Опросник уровня агрессивности басса дарки полная интерпретация. Басса - дарки. Результаты в баллах

Задание : Диагностика по опроснику Басса-Дарки (11; 15; 17). Цель опросника - диагностика состояния агрессии (мотивационной и инструментальной), в т.ч. форм агрессии по 8 шкалам.

Опросник не свободен от мотивационных искажений (напри­мер, в связи с социальной желательностью). Требует допол­нительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик). Применение данного опросника в работе сучащимися школы и при работе с учителями было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными (Кэттелл), психических состояний (Спилберг), проективными (Люшер) и др.

БЛАНК ОТВЕТОВ. Опросник состоит из 75 утверждений. Пронумеруйте их в колонки по 10.

ИНСТРУКЦИЯ. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: "ДА", "ПОЖАЛУЙ, ДА", "ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Временами не могу справиться с желанием навредить ко­му-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.


20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали чело­веком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физиче­скую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свои гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пы­таются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

При обработке данных в обычных условиях ответы "ДА" и "ПОЖАЛУЙ, ДА" объединяются (суммируются как ответы "да"), так же как и ответь "НЕТ" и "ПОЖАЛУЙ, НЕТ" (суммируются как ответы "нет").

Суммарные показатели:

ИА – Индекс агрессивности. ИА= («1» + «2» + «3») : 3

ИВ – Индекс враждебности. ИВ = («6» + «7») : 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Алгоритм интерпретации:

1. Количественная характеристика состояния агрессии - определите уровень агрессивности и враждебности.

2. Качественная характеристика состояния агрессии:

· на основе сопоставления уровней агрессивности и враждебности, а так же учета результатов диагностики по характералогическим опросникам и опроснику психологических состояний сделайте вывод о наличии или отсутствии мотивационной агрессии;

· сделайте вывод о преобладающих формах агрессивного реагирования.

3. Предложите варианты коррекции негативных тенденций.

Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Объясняя агрессию как явление и множественные проявления агрессивности с разных теоретических позиций, исследователи предлагали и взаимоисключающие теоретические модели:

· природная модель (инстинкты), в частности - врожденную реакцию че­ловека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри);

· социальная (противоречия и противодействие усваиваемых норм):

a. реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм),

b. очень широкое распространение получили теории, свя­зывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард),

c. как стремление к господству (Моррисон) и др.;

· теологическая детерминация агрессивности (искушение, смущение, греховность),

· эклектические (нередко их принимают за интеграль­ные) модели, допускающие влияние различных детерминант,

· разноуровневый подход к анализу агрессивных проявлений личности допускает:

a. физиологические истоки,

b. психо­физиологические,

c. деятельностно-преобразующие,

d. собственно личностные (нередко их отождествляют с социальной детер­минацией).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, ха-рактеризующееся наличием деструктивных (разрушающих) тенденций, в основ­ном в области субъектно-субъектных отношений (А.А.Карелин).

Агрессивные действия могут выступать в качестве:

· способа психической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

· способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;

· средства достижения какой-нибудь значимой цели;

· способа решения проблем, возникающих в сложных и труд­ных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность; сами способы могут реализоваться в реальных действиях и поведенческих актах или в символических, замещающих действиях; они могут быть адекватными и неаде­кватными.

Дополним, что существенное значение имеют объективные и субъективно воспринимаемые характеристики проявлений агрессивности . Наблюдателем со стороны поведенческие проявления другого человека могут расцениваться как агрессивные при полном отсутствии агрессии у исполнителя этих проявлений. В то же время реальные агрессивные действия могут проявляться в скрытой, неочевидной для других людей форме.

Агрессивность имеет качественную и количественную харак­теристики.

Количественная характеристика агрессивности (степень выраженности):

· Низкий уровень агрессивности. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

· Средний уровень агрессивности говорит о достаточной энергии для преодоления препятствий. Вероятно, дес­труктивный компонент человеческой активности является необ­ходимым в созидательной деятельности, так как потребности ин­дивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодо­лению того, что противодействует этому процессу.

· Высокий уровень. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, взаимодействие и т.д., что препятсвует достижению личностных целей.

