Корабль фрам норвегия. Фритьоф нансен и его "фрам" - история в фотографиях. Научные исследования Свердрупа

Именно так назывался легендарный корабль, находящийся прямо под крышей необычного музея.

История судна

«Фрам» - это корабль небольших размеров, построенный Колином Арчером, норвежским судостроителем, для исследования полярных широт. Знаменитым этот парусник стал благодаря трем великим путешественникам – Амундсену, Свердрупу и Нансену, оставившим глубокий след в истории покорения далеких северных земель.

Все началось, когда Фритьор Нансен начал собираться в очередную , перспективы которой были поначалу совершенно туманными и непредсказуемыми. Подготовить опасное и долгое ему помогал Отто Свердруп, старый друг, прошедший вместе с Нансеном на лыжах через всю Гренландию. Колин Арчер не только выделил средства на постройку судна, но и сам сделал наброски его конструкции, учитывая все пожелания мореплавателей.

Когда корабль был готов, Нансен лично простучал все крепления и прощупал всю его обшивку, чтобы убедиться в надежности судна. Стоит отметить, что создателями было учтено все: суровые погодные условия полярных широт, трение льда о днище корабля и его борта, необходимость постоянного лавирования между застывшими навечно ледяными глыбами.

Далеко не все того времени могли похвастаться такой сложной и надежной экипировкой. Нансен лично разработал специальную горелку для камбуза, которая долгое время служила путешественникам, согревая их длинными полярными ночами.

Покорители северных льдов

Первая экспедиция, капитаном которой назначили Свердрупа, состоялась в 1893 году. Прежде чем приблизиться к цели, «Фрам» долго пробирался вдоль холодных берегов русской Сибири, затем вмерзал в дрейфующие льдины и вместе с ними добирался до Северного полюса.

В итоге корабль прошел в стороне от назначенного места, и экспедицию пришлось на этом закончить. Судно вернулось обратно в . Вторая попытка была предпринята в 1898 году – данная экспедиция, увенчавшаяся успехом, продолжалась до 1902 года. За это время отважным путешественникам удалось исследовать острова, относящиеся к Канадскому Арктическому архипелагу, и нанести на карту их контуры.

Самой опасной стала третья экспедиция, детали которой держались в строгом секрете. Известно, что путешественники посетили многие и земли, на которые до этого не ступала нога человека. Амундсен, намеревавшийся покорить Северный полюс, в последний момент изменил свои намерения и отправился к берегам Антарктиды. Там он добрался до Южного полюса на собачьих упряжках и установил флаг своей страны, подтвердив, что Норвегия является родиной настоящих героев.

Открытие музея

После того, как судно преодолело тысячи морских миль, обтрепав паруса под ледяными ветрами Антарктики, и вернулось к родному берегу, было принято решение отправить его на покой. Однако после долгого стояния на приколе некогда крепкие бока судна стали подтачивать вредители, остов его накренился, паруса поникли.

Люди на короткий период времени забыли о паруснике, принесшем им славу и признание. Однако забвение длилось недолго. В 1920 году начались работы по реставрации корабля, а норвежские власти приняли решение пополнить с его помощью своей страны.

В 1935 году в Осло возвели специальный постамент, на который был водружен обновленный «Фрам». Затем началось строительство здания с двускатной крышей, которое до сих пор охраняет и защищает славное наследие норвежских мореплавателей. Сама конструкция музея сделана таким образом, чтобы рассматривать знаменитый парусник посетители могли с нескольких уровней.

Каждый гость этого заведения имеет возможность лично постоять за штурвалом парусника, неспешно пройтись по его палубе и даже заглянуть в тесную кают-компанию, в которой когда-то принимали важные решения великие мореплаватели. На борту судна хранятся многочисленные вещи, принадлежавшие Амундсену и Свердрупу, а также специальные морские приборы, без которых любое долгое путешествие было бы невозможным.

Все здесь обустроено таким образом, чтобы люди максимально прочувствовали значение и величие этого небольшого парусника, обогнувшего весь земной шар, достигнувшего Южного полюса и покорившего суровые полярные широты. Чтобы не упустить из виду ни одной детали, на осмотр корабля лучше всего выделить целый день. Также рекомендуется посмотреть , расположившийся неподалеку и представляющий не меньший интерес для туристов.

