Ленинградское высшее военное инженерное строительное училище. Высшие военные училища (институты, академии, университеты, учебные заведения) Министерства Обороны РФ. От Великой Отечественной войны до наших дней

Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ИТ) ВА МТО] - одно из старейших высших военно-учебных заведений России, расположенное в Санкт-Петербурге.

- высшее политехническое военно-учебное заведение для подготовки военных инженеров и специалистов, осуществляющих конструкторскую, производственную и другие виды инженерной деятельности в сфере проектирования, строительства, модернизации, поддержания высокой степени боевой готовности и пожарной безопасности стратегических систем и комплексов Вооружённых Сил Российской Федерации: командных пунктов и объектов базирования сил и средств Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-космических сил, Военно-Морского Флота, а также других специальных объектов инфраструктуры, электроснабжения и коммуникаций, необходимых для боевой и повседневной деятельности всех видов и родов вооружённых сил.

ВУЗ также готовит военных специалистов среднего звена, осуществляющих деятельность в сфере строительства, монтажа и обслуживания инженерных коммуникаций и противопожарных систем фортификационных сооружений, а также других объектов военной инфраструктуры, используемых всеми видами воинских формирований Российской Федерации.

В адъюнктуре и докторантуре ведётся подготовка научно-педагогических и научных кадров. В ВУЗе действуют 3 диссертационных совета по присуждению учёных степеней докторов и кандидатов наук. На базе института также осуществляется переподготовка и повышение квалификации специалистов Министерства обороны Российской Федерации других воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти.

ВИ (ИТ) расположен в местах своего исторического основания в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы (в том числе в бывших казармах Кавалергардского полка). В непосредственной близости Инженерного замка, Летнего сада, музея А. В. Суворова , архитектурного ансамбля Смольного монастыря, Таврического дворца и парка.

Бережно сохраняются традиции Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров, Главного инженерного училища и Николаевской инженерной академии, поддержания уникальной квалификации профессорско-преподавательского состава: сейчас в ВИ (ИТ) работают 36 докторов наук, 167 кандидатов наук и 29 профессоров, среди них: 6 заслуженных деятелей науки и техники, 2 заслуженных экономиста, 1 заслуженный архитектор России. Университет имеет двенадцать специализированных научно-исследовательских лабораторий и уникальную научно-экспериментальную базу, во многом не имеющую аналогов.

Предыстория

Михайловский - Инженерный замок, где с 1823 года располагалось Главное инженерное училище, а сейчас вблизи расположен Военный институт (инженерно-технический).

Императором Александром I 24 ноября (6 декабря) 1819 года, созданное в 1810 году на базе трёхгодичной школы по подготовке инженерных кондукторов, но имевшее офицерское отделение для дополнительной двухгодичной подготовки инженеров (всего 5 лет), Санкт-Петербургское инженерное училище было преобразовано в Главное инженерное училище. Оно располагалась в Михайловском замке, после размещения училища переименованном в Инженерный замок. В 1855 году офицерские классы Николаевского инженерного училища (так с 1855 года стало называться Главное инженерное училище) были превращены в инженерную академию, в формальном составе Императорской военной академии, получившую название - Николаевская инженерная академия. В 1863 году Николаевское инженерное училище вновь объединялось с Инженерной академией, но с 1867 года Николаевская инженерная академия опять стала самостоятельной.

Николаевская инженерная академия стала первым высшим инженерным учебным заведением России. Как пишет выпускник Института инженеров путей сообщения С. П. Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного инженерного училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на высоком уровне уже на первом этапе и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин. Так Фёдор Михайлович Достоевский смог учиться в 1838-1843 годах, уже используя эту систему высшего образования.

После Октябрьской революции и создания Красной Армии молодой Советской Республики, Приказом РВСР № 392 от 18 декабря 1918 года бывшая Николаевская инженерная академия была переименована в Военно-инженерную академию РККА. В 1923 году после её объединения с Военной электротехнической академией создана Военно-инженерная и электротехническая академия РККА, а после объединения в 1925 году с Артиллерийской академией, в Ленинграде была создана Военно-техническая академия РККА, с 1926 года ставшая носить имя Ф. Э. Дзержинского, в которой имелся инженерный факультет. В 1932 году Военно-техническая академия расформировывается, на базе её факультетов в соответствии с их профилем формируются самостоятельные академии, а её бывший инженерный факультет перебрасывается в Москву - на его основе, а также на основе Московского Высшего инженерно-строительного училища создаётся новая Военно-инженерная академия, которой в 1935 году было присвоено имя В. В. Куйбышева. Однако через 7 лет назначенный на должность Наркома ВМФ флагман флота 2-го ранга (после 1940 года - адмирал) Н. Г. Кузнецов возвращает факультет назад в Ленинград.

Административно-структурная чехарда вредила стабильному развитию и безусловно приводила к ослаблению научно-педагогических сил, глубоко Санкт-Петербургской по сути и духу высшей военно-инженерной школы, полученных страной от Николаевской инженерной академии и училища, но научно-педагогические силы были полностью восстановлены перед началом войны, при активном участии Николая Герасимовича Кузнецова, и во многом благодаря неоценимой помощи Ленинградского индустриального института [ЛИИ]. Таким образом, Николай Герасимович фактически сохранил для страны Санкт-Петербургскую высшую военно-инженерную научно-педагогическую школу, продолжающую славные традиции Николаевских высших военно-инженерных школ.