Качественная характеристика агрессивности.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не явля­ется жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском созна­нии агрессивность является синонимом "злонамеренной активно­сти". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамерен­ностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность раз­ворачивается.Внешние практические действия могут быть сход­ны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно выделить два типа агрессивных проявлений:

1. Мотивационная агрессия , как само­ценность - прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возмож­ность проявления открытой мотивационной агрессии.

2. Инструментальная агрессия , как средство достижения целей, преодоления препятствий.

И мотивационная, и инструментальная агрессия могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными пережи­ваниями (гнев, враждебность).

Практических психологов в боль­шей степени интересует мотивационная агрессия. Выявлению мотивационной агрессии помогает опросник Басса-Дарки. А.Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность».

Враждебность – это «… реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

А.Басс и А. Дарки, дифференцируя проявления агрессии и враждебности, выделили следующие формы агрессии:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (проклятия, угрозы, ругань).

3. Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток, а так же проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.).

4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пас­сивного сопротивления до активной борьбы против требований, правил, законов, установив­шихся обычаев.

5. Раздражение - склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

6. Обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то или всем миром за действи­тельные и мнимые страдания.

7. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающая из убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред.

8. Чувство вины или аутоагрессия – отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения субъек­та в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо, вредно, злобно или бессовестно, угрызения совести.

Существенной для диагностики проявлений агрессивности является и исходная причина агрессии: патология натуральная (ге­нетически обусловленная или приобретенная в резулътате заболе­вания) или же патология воспитания, патология социализации. (М. Раттер, К. Бютнер).

В статье расскажем, как опросник Басса-Дарки поможет вам узнать, на что способны подчиненные и кандидаты. Объясним, как применять методику и интерпретировать результаты. В статье опросник и ключ к нему. Бонус - подборка 5 профессиональных тестов для HR-а

Из статьи вы узнаете:

Скачайте полезные материалы:

Опросник Басса-Дарки: история

Опросник Басса-Дарки - методика диагностики форм и показателей агрессии человека. Психологов-создателей опросника интересовала агрессия, признаки ее проявления у человека и последствия для окружающих. Составляя опросник А.Басс и А.Дарки руководствовались следующими принципами:

  • каждый вопрос относится к агрессии;
  • вопросы сформулированы так, чтобы избежать влияния общественного мнения на ответ.

Что поможет выявить опросник Басса-Дарки

Опросник широко применяют в менеджменте. Он позволяет прогнозировать линию поведения подчиненных через их стимулы, эффективно управлять сотрудниками и находить способы воздействия на них. С помощью методики вы получите данные о готовности испытуемых действовать в определенном направлении, сделаете выводы о содержании мотивационной сферы.

Подсказка от экспертов журнала «Директор по персоналу»: особенности фигуры неконфликтного кандидата

Используйте опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, чтобы определить типичные формы агрессивного поведения подчиненных . К ним относятся:

  • физическая агрессия или нападение - использование силы против другого человека;
  • косвенная агрессия - действия исподтишка, например, сплетни, злые шутки;
  • раздражение - повышенная нервозность, возбудимость и готовность отрицательно реагировать на любые раздражители;
  • негативизм - оппозиционная манера поведения, которая проявляется в диапазоне от активного сопротивления до пассивного неприятия;
  • обида - чувство, в основу которого заложены переживания человека из-за допущенной к нему несправедливости, непонимания со стороны других;
  • подозрительность - сложный комплекс чувств от недоверия по отношению к другим и до убежденности в том, что они явно вредят;
  • вербальная агрессия - проявление негатива через словесные реакции, например, через споры, сарказм;
  • чувство вины - переживания, связанные с ошибкой или причиненным вредом, которые приводят к тому, что у человека снижается самооценка.

Применяйте опросник Басса-Дарки, чтобы отобрать неконфликтных и эффективных соискателей. Результаты оценки помогут вам понять, справится ли человек с обязанностями, как быстро вольется в коллектив, как будет относиться к клиентам и партнерам . Кроме того, сведения, которые вы получите, позволят вам принимать правильные решения при перемещении специалистов внутри компании, разработке планов карьерного роста и развития.