Стеклянный шатер музея расположен на полуострове Бюгдой в живописном месте на берегу Осло-фьорда с видом на столицу.

Здесь находится шхуна "Фрам", на которой совершались путешествия вначале Нансеном к Северному полюсу (1893-1896г), затем Отто Свердруп возглавил экспедицию, бороздил арктические воды канадского архипелага, составил подробную карту, и в 1910 году Амундсен отправляется на побережье Антарктиды и покоряет Южный полюс.

В музее можно забраться на судно и исследовать его полностью.

Но сначала я хочу рассказать его историю.
Судно «Фрам» строилось Нансеном, чтобы отправиться к Северному полюсу. Он был уже довольно известным полярным исследователем к началу экспедиции к началу 90 годов 19 столетия.

В частности он совершил лыжный переход через Гренландию. Тут он был первым - никто раньше не мог пересечь остров.

Он обладал художественным талантом, писал картины. Один художник даже уговаривал его бросить науку и заняться живописью! Он защитил диссертацию по поводу нервной системы животных - то есть по зоологии, а совсем не по полярным исследованиям.
Природа — лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса.
У форштевня судна памятник его создателю - Колину Арчеру.

Судно строится с таким расчетом, чтобы оно могло выдержать давление льда снаружи. Концепция Нансена была такова: судно вмерзает во льды и вместе со льдами дрейфует к Северному полюсу. Работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался — лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.
Нансен рассчитал траекторию движения, где он должен вмерзнуть во льды, руководствуясь данными, которыми располагали ученые того времени. Экспедиция началась в 1893 году, и все пошло не так, как рассчитал Нансен. Вначале все шло хорошо. Фрам вмерз во льды, выдержал давление, но ученые в то время даже не могли предположить, что подо льдом в Арктике существует целый океан. Сегодня каждый ребенок знает о Северном Ледовитом океане. Считалось, что глубина там несколько сотен метров, а оказалось 4-5 км. Считалось, что там нет сильных течений, а оказалось сильнейшее течение несло корабль по другой траектории.

Он долго ждал и не знал, что делать. Старался разнообразить жизнь на судне. Они проводили научные исследования.

Спонсор экспедиции снабдил команду шоколадом. Но замкнутое пространство, жуткий холод сделали свое дело. Он идет на решительный шаг: Нансен и Йохансен покидают «Фрам» и отправляются в пеший поход к Северному полюсу с тремя санями, 28 собаками и тремя норвежскими флагами.

Переход, который планировали закончить за несколько недель, растянулся на целый год. Расчеты снова были неправильные. Двигаясь несколько десятков км на север, на самом деле двигались на юг вместе с льдиной. По дороге они убили всех собак, спали в намокших спальных мешках.
Подойдя к Северному полюсу ближе, чем кто-либо до них, Нансен и Йохансен все же были вынуждены повернуть на юг.

Нансен и Йохансен преодолевают разводья между ледяными полями на каяках и собранном из них катамаране.

Нансену сказочно повезло. Он, обессиленный, случайно в бесконечных льдах Арктики встречает ученого. Это самая счастливая случайность за всю историю арктических исследований. Так он спасся, и в 1896 году, воссоединившись со своей экспедицией на Фраме, возвращается в Норвегию национальным героем.

Нансен после экспедиции.

Когда идешь по кораблю, время отступает.

Во избежание поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды при помощи лебедки.

Машинное отделение.

Кают-компания.

Каюта Амундсена.

Аварийный набор для пешего перехода по льдам всегда наготове.

А еще за такой таинственной дверью есть комната.

Нажимаешь на кнопку, металлическая дверь раздвигается, заходишь внутрь, дверь за тобой закрывается. Становится жутко и очень холодно. Здесь воссозданы условия, корорые были на корабле во время плаванья со звуковыми эффектами.