История ВУЗа

Начало юридического существования нынешнего Военного института (инженерно-технического) , как восстановленного на месте самостоятельного высшего военного учебного заведения, продолжающего традиции Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров, положил в 1939 году Ленинградский институт инженеров промышленного строительства, являвшийся отделённой частью основанного в 1899 году ЛИИ, а позднее и возвращённый в 1940 году инженерный факультет Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева.

10 июня 1939 года было подписано Постановление Комитета обороны при СНК СССР об организации в Ленинграде Высшего военно-морского инженерно-строительного училища РК ВМФ [ВВМИСУ] - эта дата считается Днём рождения училища.

В Приказе Народного комиссара ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова об организации ВВМИСУ указывалось, что училище создается с целью подготовки военных инженеров для строительства военно-морских баз и береговых фортификационных сооружений Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота [РК ВМФ]. Училищу присваиваются права высшего технического учебного заведения. Срок обучения был определен равным 5 годам и 8 месяцам.

На начальном этапе с 1939 по 1940 годы в училище был всего один факультет - Факультет строительства военно-морских баз. В августе 1940 года в ВВМИСУ был переведён инженерный факультет из Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева, который был преобразован в Факультет фортификации. В 1941 году эти два факультета были объединены в один - Факультет берегового строительства.

10 июня 1941 года ВВМИСУ реорганизовано в Высшее инженерно-техническое училище ВМФ СССР [ВИТУ ВМФ]. В этот же день в училище создаётся ещё один факультет - Электромеханический (впоследствии 27 июля 1983 года переименованный в Факультет энергетики).

За участие в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года ВИТУ ВМФ награждено орденом Красного Знамени и становится Высшим инженерно-техническим Краснознамённым училищем ВМФ СССР [ВИТКУ ВМФ].

В сентябре 1960 года ВИТКУ ВМФ было переименовано в Высшее военное инженерно-техническое Краснознамённое училище [ВВИТКУ]. Училище стало готовить кадры в интересах строительства и инженерного обеспечения всех видов Вооружённых Сил СССР.

В январе 1974 года училищу было присвоено имя бывшего Заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск генерала армии А. Н. Комаровского. С этого времени оно стало именоваться Ленинградским высшим военным инженерно-строительным Краснознамённым училищем имени генерала армии А. Н. Комаровского [ЛВВИСКУ].

21 ноября 1991 года в связи с переименованием г. Ленинград в Санкт-Петербург училище получает наименование Санкт-Петербургское высшее военное инженерное строительное училище имени генерала армии А. Н. Комаровского [С-Пб.ВВИСУ].

10 августа 1993 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 767 С-Пб.ВВИСУ переименовано в Военный инженерный строительный институт [ВИСИ].

18 июня 1997 года на базе двух высших военно-учебных заведений Минобороны России: Военного инженерного строительного института [ВИСИ] и Пушкинского высшего военного инженерного строительного училища [ПВВИСУ] Постановлением Правительства России № 745 был образован [ВИТУ], объединивший личный состав и материально-техническую базу обоих ВУЗов. Головное подразделение университета располагалось на месте бывшего ВИСИ в Санкт-Петербурге (ул. Захарьевская, 22), а вторая по величине учебная база (Учебная база № 2), включавшая в себя исторический Дворец княгини Ольги Палей - на месте бывшего ПВВИСУ в Пушкине.

В сентябре 1998 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 года № 1009 к университету присоединено Тольяттинское высшее военное командно-инженерное строительное училище [ТВВКИСУ], которое стало Тольяттинским филиалом ВИТУ, готовящим командный состав по специальностям «Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство» и «Пожарная безопасность».

12 ноября 2004 года на основании директивы Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Тольяттинский филиал ВИТУ отделён от университета и вновь преобразован в самостоятельное высшее военно-учебное заведение.

В 2009 году одновременно с организационно-штатными изменениями ВУЗ прекращает подготовку офицеров по специальности «Промышленное и гражданское строительство», перейдя к обучению курсантов по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений.

В современном юридическом виде бывший Военный инженерно-технический университет продолжает существовать как Военный институт, являясь обособленным структурным подразделением Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва [ВА МТО].

Сохранение и развитие традиций Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров

Санкт-Петербургский Военный институт (инженерно-технический) продолжает более чем 200-летнее сохранение и развитие научных и педагогические традиций коренных Санкт-Петербургских инженерных школ России на своей исторической родине. В отличие от многих других учебных заведений, непрерывная преемственность сохранялась с момента создания высшего учебного заведения в 1810 году. Несмотря на исторические перипетии, даже в самые худшие годы ВВУЗ продолжал существовать в той или иной форме, что безусловно положительно сказалось на сохранение традиций. Традиция плодотворной исторической связи, как и традиционная связанность и взаимозависимость учебных планов и программ, сознательно сохранялась и поддерживалась между Николаевской инженерной-академией и Николаевским инженерным училищем, что позволяло обеспечивать более высокое качество инженерного образования. Примером этого сотрудничества могло бы стать, совместное, училищем и академией, издание журнала «Инженерные записки» переименованном в «Инженерный журнал».

Военный институт (инженерно-технический) является прямым исторически законным продолжателем традиций, одновременно, высшей школы военных инженеров Санкт-Петербургского политехнического института, которую мог бы символизировать Юрий Кондратюк (Александр Шаргей), и по причине юридического факта сохранения преемственности после возвращения факультета в 1939 году с расположением на месте основания, прямым наследником традиций Петербургской высшей школы военных инженеров Главного военно-инженерного училища, в котором учился Фёдор Михайлович Достоевский, обозначенных возвращением на историческую родину морского инженерного факультета академии (организованной в 1932 году в Москве на базе Инженерно-строительного училища).