Памятка от эксперта журнала «Директор по персоналу» : фразы, которые укажут на конфликтность подчиненного

Подборка 5 полезных тестов для HR . Скачайте и используйте в работе прямо сейчас

Анкета диагностики мотивационной структуры личности В.Э.Мильмана
Опросник организационной лояльности Лимана Портера
Тест-опросник субъективного контроля Дж. Роттера
Тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Как применять методику: инструкция

Вы можете оценивать сотрудников по одному или группой. Главное, чтобы в помещении, где проходит анкетирование, было тихо. Иначе люди не станут вникать в суть вопросов.

Попросите сотрудников поставить «да» или «нет» рядом с каждым утверждением, а не писать развернутые ответы. Следите за временем - нежелательно, чтобы тестирование затягивалось.

Инструмент от экспертов «Системы Кадры»: опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»

Как интерпретировать результаты

Как только все сотрудники заполнят опросник враждебности Басса-Дарки, соберите бланки и проанализируйте результаты. Чтобы определить индексы форм враждебности и агрессивных реакций, используйте ключ.

Шпаргалка от экспертов «Системы Кадры»: опросник Басса-Дарки интерпретация результатов

Физическая и косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия образуют суммарный индекс негативных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности. Чтобы интерпретировать результаты, за каждый ответ «да», который совпадает с ключом в определенных шкалах, начисляйте 1 балл , а за ответ «нет» - 0 баллов.

Норма агрессивности - 21 + 4, а враждебности - 6,5-7 + 3. Если результаты анкетирования вас не удовлетворили, повышайте психологическую выносливость персонала.

Чтобы получить достоверные результаты после анкетирования, следуйте трем советам ниже.

Совет №1. Используйте опросник Басса-Дарки в совокупности с другими методиками. Подойдет личностные тесты психологических состояний. Например, многофакторную оценку личности Кеттела . Можете использовать и тест Спилбергера: он доступен . Только после комплексного анализа делайте выводы и принимайте решения. Не полагайтесь на одну методику, потому что рискуете ошибиться и неправильно интерпретировать результаты.

Совет №2. Не давайте человеку заполнять опросник, если он не в духе или устал. Не просите сотрудника проходить тест,если он много работает, чтобы успеть сдать проект, давно не отдыхал, поругался с начальником или коллегой. Человек в плохом настроении неправильно воспримет суть вопросов или вовсе не будет в них вникать. В итоге, вы зря потратите и его, и свое время.

Совет №3. Не просите заполнять опросник дома, а результаты присылать по электронной почте. Сотрудник, который проходит тест дома, может нечестно отнестись к заданию. Он хорошо изучит методику и ответит так, как нужно. В результате, наберет желаемое количество баллов, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Пример

В компании «Дельта» один конфликт сменялся другим, но никто не мог выявить зачинщика. Генеральный директор поручил HR-у провести психологическое тестирование, чтобы определить, кто агрессор. HR решил не тратить свое время, поэтому объявил всем на совещании, что дома нужно заполнить опросник Басса-Дарки на любом сайте. Результаты нужно было прислать специалисту по персоналу в электронном виде. Ничего хорошего из этой затеи не вышло: все сотрудники уложились в норму, агрессора так и не нашли. Противостояния в коллективе продолжились.

Адаптация А. К. Осницкого

Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверж­дения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте од­ним из четырех возможных ответов: «ДА», «ПОЖАЛУЙ, ДА», «ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».

1. Временами не могу справиться с желанием навре­дить кому-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю уг­рызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбра­сывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хо­чется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благопри­ятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не соглас­ны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чув­ство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивает­ся на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслужи­ваю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выраже­ниям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины застав­ляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает не­справедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит прав­ду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приво­дить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

При обработке данных в обычных условиях ответы «ДА» и «ПОЖАЛУЙ, ДА» объединяются (суммируются как от­веты «да»), так же как и ответы «НЕТ» и «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (суммируются как ответы «нет»).

КЛЮЧ 1

для обработки результатов испытания по опроснику

«1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к=11): 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.

«2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (к=8): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-.

«3». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к=13): 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.

«4». НЕГАТИВИЗМ (к=20): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-.