Создается полный эффект присутствия: буквально чувствуешь под своими ногами заледенелую палубу корабля, видишь густое облачко пара, вырывающееся изо рта, слышишь чертыхания замерзших матросов и стенания пакового льда.
Ты слышишь… треск обшивок гибнущих в объятиях льда кораблей и стон леденящего душу и тело арктического ветра. Ты чувствуешь… убивающее все живое прикосновение мороза и фатальную безнадежность. Ты почти обоняешь… страх кучки людей, затерянных в «неизвестно где» и проходящих виток за витком по всем кругам ада.
Я была просто счастлива, когда вышла оттуда, ибо пройти надо было по шаткой палубе с леденящим ветром ло второй двери. Пути назад не было. А ведь в таких условиях жили люди...
Когда Норвегия утверждалась на мировой арене, Нансен отправляется на переговоры в Данию, чтобы датский принц стал королем Норвегии. Именно Нансен возглавляет норвежскую делегацию.
После окончания Первой Мировой Войны Нансен становится активным участником Лиги Наций.

Он организовал помощь голодающим в Поволжье. Он с симпатией относился к социалистическому строю. Когда Норвегия была оккупирована нацистами, здесь правил Квислинг, который возглавлял местную нацистскую партию. Квислинг был военным атташе в Петрограде, и Нансен выбирает его для организации помощи голодающим Поволжья. Справляется он с этим хорошо, за что был поощрен советским правительством. Потом он стал руководителем фашистского правительства в Норвегии и расстрелян после того, как оккупация закончилась.
Еще Нансен придумал нансеновские паспорта. Когда закончилась Первая Мировая Война, бывшие военнопленные остались без гражданства. Российской Империи уже не было, Германской Империи не было, Австрийской Империи не было, и людям выдавались паспорта без национальности, чтобы они могли устроиться в жизни и достичь тех мест, куда им нужно было.

Кстати, за организацию «нансеновских» паспортов Фритьоф Нансен был награжден Нобелевской премией.

В 1898 - 1902г. Свердруп организует экспедицию на Фраме к побережью Северной Канады, составляет карты неизвестных доселе островов. Экспедиция была успешной.

Небольшое судно Йоа принадлежало Руалю Амундсену, в 1903-1907г. он прошел на нем северным морским путем.

Сначала он хотел достичь Северного полюса, что не удалось Нансену. Пока он собирался, Северный полюс был уже покорен. Тогда он решает достигнуть Южного полюса. Амундсен на Фраме отправляется к побережью Антарктиды. 13 декабря 1911 года полюс был достигнут. Параллельно двигалась к полюсу экспедиция шотландца Роберта Скотта, но они опоздали на месяц, а на обратном пути все члены экспедиции замерзли. Амундсен писал тогда: «Я бы пожертвовал всем, решительно всем: деньгами, славой, всем, чем только можно, лишь бы только они были живы». На сегодняшний день на Южном полюсе находится американская научная станция, которая носит название «Амундсен-Скотт».
Амундсен возвращается, как национальный герой и продолжает заниматься исследованиями. Он изучает Арктику с самолетов и дирижаблей. В 20 годы была организована итальянская экспедиция на дирижабле, построенном под руководством итальянского генерала Умберто Нобиле. Планировалось, что дирижабль зависнет над Северным полюсом, участники экспедиции высадятся и установят итальянский флаг, а затем вернутся. Нобиле уже участвовал в совместных экспедициях с Амундсеном, но ему хотелось превзойти его. Дирижабль долетел до полюса, но высадиться не смогли из-за погодных условий. Затем дирижабль потерпел крушение, и никто не знал тогда о судьбе экипажа. Были организованы поисковые работы, часть экспедиции остались живы. Радиолюбители СССР услышали позывные выживших участников экспедиции, и большую часть людей спас самый крупный в мире на тот момент советский ледокол «Красин».
Амундсен выписывает самолет из Франции и тоже занимается поисками экспедиции Нобиле. Но самолет не был приспособлен для полета в арктических условиях, и Амундсен погибает во льдах.
До середины 30 годов Фрам был пришвартован на берегу Бюгдоя. Состояние его ухудшалось, но когда открыли музей, его можно видеть в первозданном виде. В плане полярных исследований маленькая Норвегия была впереди планеты всей.
А это карта третьей экспедиции на "Фраме" Амундсена на Южный полюс.

Фрам» и Амундсен в 1910 г.

Фрам во льдах Антарктики.