Институт является юридически законным продолжателем традиций Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров, которую, мог бы символизировать выпускник Николаевской инженерной академии 1883 года Леонид Константинович Артамонов, русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»).

ВИ (ИТ) с момента образования имеет уникальный состав научно-педагогического коллектива, как продолжение одной из исторических традиций Николаевского инженерного училища (бывшего Главного инженерного училища) и Николаевской инженерной академии. Достаточно сказать, что в Санкт-Петербурге с целью подготовки военных инженеров, в разное время привлекались: для преподавания химии - Д. И. Менделеев, для преподавания фортификации - Н. В. Болдырев, математики - М. В. Остроградский, путей сообщения - А. И. Квист, а тактику, стратегию и военную история преподавал Г. А. Леер. C самого начала в составе высшего военного учебного заведения всегда были всемирно известные ученые: так основатель отечественной школы строительной механики и теории упругости Б. Г. Галеркин возглавлял кафедру строительной механики, а знаменитый математик и экономист, лауреат Нобелевской премии Л. В. Канторович соглашался заведовать кафедрой математики; здесь работали выдающийся учёный-электротехник Д. А. Завалишин, феноменальный военный инженер - фортификатор Н. И. Унгерман, уникальный теплотехник А. Н. Ложкин и многие другие неординарные инженеры и ученые. Выдающимся преподавателем был профессор и «отец русской цементной промышленности» А. Р. Шуляченко. Преподаватель Александр Ильич Квист отличался способностью красноречиво и увлекательно излагать свой предмет - фортификацию.

Одной из главных традиций института безусловно является гармоничное соединение патриотизма и духовной силы с высочайшим уровнем военно-инженерной компетенции выпускников.

От Великой Отечественной войны до наших дней

Стойкость и инженерная подготовка выпускников были доказаны во время Великой Отечественной войны. Особую роль в обороне Ленинграда сыграл форт «Красная Горка», построенный по проекту профессора К. И. Величко, преподававшего в Военно-технической академии РККА им. Ф. Э. Дзержинского до самой смерти в 1927 году. ВИТУ ВМФ реально участвовало в войне, выпуская военных инженеров для всех фронтов. Кроме того, личный состав непосредственно принимал участие в обороне Ленинграда. Преподаватели и курсанты участвовали в работах по строительству оборонительных сооружений летом и осенью 1941 года, обеспечивали патрульную службу, занимались маскировкой зданий и сооружений, осуществляли инженерное обеспечение обороны города, готовясь к уличным боям. Значительная часть профессорско-преподавательского состава принимала участие в экспертных и проектных работах для фронта. Группу экспертов начальника инженерной обороны Ленинграда возглавлял академик Б. Г. Галёркин . В группу входили профессора Б. Д. Васильев, Н. А. Кандыба,C. А. Шустиков, Н. И. Унгерман, доценты С. С. Голушкевич, П. И. Клубин. Научные работы С. С. Голушкевича о ледовых переправах обеспечили теоретическую основу для создания Дороги жизни на Ладожском озере и связи со страной. Профессор Н. Н. Лукницкий занимался научными консультациями производства сборных железобетонных огневых точек. Профессор Л. В. Канторович решал проблему уменьшения рисков и обеспечения безопасности Дороги жизни. Механическая мастерская лаборатории кафедры сопротивления материалов круглосуточно производила детали стрелкового оружия. Большое количество выпускников, командиров, преподавателей и курсантов, участвовавших в войне, были удостоены высоких правительственных наград. 24 июня 1945 года курсанты награждённого годом ранее орденом Красного Знамени училища приняли участие в Параде Победы, а всему личному составу были вручены медали «За оборону Ленинграда».

В советский период своего существования ВИ (ИТ) подготовил более 30 тысяч инженеров; среди выпускников 115 заслуженных строителей и более 100 генералов и адмиралов, в том числе три генерал-полковника: Н. И. Котылев,Л. В. Шумилов и А. В. Соломатин.

Институт после 2000 года

В начале 2009 года, в ходе I этапа реформы ВС РФ, начатой в 2008 году по инициативе Министра обороны Российской Федерации А. Э. Сердюкова, включавшего в себя мероприятия по объединению военных ВУЗов, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р ВИТУ вместе с ещё пятью военными ВУЗами: ВТУ ЖДВ и ВОСО (Петродворец), ВВВУТ, УВВТУ, ВВИ (Москва) и ТВТИ - были ликвидированы как самостоятельные учреждения и присоединены к Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВАТТ] в форме университетов и институтов, входящих в её состав, с целью последующего образования на их основе обособленных структурных подразделений академии. В этот переходный период ВУЗ именуется Военный инженерно-технический университет Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИТУ ВАТТ]. Примечательно, что 2 из вышеперечисленных ВУЗов: Вольское высшее военное училище тыла имени Ленинского комсомола [ВВВУТ] и Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого [УВВТУ] ранее уже подвергались реорганизации в филиалы ВАТТ - в те же годы когда Тольяттинский военный технический институт [ТВТИ] реорганизовывался в филиал ВИТУ.