«5». РАЗДРАЖЕНИЕ (к=9): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+.

«6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к=11): 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-.

«7». ОБИДА (к=13): 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.

«8». ЧУВСТВО ВИНЫ (к=11): 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.

Номера вопросов со знаком «-» требуют и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «ДА», то мы его регистрируем как ответ «Нет», если был ответ «Нет», регистрируем как ответ «ДА». Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каж­дом параметре агрессивности, позволяет получить удоб­ные для сопоставления - нормированные - показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результа­ты (нулевые значения не просчитываются).

Суммарные показатели:

(«1» + «2» + «3») : 3 = ИА - индекс агрессивности;

(«6» + «7») : 2 = ИВ - индекс враждебности.

А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявле­ния важных, по их мнению, показателей и форм агрес­сии:

1. Использование физической силы против другого лица - ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.

2. Выражение негативных чувств как через форму (ссо­ра, крик, визг), так и через содержание словесных обра­щений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) - ВЕР­БАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.

3. Использование окольным путем направленных про­тив других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправ­ленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т. п.) - КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ.

4. Оппозиционная форма поведения, направленная обыч­но против авторитета и руководства, которая может нара­стать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, - НЕГАТИВИЗМ.

5. Склонность к раздражению, готовность при малей­шем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости - РАЗДРАЖЕНИЕ.

6. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружаю­щие намерены причинить вред, - ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ.

7. Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то имен­но или всем миром за действительные или мнимые стра­дания, - ОБИДА.

8. Отношение и действия по отношению к себе и окру­жающим, проистекающие из возможного убеждения са­мого обследуемого в том, что он является плохим челове­ком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, - АУТОАГРЕССИЯ, или ЧУВСТВО ВИНЫ.

Опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью). Требу­ет дополнительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик). Применение данного опросника в работе с учащимися школы (с шестого класса и выше) и при ра­боте с учителями (предметниками и проходящими подго­товку по специальности «практический психолог») было достаточно диагностичным и конструктивным для после­дующей коррекционной работы.

КЛЮЧ 2

с бланком для анализа результатов

Описание методики

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

Теоретические основы

  • как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри);
  • как установку к господству (Моррисон);
  • как реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Миллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

Валидизация

Выборку стандартизации составили 646 подростков 16 – 17 лет, проживающих в городе Новокузнецке, обучающихся в общеобразовательных школах (400 человек), гимназиях (180 человек), детских домах-интернатах (66 человек). Таким подбором испытуемых мы стремились обеспечить репрезентативность выборки.

Данная выборка была проверена на нормальность распределения. Значения рассчитывались отдельно для каждой шкалы опросника, в двух вариантах:

  1. для «сырых» баллов, где за каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл
  2. «сырые» баллы умножены на предложенный коэффициент

Оба показателя не превышают в три раза свою ошибку репрезентативности, из чего мы можем заключить, что распределение не отличается от нормального. Таким образом, можно утверждать, что введение коэффициента не приводит к искажению данных.

Для проверки устойчивости распределения было проверено половинное (полученное на половине выборки) распределение. Устойчивость распределения проверяется с целью определения способности выборки моделировать распределение генеральной совокупности. Предполагается, что если половинное распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то целое распределение будет также хорошо моделировать распределение генеральной совокупности. Из выборки случайным образом были отобраны 323 анкеты и просчитаны вышеописанным способом. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что распределение не отличается от нормального.

«Сырые» баллы переводятся в «стены». Среднее арифметическое в «сырых» баллах принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются интервалы, равные ½ стандартного отклонения.

При сопоставлении типов распределения обнаружилось, что распределения шкал физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм и чувство вины достоверно отличаются от распределений шкал косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Кроме того провели корреляционное сравнение между всеми шкалами опросника. Практически все шкалы между собой положительно коррелируют, при уровне значимости p = 0,01 и p = 0,05. Отсутствие корреляции выявлено между шкалами: физическая агрессия/чувство вины, вербальная агрессия/обида, вербальная агрессия/чувство вины и негативизм/чувство вины. Наиболее сильная положительная корреляционная связь обнаружена между шкалами: косвенная агрессия/раздражение (0,52), подозрительность/обида (0,48), вербальная агрессия/ раздражение (0,45).