Нансен был велик как полярный исследователь,
более велик как ученый и еще более велик как человек.
Херальд Свердруп


10 октября 1861 года в пригороде Христиании (ныне - Осло) родился, не побоюсь выразить своё восприятие - один из величайших людей, когда либо рожденных на Земле. Мальчика назвали Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен.

Сейчас у вас в голове зародился поиск: "А чем он так велик? А кто более велик или равен ему?"

Большинство читателей знают о Нансене, как о полярном исследователе, который так и не побывал на Северном Полюсе.
Именно поэтому я и решил написать этот пост. Я не буду переписывать всю его биографию, которою заинтересованный читатель сможет сам найти, как в сети, так и в библиотеке. Остановлюсь лишь на основных известных и малоизвестных моментах его истории.
Семейство Нансенов — датского происхождения, его родоначальником был купец Ханс Нансен (1598—1667), который в 16-летнем возрасте совершил первое плавание по Белому морю, а в 21 год по приглашению царя Михаила Фёдоровича обследовал архангельское побережье и посещал Кольский залив. Отец молодого Фритьофа Бальдур Нансен - секретарь окружного суда, но походил скорее на пастора чем на юриста, так он неизменно размерен, аккуратен и тих. Мать - фру Аделаида Нансен была олицетворением подвижности. Урожденная баронесса Ведель-Ялберг, она была чужда аристократической чопорности, пренебрегала всякими условностями. Не считаясь с мнением света бегала на коньках и на лыжах, не брезгала никакой работой. Сама обшивала детей, а на досуге много читала.
Фритьоф весь в свою мать - такой же подвижный смельчак. В семнадцать лет он стал чемпионом Норвегии. а затем и мира по бегу на коньках. Двенадцать лет подряд побеждает на соревнованиях в длительных лыжных переходах. Впрочем, кое-что заимствовал он и от отца - в характере его настойчивости и дотошности хоть отбавляй. Именно сплав этих двух характеров и позволил Нансену совершать сложнейшие полярные экспедиции с уверенностью, неизменным успехом и без потерь.
В 1881 Фритьоф поступил в Кристианийский университет выбрав будущей профессией - зоологию.

В 1882 году, как сейчас говорят: "на практику", Нансен нанимается на зверобойную шхуну "Викинг". Где впервые и выходит в Северный Ледовитый океан. Матросы "Викинга" поначалу видели в пассажире чужую птицу, залетевшую в их гнездо и мечтали заполучить в свой экипаж не господина студента, а лишнего зверобоя. Но вскоре этот молодой студент доказал, что может не только изучать предмет их охоты, но и быть одним из лучших зверобоев "Викинга".

Именно во время плавания на зверобойном промысле Нансен начинает изучать арктические льды, задумываться над их появлением и движением на просторах Ледовитого океана. Его научный подход позволил, на основе полученных со льда образцов "грязи", определить что эта почва принесена к Шпицбергену от берегов Сибири.
Фритьоф Нансен, будущий великий полярный исследователь и путешественник 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления лыжной экспедиции в Гренландию, защитил докторскую диссертацию «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин ». По поводу его защиты было много разговоров, но мне понравились слова самого Нансена: "Пусть лучше будет плохая защита, чем плохое снаряжение."
Несмотря на вот такие объявления в газетах Норвегии:

"ВНИМАНИЕ!

В июне сего года препаратор Нансен демонстрирует бег и прыжки на лыжах в центральной области Гренландии. Постоянные сидячие места в ледниковых трещинах. Обратного билета не требуется."

Фритьоф, его будущий соратник в экспедиции на "Фраме" Отто Свердруп и 4 их товарища совершают беспрецендентный лыжный переход поперек всей Гренландии. Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу сапожную мазь на основе льняного масла). Маршрут составил 470 км.

На родину они вернулись 30 мая 1889 года как триумфаторы, здоровые и в полном составе. Для большинства толпившихся на пристани людей Нансен был викингом, являлся для них олицетворением национального типа.

Впереди Фритьофа Нансена ждали любовь и новые свершения во имя знаний, Норвегии и всего человечества.
Свадьба состоялась 6 сентября 1889 года. Нансен не хотел венчаться и к тому времени официально вышел из государственной лютеранской церкви. Ева была дочерью священника, и Нансен в последний момент уступил. На следующий день после свадьбы чета отправилась в Ньюкасл на географический съезд, а после его окончания — в Стокгольм на награждение Нансена. Очень оригинально был отпразднован первый совместный Новый год — лыжным походом на гору Норефьель.