Примерно через год, в декабре 2009 года, на основании Распоряжения Правительства России от 11 ноября 2009 года № 1695-р ВИТУ ВАТТ и 4 других ВУЗа из числа включённых в академию - преобразовываются в её филиалы. Кроме того университет меняет своё наименование на «институт», после чего начинает именоваться Военный инженерно-технический институт (филиал) Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИТИ ВАТТ]. В дальнейшем 3 из вновь вошедших в состав ВАТТ военно-учебных заведений: Военно-ветеринарный институт [ВВИ], а также УВВТУ и ТВТИ - в 2010-2011 годах были расформированы, в 2012 году вместо них в качестве филиалов ВАТТ включены бывшие Омский танковый инженерный институт имени Маршала Советского Союза П. К. Кошевого и Пензенский артиллерийский инженерный институт имени Главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова.

Учебная база № 2 ВИТУ в Пушкине (2010 год)

В связи с организационно-штатными изменениями в 2010-2011 годах, количество кафедр ВИТИ ВАТТ сокращено до 11. Ликвидируется его Учебная база № 2 в Пушкине (бывшее ПВВИСУ). Комплекс её зданий, включая Дворец Ольги Палей, формально являясь собственностью Минобороны России, несколько лет стоял бесхозным. Затем в 2013 году был передан на правах оперативного управления Научно-исследовательскому детскому ортопедическому институту имени Г. И. Турнера, который подверг территорию бывшего ПВВИСУ кардинальной реконструкции, не оставив практически ничего от вышеупомянутого строительного училища (за исключением зданий, числившихся памятниками архитектуры).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» Военный инженерно-технический институт (филиал) ВАТТ получает статус института в составе академии и новое наименование: Военный институт (инженерно-технический) Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ИТ) ВАТТ], а после смены 21 июня 2012 года названия своего головного ВУЗа (ВАТТ на ВА МТО), ВИ (ИТ) стал носить текущее наименование - Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ИТ) ВА МТО].

  • 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
  • 09.05.01 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения
  • 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
  • 11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы
  • 26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
  • 26.05.03 Строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок
  • 26.05.04 Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок
  • 25.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
  • 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
  • 56.00.00 Военное управление
  • 56.05.02 Радиационная, химическая и биологическая защита

Военное образование во всем мире связано с инженерными профессиями. Чтобы обеспечивать работу охраны государства, требуются высококвалифицированные технические кадры с отличными знаниями и устойчивой психикой, чему уделяется большое внимание при отборе кандидатов на военную службу.

Военное образование в России имеет свою специфику. Студенты-курсанты получают сразу два образования: гражданскую инженерную специальность (если учатся на отделении высшего образования) или специальность техника (если учатся на отделении среднего профессионального образования) и военное образование.

Перечень военных специальностей, по которым производится набор на обучение в каждом конкретном году, доводится до абитуриентов по их прибытию в военные институты. Военные вузы, в отличие от гражданских, на двухуровневый тип обучения не перешли, а сохранили специалитет – 5 лет обучения.

Окончившим институт по специальностям высшего образования выдается диплом о высшем образовании установленного образца по гражданской специальности с присвоением соответствующей квалификации «инженер» и воинского звания «лейтенант».

Желающие поступить в военный вуз подают заявления в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации по месту жительства, а выпускники суворовских (кадетских) военных училищ, лицеев с усиленной военно-физической подготовкой должны подать заявление на имя начальника военного училища (лицея), в котором они обучаются, до 1 апреля.

Граждане, служащие и проживающие в воинских частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, подают заявления на имя начальника вуза до 20 мая.

После подачи заявления проходит предварительный отбор по документам, с целью определения годности кандидатов к обучению в вузе по наличию гражданства РФ; по уровню образования; по возрасту; по состоянию здоровья; по уровню физической подготовленности; по категории профессиональной пригодности для того, чтобы направить на вступительные испытания в институты кандидатов, соответствующих формальным требованиям.

Прием в военные институты Министерства обороны осуществляется на конкурсной основе, и зачисляют на обучение наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ ребят.

Наряду с конкурсом документов, как и в гражданских вузах, студенты-курсанты проходят профессиональный отбор: комплекс мероприятий по отбору кандидатов на обучение, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Порядком, а также определению их способности осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего уровня.

Требования к кандидатам для зачисления в военные вузы:

    В качестве кандидатов для зачисления курсантами в военные институты на программы высшего образования рассматриваются граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, имеющие среднее общее образование из числа:
  • граждан в возрасте от 16 до 22 лет, не проходивших военную службу;
  • граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, до достижения ими возраста 24 лет;
  • военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), поступающих на обучение по программам с полной военно-специальной подготовкой, до достижения ими возраста 27 лет.

В качестве кандидатов на поступление на обучение курсантами по программам со средней военно-специальной подготовкой рассматриваются граждане, имеющие среднее общее образование, до достижения ими возраста 30 лет.

    Ограничения для поступающих в военные вузы:
  • граждане, уже имеющие высшее образование;
  • граждане, не соответствующие требованиям к поступающим на военную службу по контракту;
  • лица, в отношении которых вынесено решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата;
  • лица, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание;
  • лица, лишенные решением суда права занимать воинские должности на определенный срок.

Ни для кого не секрет, что сначала инновации и технические усовершенствования приходят в военную промышленность, а армейская техника и оборудование будут всегда на полшага впереди гражданской.

