех слоев общества. Преподобный «освобождал», «защищал слабых» и «обидимых от притеснения сильных».

Плодом смирения и Божественного просвещения была сила слова Иринарха Затворника. Он был способен духовно руководить монахами, разрешать проблемы мирских людей, беседовать с иноземцами, военачальниками и князьями. Находить общий язык с царями и нищими. Не случайно Сапега сказал о преподобном: «Я такого батьки нигде не нашел: ни здесь, ни в иных землях».

Жизнь преподобного Иринарха и других наших святых «это доказательство, и свидетельство того, что мы не от этого мира, но от иного; что человек есть настоящий человек только Богом. Другими словами: наше призвание - исполнить себя Господом Христом, Его божественными животворными силами. Если ты трудишься над этим - ты уже на небе, хотя ходишь по земле; ты уже весь в Боге, хотя твое существо осталось в границах человеческой природы» .

Как и другие святые, преподобный Иринарх и сегодня продолжает помогать потомкам молитвенно. Будем помнить слова его завета: « пребудьте в посте и молитве, в трудах, в бдении и слезах, а также в любви между собою без ропота». И уповать на заступничество святого, перед своей блаженной кончиной сказавшего: «Я отхожу от вас телом, а духом с вами буду неразлучно».

Афанасий Зоитакис

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!