В 1883—1884 годах на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга на корабле «Жаннетта». Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения; статья Мона стала обоснованием идеи Фритьофа экспедиции к полюсу.
Большинство критиков не ставили под сомнение теоретические аргументы Нансена, но заявляли, что практическая реализация плана невозможна. Ведущий американский полярник того времени Адольф Грили доказывал безусловную ложность постулатов Нансена, предполагая, что вещи, найденные в 1884 году в Гренландии, не принадлежали членам экспедиции Де Лонга. По мнению Грили, Северный полюс недостижим, так как занят мощным массивом суши, придавленной ледником, который и служит источником паковых льдов. Равным образом он скептически отнёсся к проекту идеального ледового судна, назвав намерения Нансена «бессмысленным проектом самоубийства».

Мертвым сном тысячелетиями спали полярные страны. Вечное безмолвие их никто не нарушал. И совсем не потому, что люди так склонны оберегать чужой покой, а оттого лишь, что были они бессильны в царстве ночи и холода. Однако ничто не останавливало людей в извечном стремлении озарить свою жизнь знаниями.
Нансен и обладал огромной жаждой познания. И теперь, со свойственной ему целеустремленностью, настойчивостью и дотошностью готовился к экспедиции в Центральную Арктику. Он имел знание о дрейфе льда от берегов Сибири в Атлантический океан. При переходе через Гренландию обходился без собак, лишь потому, что не смог достать хороших ездовых собак. Зато для похода к Северному полюсу он решил применить своеобразный вид транспорта: лодку, комбинированную с санями в собачьей упряжке. И конечно - необходимо было построить судно возможно меньших размеров, на которое поместился бы пятилетний запас угля и провиант для экипажа, и арктический лёд не смог раздавить его в своих мощных объятиях.

Так описывается имя наречение "Фрама": "Ева Нансен твердым шагом приближается к носу корабля. Колин Арчер почтительно подал ей бутылку шампанского. Тотчас смолк гул толпы: традиционный морской обряд наречения нового судна требовал почти молитвенной тишины. Ева высоко занесла руку и сильным ударом разбила бутылку о форштевень.
- "Фрам" - имя ему!"


Сохранённый потомками "Фрам" в Осло.


«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева среди когда-либо построенных. Он олицетворял собой высшее и последнее достижение человечества в его пассивной борьбе со льдами. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд и пришёл к выводу, что корпус значительно прочнее арктического льда, что и было доказано на практике. Корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы — поперечное сечение корпуса соответствовало форме половины кокосового ореха. Длина «Фрама» по ватерлинии составляла — 36,25 м.
Обшивка была дубовая, тройная, так что борта имели толщину более 70 см. Борта изнутри были оклеены просмоленным войлоком, слоем пробки, обшивкой из елового дерева, еще толстым слоем войлока, затем линолеумом и, наконец, дощатой обшивкой.



Над входом в музей "Фрама" в Осло.



Борт "Фрама", шпангоуты, запасной коленвал, современная противопожарная синяя труба и я.


Двигатель.


Винто-рулевой комплекс "Фрама".


Запасные винты.


Штурвал и компас "Фрама".


Вот так: цепью за румпель передаётся на баллер (вертикальная ось вращения пера руля ) движение штурвала.


Камбуз на "Фраме"


Кают-компания.


Каюта и медицинские инструменты.


Койка-диван в каюте Нансена.

На палубе "Фрама".