Если молодой человек хочет познакомиться с инженерией будущего уже сегодня, получить самое современное инженерное образование и сразу увидеть его приложение на практике, обратите пристальное внимание на военные вузы.

Несмотря на все реформы, льготы военнослужащим сохранялись: ранние пенсии, государственное обеспечение, гарантированный карьерный рост и другие преференции.

В России есть огромные возможности реализовать свои способности, применить полученные знания и быть полезным обществу.

Где учиться

    Образовательные учреждения министерства обороны
  • Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва
  • Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», г. Москва
  • Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
  • Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», г. Санкт-Петербург
  • Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, г. Санкт-Петербург
  • Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург
  • Михайловская военная артиллерийская академия, г. Санкт-Петербург
  • Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, г. Санкт-Петербург
  • Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Балашиха Московской обл.
  • Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, г. Ярославль
  • Военная академия войсковой противовоздушной обороны ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского, г. Смоленск
  • Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, г. Тверь
  • Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко, г. Краснодар
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, г. Краснодар
  • Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, г. Кострома
  • Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, г. Благовещенск, Амурской обл.
  • Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск
  • Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова, г. Владивосток
  • Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, г. Рязань
  • Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова, г. Севастополь
  • Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова, г. Тюмень
  • Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, г. Череповец
  • Военный университет Министерства обороны, г. Москва
  • Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург
  • Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург

Череповецкое высшее военное училище готовит специалистов командного состава армии. Программы полного образования рассчитаны на 5 лет, среднее длится 2 года и 10 месяцев. В период учебы курсанты находятся на полном государственном довольствии. Абитуриенты принимаются по результатам ЕГЭ и тестовых физических упражнений.

История

Высшее военное инженерное училище радиоэлектроники (г. Череповец) было открыто на материально-технической базе расформированного военно-пехотного училища (г. Лепель) в октябре 1957 года. До 1970 года курсанты получали образование в течение трех лет.

Позднее учебное заведение перевели в статус высшего командного училища, где профессии обучали на протяжении 4 лет. В 1974 году программа усложнилась, что связано с переводом учебного процесса в русло инженерной подготовки военных кадров. С 1998 года вуз выпускает военных инженеров в области радиоэлектроники.

Факультеты

Полный курс обучения военному делу составляет пять лет, выпускники покидают стены вуза в звании "лейтенант". Набор происходит в соответствии с заказом Министерства обороны РФ. За все годы деятельности более 13 тысяч офицеров окончили Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники.

Факультеты:

  • Инженерный.
  • Командный
  • Автоматизированных систем управления.
  • Радиосвязи.

Образование и подготовка специалистов проходят на современной материально-технической базе, всем необходимым для проживания в стенах вуза курсантов обеспечивает государство. Это и многое другое делает популярным Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники.

Специальности

В вузе реализуются следующие программы высшего военного образования:

  • «Специальные радиотехнические системы».
  • «Специальные организационно-технические системы».
  • «Автоматизированные системы спецназначения, применение и эксплуатация».
  • «Информбезопасность автоматизированных систем».

Длительность обучения составляет 5 лет, выпускники получают квалификацию «специалист», а также офицерское звание «лейтенант».

Среднее и дополнительное образование

ЧВВИУРЭ предоставляет возможность получить военное образование по специальностям:

  • «Компьютерные системы, комплексы».
  • «Техобслуживание, ремонт радиоэлектронной техники».

Курсанты осваивают науки на очной форме обучения на протяжении 2 лет и 10 месяцев. Диплом позволяет получить квалификацию "техник", военное звание не присваивается.

Система обучения курсантов построена таким образом, что каждый получает дополнительное образование. Особое внимание уделяется изучению иностранных языков и практике профессионального вождения.

Направления дополнительного обучения:

  • «Переводчик». Получая образование по основной специализации, курсанты осваивают один из иностранных языков. Преподаются турецкий, китайский, английский, арабский, персидский, немецкий языки.
  • «Водитель транспортных средств». По окончании выдаются права с открытыми категориями «В» и «С».

Материально-техническая база

Подготовка будущих военных предполагает углубленное изучение выбранной специализации, что невозможно без освоения большого объема теоретических знаний и практических навыков.

Учебный процесс реализуется на достойной технической и материальной базе, а именно:

  • Военная техника. Курсанты на практике знакомятся с современными видами вооружений на действующих моделях.
  • Лаборатории - базовые подразделения ЧВВИУРЭ, где учащиеся осваивают основы построения функциональных узлов вычислительной техники, радиоаппаратуры и электронной аппаратуры. Помещения оснащены необходимым оборудованием, макетами, тренажерами и т. д.
  • Библиотеки. В книжном фонде содержится около 250 тысяч единиц литературы. В перечень входят периодические издания, справочники, учебники и пр. Основной фонд - техническая и научная книга. В училище ведется работа по написанию и изданию методических изданий, учебников для внутреннего пользования, оцифровка имеющегося печатного фонда книг, лекций, тестов и пр. На сегодняшний день реализуется программа по реконструкции художественной книги и учебной литературы.
  • Учебно-тренажерная база (тренировочные, эксплуатационные комплексы, командные пункты учебного назначения, учебное вооружение, военная техника и пр.).
  • Научная и исследовательская работа обеспечена необходимым арсеналом средств, объектов и оборудованием для проведения целевых исследований.
  • Мастерские, склады и пр.

Учебный процесс реализуется в лекционных аудиториях, помещениях для групповых занятий, лабораториях, компьютерных залах и классах дипломного проектирования.