Внутренняя структура

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Процедура проведения

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавт. предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Вербальная агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Чувство вины

Обида

низкий уровень

средний уровень

повышенный уровень

очень высокий

97 и более

92 и более

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Агрессивность

Враждебность

низкий уровень

средний уровень

повышенный уровень

очень высокий

94 и более

92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Литература

  1. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004
  2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998
  3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996
  4. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки./Психологическая диагностика, 2008, № 1, - с. 35-58.

Анализ результатов по методике Басса - Дарки

Данная методика позволила исследовать выраженность различных видов агрессии у испытуемых. Ниже будет показано, сколько в процентах ответов было по каждому из показателей.

Вербальная агрессия - 16%

Чувство вины - 32%

Физическая агрессия - 8%

Косвенная - 20%

Подозрительность - 12%

Раздражение - 4%

Негативизм - 0%

Наибольшие показатели по шкалам «Чувство вины», «Косвенная агрессия», а наименьший - по шкале «Негатевизм».

Косвенная - это агрессия, которая окольным путем направлена на иное лицо или же ни на кого.

Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что субъект плохой человек, что поступает зло и еще им ощущаемые совести угрызения.

Негативизм - это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев, законов.

Рисунок 2. Результаты по методике Басса - Дарки

В отношениях с одногодками у людей подросткового периода частенько возникают такие ситуации, которые заставляют этих людей испытывать чувство вины или же зависть. На этот возраст приходится целый ряд кризисов, переломных моментов. Каждый из кризисов заставляет подростка задуматься о себе, и о том, что из себя представляет. В этом вот возрасте перед человеком открывается все более широкий мир и он из семьи переходит в школу, начинает посещать клубы, спортивные секции, группы занятий по cвоим интересам. Присоединение, уход из какой-то группы потенциально несет в себе элемент риска, но и составляет существенную часть развития. Подростки всего чаще тяготеют к группам своего же возраста, тогда как в детстве основным окружением является их семья. Опыт подростка -- это в большей степени его собственный опыт, а не общий опыт семьи, который защищал бы его и помогал в принятии решений, преодолении трудностей его. Он сталкивается с обстоятельствами, тогда когда должен сам принимать решения. Это вот может вызывать стресс, потому как решения часто настолько серьезны, что могут повлиять даже на всю остальную жизнь.

Директивность - 22,7%

Автономность - 4,54%

Главное - это психологическое принятие родителей тинейджеры видят в относительно критическом подходе к ним же. Тинейджеры частенько испытывают необходимость в помощи, поддержке их родителей. Такие формы поведений, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В это время тинейджеры не ждут от своих родителей чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу».


Рисунок 3. Анализ результатов по методике ADOR

Просто компетентное поведение, дружеский способ общения, нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтоб тинейджер мог бы утверждать, то, что мама его испытывает по отношению к этому человеку светлый интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого, самостоятельного индивида. Можно объяснить это тем, что тинейджеры из хорошей семьи. Наибольшие показатели по шкале интереса позитивного, директивности.

Шкала директивности. Директивность родителей по отношению к ребенку тинэйджеры видят в навязывании им чувства вины по отношению к этим тинэйджерам, их декларациям, постоянным напоминаниям о том, что «родители жертвуют всем ради ребенка», полностью берут на себя ответственность за вес, также то, что сделал, делает, будет делать чадо. Родителями как бы утверждается изначальная зависимость родительского статуса, оценки окружающих от соответствия чада «эталону ребенка», исключая при этом вот возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, родители стремятся любым способом исключить неправильное поведение чада, чтоб «не ударить в грязь лицом». Простые формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия родителей, подростка. Меньшие показатели имеются по шкале автономности. Родительская автономность в отношениях с подростками понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. При этом родители, не воспринимающие своего ребенка как непосредственно личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями, побуждениями, являют собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны, подчиняться. При этом адаптивная форма родительского авторитета, основанная на доверии, уважении, а также приемлемые формы жесткости, резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности родителей в отношениях с чадами-тинэйджерами. По мнению ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью родителей в дела ребенка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!