Ещё в Гренландии Нансен убедился в преимуществе маленькой команды из профессионалов, в которой каждый несёт равную долю работы. Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 600, Нансен отобрал из них только 12 человек (включая себя), но в Вардё за полтора часа до отплытия был принят 13-й член команды — матрос Бернт Бентсен, который предполагал идти только до Югорского Шара, однако остался до конца экспедиции. Одним из соискателей был известный английский полярный исследователь Фредерик Джексон (как потом оказалось не зря! ), подавший заявку ещё в 1890 году, но ему было отказано из-за происхождения, поскольку экспедиция предполагалась национальной — норвежской.
«Фрам» вышел в море 24 июня 1893 года. Капитаном на нем был проверенный в Гренландском походе друг Нансена Отто Свердруп .
29 июля «Фрам» вошёл в пролив Югорский Шар, в ненецкое становище Хабарово, куда посланец Э. В. Толля — полурусский-полунорвежец, тобольский мещанин Александр Иванович Тронтхейм — доставил 34 остяцкие лайки.
3 августа, погрузив на борт собак, распрощавшись с Тронтхеймом и послав с ним последние письма к родным и знакомым, экспедиция продолжила свой путь на Восток. При выполнении лоцманских работ, выводя "Фрам" из узкого пролива. Нансен чуть не сгорел в мотоботе от воспламенившегося масла.
22 сентября к Западу от Новосибирских островов "Фрам" обложило льдами и начался 3-х летний дрейф. Все прочие арктические экспедиции, которым приходилось проводить долгую зимнюю ночь страдали, кроме голода, холода и болезней, от невыносимой скуки; вследствие этой скуки являлись ссоры, взаимные обвинения, всеобщее недовольство и цинга . Ничего подобного на "Фраме" и ожидать было нельзя. Здесь у каждого было свое дело, к которому он был больше способен.


Астрономические наблюдения. Свердруп (стоит) и Скотт-Гансен


Ф.Нансен играет на органе в кают-компании "Фрама"


Сигурд Скотт-Гансен и Ялмар Йохансен измеряют магнитное склонение.


Измерение глубины океана на 3500м.


Нансен измеряет температуру воды на глубине.
Фото из Национальной библиотеке Норвегии в Осло .


С 3 по 5 января 1895 года «Фрам» испытал сильнейшие за всю экспедицию ледовые сжатия, так что команда готова была эвакуироваться на лёд. Но "Фрам" выдержал и эти адские атаки льда. К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34"с. ш. Вскоре Нансен понял, что на судне они не достигнут Северного полюса, дрейф пройдет много южнее. И принимает решение - выдвигаться вдвоем на собачьих упряжках. С провиантом в 850 кг на 120 суток для людей и всего на 30 — для собак, поручив командование экспедицией капитану "Фрама" Отто Свердрупу, Нансен и Йохансен выступили 14 марта 1895 года на трёх нартах к Северному полюсу.


Нансен и Йохансен покидают "Фрам".


Поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние (в среднем путешественники преодолевали от 13 до 17 км в день), слабели и не могли спать собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40 °C и −30 °C. Наконец, 8 апреля 1895 года Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13"36" с. ш., они повернули к Земле Франца-Иосифа. До Северного полюса оставалось около 400 км.
Это решение архиважное. Многие полярные исследователи в истории изучения Полярных районов не могли принять такого решения или принимали его слишком поздно, что всегда заканчивалось трагедией. Этим решением Нансен спас жизни не только себе и Йохансену, но и многим норвежцам, шведам, голодающим Поволжья, армянам.
10 августа, пройдя сквозь суровые испытания и непогоды, двое норвежцев наконец достигли долгожданной земли. Это были северные, еще не изведанные, острова Земли Франца-Иосифа. Здесь они принимают еще одно взвешенное решение - оставаться зимовать на мысу одного из северных островов и основательно готовится к зимовке, а не искать путь на Юг. Теперь это мыс Норвегия на острове Джексона . Почти до конца мая следующего года Нансен и Йохансен прожили в землянке, накрытой моржовыми и устеленной медвежьими шкурами. 21 мая 1896 года возобновили продвижение на Юг, надеясь достичь Шпицбергена. 17 июня на мысе Флора острова Нортбрук , при приготовлении пищи, Нансен услышал лай собак. Так произошла встреча норвежцев, покинувших "Фрам" более года назад с не взятым в команду "Фрама" Фредериком Джексоном.

Встреча Нансена и Джексона. Постановочная фотография, сделанная через несколько часов после их действительной встречи.