Многие считают удачей поступить в Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники. Отзывы рассказывают о высоких требованиях к кандидатам и отличном образовании. Также есть указания, что уровень обучения достойный, а вот поступить немного проще, чем в столичные вузы.

Досуг

Обучение невозможно без физической подготовки и укрепления морально-психологического состояния. Курсанты ежегодно принимают участие в общегородских мероприятиях, таких как детско-юношеская игра «Зарница», спортивные сборы «Осень», «День призывника», конкурсы строя и военной песни, мероприятия, посвященные очередной годовщине Победы в войне и прочие события, которые отмечает Череповец.

Высшее военно-инженерное училище радиоэлектроники в целях повышения уровня знаний заключило договоры с музеями города, что дает возможность для бесплатного посещения курсантами экспозиций, выставок, культурных мероприятий и других событий. Студенты ЧВВИУРЭ часто приезжают в подшефные учреждения - кадетские и суворовские школы, детские дома-интернаты.

Спорт

Немалое количество часов занятий отводится на спортивную подготовку, что развивает быстроту, ловкость, выносливость и культивирует здоровый образ жизни. Курсанты регулярно занимаются армейскими видами спорта в рамках учебного процесса и расписания.

Разнообразие в увлечения вносят спортивные секции:

  • Троеборье силовое и военное многоборье.
  • Легкая и тяжелая атлетика, хоккей, футбол.
  • Рукопашный бой, бокс, баскетбол, каратэ.
  • Лыжный спорт, шахматы, волейбол, армрестлинг и пр.

Курсанты проходят полную военно-спортивную подготовку, ее выполнение обеспечивает Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники.

Как поступить

Прием осуществляется на конкурсной основе. Кандидатами для участия становятся лица, отвечающие следующим требованиям:

  • Граждане РФ мужского пола, не проходившие ранее военную службу, в возрасте не моложе 16 лет и не старше 22 лет.
  • Военнослужащие или ранее прошедшие срочную службу в армии не старше 24 лет.
  • Военнослужащие-контрактники в отставке или действующие (кроме офицеров) в возрасте не старше 27 лет.
  • На обучение по программам среднего специального образования принимаются лица в возрасте не старше 30 лет, имеющие среднее школьное образование.

Документы для поступления:

  • Заявление.
  • Свидетельство о рождении и документ, подтверждающий гражданство, личность (копии).
  • Автобиография, характеристика с места учебы, работы, службы.
  • Документ о полученном ранее образовании, квалификации (копия).
  • Три фото размером 4,5 х 6 см (заверенные).
  • Карты медосвидетельствования и психологического отбора.
  • Служебная карта (для действующих военных).

Отбор кандидатов на обучение проводит приемная комиссия по критериям:

  • Уровень общеобразовательной подготовки (ЕГЭ).
  • Социально-психологическое состояние.
  • Общее состояние здоровья, заверенное медицинской комиссией.
  • Физическая подготовка.

Отбор осуществляется в течение июля месяца (с 1-е по 30-е число). Физическая подготовка оценивается по результатам тестовых физических упражнений, куда входит:

  • Подтягивание на перекладине (минимально - 4 раза).
  • Бег, 100 метров (минимальное значение - 15,4 сек).
  • Кросс, 3 км (минимальный показатель - 14 мин 50 сек).

Проходной балл по физической подготовке - не менее 120 единиц.

(Я) К:Учебные заведения, основанные в 1932 году

Вое́нный институ́т (инжене́рных во́йск) Общевойсково́й акаде́мии Вооружённых Сил Росси́йской Федера́ции - структурное подразделение ОВА ВС России . В советское время Военно-инженерная ордена Ленина, Краснознамённая академия имени В. В. Куйбышева . В настоящее время является основным учебно-методическим центром инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации.

История

Инженерная академия в Петербурге

На правопреемство в отношении Николаевской инженерной академии претендуют как Военный инженерно-технический университет в Петербурге, так и Военный институт инженерных войск в Москве (бывшая академия имени Куйбышева). Петербуржцы ссылаются на то, что 10 июня 1939 года было подписано постановление Комитета Обороны при СНК СССР , и издан приказ Наркома ВМФ о образовании в Ленинграде Высшего военно-морского инженерно-строительного училища РККВМФ, куда был возвращен морской инженерный факультет академии и присоединена отделённая часть - Ленинградский институт инженеров промышленного строительства .

Академия имени Куйбышева

Военно-инженерная академия была создана приказом Реввоенсовета СССР от 21 марта 1932 года на основе переместившегося в Москву инженерного факультета академии и использованием базы высшего инженерно-строительного училища . Через три года академии было присвоено имя В. В. Куйбышева .

Занимала академия старинный дом Дурасовых на Покровском бульваре. В 1932 году для Военно-инженерной академии построено новое здание на месте правого флигеля усадьбы на углу улицы Воронцово поле (архитектор А. Круглов). С ноября 1941 по декабрь 1943 года академия находилась в эвакуации в г. Фрунзе .

Много лет председателем государственной комиссии по защите дипломных проектов Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева был выпускник Николаевского училища Д. М. Карбышев . Преподавали в академии видные учёные: Герой Социалистического Труда И. М. Рабинович, профессора М. М. Филоненко-Бородич, В. К. Дмоховский, В. М. Келдыш, А. Ф. Лолейт .