26 июля 1896 года на мыс Флора прибыла яхта Windward, на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию, ступив на землю 13 августа.
«Фрам» прибыл в Скьервё спустя неделю - 20 августа, за три года борьбы со льдами Арктики не претерпев никаких повреждений и с командой в полном составе. Возвращение экспедиции «Фрама» превратилось в национальный праздник. На Нансена посыпались награды всех стран. Географические общества его избирали почетным членом. Прошедший лёд и воду, Фритьоф в свои 35 лет был накрыт звуком фанфар. Но он оставался верен науке.
Хотя Нансену не удалось достигнуть Северного полюса, по выражению сэра Клемента Маркхэма (председателя Королевского географического общества), «норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики». Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, взамен установив существование океанского бассейна. Нансен открыл, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. На основании анализа результатов экспедиции в 1902 году Нансен вывел два простых правила, описывающих скорость и направление дрейфа льда, получившие широкое практическое применение в полярных экспедициях XX века. Кроме того, Нансен впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов.


Дороги экспедиции. Красный - путь до начала дрейфа. Синий - дрейф "Фрама". Зеленый - путь Нансена и Йохансена. Желтый - возвращение "Фрама".
Фото из Википедии .

Фрам (норв. Fram, «Вперёд») - знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы осуществлялись три норвежские экспедиции к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает Вперед.

Был специально построен как экспедиционное судно. От самой постройки является государственной собственностью.

Конструкция: Конструктором корабля был известный кораблестроитель Колин Арчер. «Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева, среди когда либо построенных.

Арчер создал «Фрам» специально для арктической экспедиции Фритьофа Нансена, который предполагал вмерзнуть в арктические льды и с помощью дрейфа достичь Северного полюса.
Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд. Из-за этого корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы.

Поперечное сечение корпуса соответствовало форме яйца (как у лоцманского бота), борта корабля были сделаны толщиной 80 сантиметров, носовая часть усилена - ее толщина достигала 120 см. Форштевень был сделан из двух наложенных друга на друга дубовых балок, окованных сталью. Набор - дубовый, обшивка - сосновая в четыре слоя.
Для строительства судна ВМФ предоставил итальянский дуб, вылежавший под крышей 30 лет. Три слоя обшивки крепились болтами и гвоздями к набору судна, внешняя «ледяная» обшивка крепилась нагелями и могла быть содрана льдом.
Расстояние между шпангоутами не превышало 3-4 см, это пространство было залито битумом с опилками, для достижения полной водонепроницаемости.

Изнутри борта обиты пробкой, войлоком, оленьими шкурами и декоративной панелью из ели. Первоначально Нансен предполагал, что судно будет иметь небольшие размеры - не более 170 регистровых тонн вместимости, но после окончательного согласования планов экспедиции, увеличил размер до 402 рег. т.

Парусное вооружение принималось как у гафельной шхуны. Так как мощный корпус получился достаточно тяжелым (420 т. с паровой машиной и наполненным котлом), то скоростные характеристики корабля были принесены в жертву надежности.
Судно отличалось превосходной управляемостью, было вёртким, легко всходило на волну, но отличалось валкостью из-за скруглённых обводов и отсутствия киля.
Помимо парусов корабль был оборудован паровым двигателем (машина тройного расширения с кулисой, позволяющей превратить её в компаунд; номинальная мощность 220 л.с.).
Во избежании поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды с помощью лебедки. Также, впервые в истории, для выработки электричества на «Фраме» была установлена динамомашина, которая могла работать либо от паровой машины, либо от ветряка. Был также взят ручной привод для генератора, но им так не воспользовались.

В конструкцию были заложены повышенные требования по обитаемости и компоновке внутреннего пространства, таким образом экипаж мог находиться на шхуне в путешествиях сроком до пяти лет.
Жилые помещения в 1893 г. располагались под кормовой полупалубой, и освещались через потолочные иллюминаторы (герметичные с тройной рамой). Жилой блок включал камбуз (он же ванная), большую кают-компанию, которая со всех сторон была окружена четырьмя индивидуальными каютами и двумя четырёхместными.
Отопление - печное, причём отапливались только кают-компания и камбуз. Камбузная плита и хлебопекарная печь были снабжены нефтяными капельными горелками оригинальной конструкции Нансена.
Вентиляция осуществлялась только через камбузный и печной дымоходы. По Нансену, зимой 1894 г. во внутренних помещениях поддерживалась температура +22 Ц.