После присоединения к Общевойсковой академии ВС России Военный институт (инженерных войск) остался основным учебно-методическим центром инженерных войск. Он готовит офицеров для Вооружённых Сил , МЧС , Внутренних войск МВД, Пограничной службы ФСБ, а также для ряда иностранных армий.

В институте функционируют факультеты : командно-инженерный, командный Внутренних войск, командный Пограничной службы, геодезический, переподготовки и повышения квалификации, Гражданской обороны. Существует отделение заочного обучения. Работает 17 кафедр , в том числе тактики инженерных войск, управления инженерными войсками, фортификации и маскировки, инженерных заграждений, дорожных машин и переправ и т. д..

В институте действует научно-исследовательский центр, основными направлениями исследований которого являются инженерное обеспечение боя, тактика инженерных войск, фортификационное оборудование местности, применение и преодоление заграждений, подготовка и содержание путей движения войск и переправ, маскировка войск и др.

С 1998 года в соответствии с постановлением Правительства РФ Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева (г. Москва) преобразована в Военно-инженерный университет с тремя филиалами: Санкт-Петербургским, Нижегородским и Тюменским.

Начальником института был назначен заместитель начальника Общевойсковой академии ВС России генерал-майор (2004 г., с 2008 года генерал-лейтенант) Ю. П. Балховитин (1958 г. рожд.), с 1 августа 2008 года - начальник инженерных войск Сухопутных войск . Уволен с военной службы 24 ноября 2009 года в связи с крупным пожаром на 31-м арсенале МО РФ в Ульяновске 13 ноября 2009 года.

Известные преподаватели

  • Д. М. Карбышев , Герой Советского Союза
  • И. М. Рабинович , Герой Социалистического Труда
  • М. М. Филоненко-Бородич , профессор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
  • В. К. Дмоховский , профессор
  • В. М. Келдыш , профессор
  • Г. Г. Карлсен , профессор
  • А. Ф. Лолейт , профессор
  • А. А. Зубков , старший преподаватель
  • А. С. Фисенко , профессор, руководитель кафедры промышленных сооружений
  • Б. Ф. Зарако-Зараковский , советский и польский военачальник, генерал-лейтенант Советской Армии и генерал дивизии Войска Польского

Выпускники

Воспитанниками Санкт-Петербургской и Московской академий были видные военачальники инженерных войск:

  • начальник инженерных войск Красной Армии в 1941-1942 годы генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр ;
  • начальник инженерных войск Красной Армии с 1942 года, первый маршал инженерных войск М. П. Воробьев ;
  • начальник инженерного управления Народного комиссариата Военно-Морского Флота в период войны генерал-лейтенант инженерных войск П. И. Судьбин;
  • начальник штаба инженерных войск Советской Армии Б.В. Благославов
  • начальник штаба инженерных войск Красной Армии генерал-полковник инженерных войск К. С. Назаров;
  • Маршал Советского Союза Н. В. Огарков .

Начальниками инженерных войск фронтов в годы войны были выпускники академии Н. П. Баранов, Б.В. Благославов , Ю. В. Бордзиловский , Б. В. Бычевский , И. П. Галицкий , В. Ф. Зотов, Н. Ф. Кирчевский, З. И. Колесников , В. В. Косарев, Г. Г. Невский, И. А. Петров, Н. М. Пилипец, А. И. Прошляков, А. И. Смирнов-Несвицкий, А. Ф. Хренов, А. Д. Цирлин , В. Ф. Шестаков.

Среди выпускников академии - выдающиеся военные инженеры и учёные Е. В. Александров, Г. Г. Азгальдов , М. Г. Бархин , С. А. Ильясевич, Н. С. Касперович, Н. Л. Кирпичёв, А. Р. Шуляченко, Г. М. Саламахин, Б. Г. Скрамтаев, ст. преподаватель В. М. Зайцев (кандидат тех. наук) и другие.

Напишите отзыв о статье "Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации"

Примечания

Литература

  • Под общей редакцией А. Д. Цирлина, Военно-инженерная Краснознаменная академия имени В. В. Куйбышева, Краткий исторический очерк. - Москва (М.), ВИА, 1966 г..
  • Военно-инженерная академия им. Куйбышева 150 лет, М.: Воениздат , 1969 г..
  • 150 лет Военно-инженерной ордена Ленина Краснознаменной академии имени В. В. Куйбышева., М., Фабрика им. Дунаева, 1969 г..
  • Цирлин А. Д., Бирюков П. И., Истомин В. П., Федосеев Е. Н. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. - М.: Воениздат, 1970 г..
  • Шевчук А. Б. и др. Военно-инженерному университету 180 лет. - М.: ВИУ, 1999 г..
  • Военный энциклопедический словарь инженерных войск. - М.: ВИА, 2004 г..
  • Зеленский В. Е. Памятники военно-инженерного искусства: историческая память современного общества и новые объекты культурного наследия России

Ссылки

Отрывок, характеризующий Военный институт (инженерных войск) Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.
Этот фланговый марш не только не мог бы принести какие нибудь выгоды, но мог бы погубить русскую армию, ежели бы при том не было совпадения других условий. Что бы было, если бы не сгорела Москва? Если бы Мюрат не потерял из виду русских? Если бы Наполеон не находился в бездействии? Если бы под Красной Пахрой русская армия, по совету Бенигсена и Барклая, дала бы сражение? Что бы было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой? Что бы было, если бы впоследствии Наполеон, подойдя к Тарутину, атаковал бы русских хотя бы с одной десятой долей той энергии, с которой он атаковал в Смоленске? Что бы было, если бы французы пошли на Петербург?.. При всех этих предположениях спасительность флангового марша могла перейти в пагубность.
В третьих, и самое непонятное, состоит в том, что люди, изучающие историю, умышленно не хотят видеть того, что фланговый марш нельзя приписывать никакому одному человеку, что никто никогда его не предвидел, что маневр этот, точно так же как и отступление в Филях, в настоящем никогда никому не представлялся в его цельности, а шаг за шагом, событие за событием, мгновение за мгновением вытекал из бесчисленного количества самых разнообразных условий, и только тогда представился во всей своей цельности, когда он совершился и стал прошедшим.
На совете в Филях у русского начальства преобладающею мыслью было само собой разумевшееся отступление по прямому направлению назад, то есть по Нижегородской дороге. Доказательствами тому служит то, что большинство голосов на совете было подано в этом смысле, и, главное, известный разговор после совета главнокомандующего с Ланским, заведовавшим провиантскою частью. Ланской донес главнокомандующему, что продовольствие для армии собрано преимущественно по Оке, в Тульской и Калужской губерниях и что в случае отступления на Нижний запасы провианта будут отделены от армии большою рекою Окой, через которую перевоз в первозимье бывает невозможен. Это был первый признак необходимости уклонения от прежде представлявшегося самым естественным прямого направления на Нижний. Армия подержалась южнее, по Рязанской дороге, и ближе к запасам. Впоследствии бездействие французов, потерявших даже из виду русскую армию, заботы о защите Тульского завода и, главное, выгоды приближения к своим запасам заставили армию отклониться еще южнее, на Тульскую дорогу. Перейдя отчаянным движением за Пахрой на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали оставаться у Подольска, и не было мысли о Тарутинской позиции; но бесчисленное количество обстоятельств и появление опять французских войск, прежде потерявших из виду русских, и проекты сражения, и, главное, обилие провианта в Калуге заставили нашу армию еще более отклониться к югу и перейти в середину путей своего продовольствия, с Тульской на Калужскую дорогу, к Тарутину. Точно так же, как нельзя отвечать на тот вопрос, когда оставлена была Москва, нельзя отвечать и на то, когда именно и кем решено было перейти к Тарутину. Только тогда, когда войска пришли уже к Тарутину вследствие бесчисленных дифференциальных сил, тогда только стали люди уверять себя, что они этого хотели и давно предвидели.

Знаменитый фланговый марш состоял только в том, что русское войско, отступая все прямо назад по обратному направлению наступления, после того как наступление французов прекратилось, отклонилось от принятого сначала прямого направления и, не видя за собой преследования, естественно подалось в ту сторону, куда его влекло обилие продовольствия.
Если бы представить себе не гениальных полководцев во главе русской армии, но просто одну армию без начальников, то и эта армия не могла бы сделать ничего другого, кроме обратного движения к Москве, описывая дугу с той стороны, с которой было больше продовольствия и край был обильнее.
Передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги было до такой степени естественно, что в этом самом направлении отбегали мародеры русской армии и что в этом самом направлении требовалось из Петербурга, чтобы Кутузов перевел свою армию. В Тарутине Кутузов получил почти выговор от государя за то, что он отвел армию на Рязанскую дорогу, и ему указывалось то самое положение против Калуги, в котором он уже находился в то время, как получил письмо государя.
Откатывавшийся по направлению толчка, данного ему во время всей кампании и в Бородинском сражении, шар русского войска, при уничтожении силы толчка и не получая новых толчков, принял то положение, которое было ему естественно.
Заслуга Кутузова не состояла в каком нибудь гениальном, как это называют, стратегическом маневре, а в том, что он один понимал значение совершавшегося события. Он один понимал уже тогда значение бездействия французской армии, он один продолжал утверждать, что Бородинское сражение была победа; он один – тот, который, казалось бы, по своему положению главнокомандующего, должен был быть вызываем к наступлению, – он один все силы свои употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений.
Подбитый зверь под Бородиным лежал там где то, где его оставил отбежавший охотник; но жив ли, силен ли он был, или он только притаился, охотник не знал этого. Вдруг послышался стон этого зверя.
Стон этого раненого зверя, французской армии, обличивший ее погибель, была присылка Лористона в лагерь Кутузова с просьбой о мире.
Наполеон с своей уверенностью в том, что не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что ему пришло в голову, написал Кутузову слова, первые пришедшие ему в голову и не имеющие никакого смысла. Он писал:

«Monsieur le prince Koutouzov, – писал он, – j"envoie pres de vous un de mes aides de camps generaux pour vous entretenir de plusieurs objets interessants. Je desire que Votre Altesse ajoute foi a ce qu"il lui dira, surtout lorsqu"il exprimera les sentiments d"estime et de particuliere consideration que j"ai depuis longtemps pour sa personne… Cette lettre n"etant a autre fin, je prie Dieu, Monsieur le prince Koutouzov, qu"il vous ait en sa sainte et digne garde,
Moscou, le 3 Octobre, 1812. Signe:
Napoleon».
[Князь Кутузов, посылаю к вам одного из моих генерал адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Прошу Вашу Светлость верить всему, что он вам скажет, особенно когда, станет выражать вам чувствования уважения и особенного почтения, питаемые мною к вам с давнего времени. Засим молю бога о сохранении вас под своим священным кровом.
Москва, 3 октября, 1812.
Наполеон. ]

«Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
«Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!