Экспедиции

Фрам принимал участие в следующих экспедициях:

Исследователь Годы Цель экспедиции

Фритьоф Нансен 1893 - 1896 Центральная Арктика

Отто Свердруп 1898 - 1902 Канадский Арктический архипелаг

Руаль Амундсен 1910 - 1912 Антарктика

Через арктические льды к Северному полюсу План Нансена заключался в плавании специально сконструированного судна, которым являлся «Фрам», по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Экипаж, находясь на судне, дрейфовал бы вместе со льдами к Северному полюсу.

Экспедиция, в составе 13 человек (причём 13-й - матрос Бернт Бентсен (1860 - 1899), вошёл в состав команды за полчаса до отплытия), отправилась из Христиании в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. Угля было взято 100 т., что соответствовало запасу на шесть месяцев полного хода, а, кроме того, по 20 тонн керосина и сырой нефти для отопления внутренних помещений.
Полезная нагрузка (конструкционная - 380 т.) была превышена более чем на 100 тонн, так что при отплытии «Фрам» имел надводный борт высотой не более 50 см.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии: паровая машина была разобрана, в машинном отделении была устроена мастерская.
В дальнейшем помещения для астрономических наблюдений, а также кузница были оборудованы прямо на льду. С «Фрама» также были сняты все шлюпки, а на лёд перенесены 20 тонн угля и продукты питания на 6 месяцев - на случай гибели суда. Шлюпки позднее были использованы как источник пиломатериалов для изготовления лыж и нарт.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Нансен вдвоем с Ялмаром Йохансеном покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком.
Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 - мае 1896 гг. они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона (в 2002 г. прозводились археологические раскопки на этом месте). 19 июня 1896 г. Нансен и Йохансен вышли на базу Эльмвуд экспедиции Фредерика Джексона на мысу Флора о. Нордбрук.

У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Блестяще зарекомендовала себя система ветрогенератора для выработки электроэнергии для освещения (работала с октября 1893 по август 1895 г., разобрана из-за износа механизмов).
Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г. В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

Научные исследования Свердрупа

В 1898 году Отто Сведруп, который был капитаном «Фрама» во время экспедиции Нансена, направился в четырехлетнюю экспедицию на корабле в Канадский Арктический архипелаг.
В результате путешествия были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Были обследованы практически все проливы архипелага и нанесён на карту западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Судно было переоборудовано для размещения 16 человек команды: на верхней палубе возведена надстройка, занявшая 2/3 длины судна, была ликвидирована штурманская кабина.
Внутри надстройки разместилась крытая мастерская, а также носовая кают-компания и помещения для экипажа. После перестройки вместимость «Фрама» достигла 600 рег. т. Для улучшения мореходных качеств был добавлен выступающий фальшкиль.

После возвращения экспедиции в 1902 г., «Фрам» был поставлен на прикол в гавани Хортена, и оказался заброшен, изредка используясь для корректировки артиллерийского огня во время учебных стрельб. После пожара 1905 г. было полностью уничтожено парусное вооружение судна.

Экспедиция Амундсена к Южному полюсу

В 1907 г. «Фрам» парламентским актом был передан экспедиции Амундсена, во время которой предполагалось начать пятилетний дрейф через Арктику в районе Берингова пролива, для чего следовало предварительно пересечь Атлантический и Тихий океаны. Судно подверглось генеральной ревизии, в ходе которой выяснилось, что деревянная конструкция, выдержавшая две арктические экспедиции, не повреждена, однако внутренняя теплоизоляция и угольные ямы поражены грибком.
В ходе капитального ремонта в 1908 - 1909 гг. «Фрам» был переоборудован для перехода через Тихий океан. Паровая машина была заменена на двухцилиндровый дизельный двигатель (180 л.с.).
Запас керосина (90 т.) обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя. Поскольку двигатели фирмы Дизеля в 1909 г. были, скорее, экспериментальными моделями, бортмехаником «Фрама» стал конструктор его двигателя - Кнут Сюндбек.

Помещения для экипажа были расширены, чтобы можно было вместить 20 человек и запасы продовольствия на 2 года вперёд, 100 ездовых собак, дом для зимовки в Антарктиде, запасы угля и дров и т. д. После всех перестроек, водоизмещение «Фрама» достигло 1100 т.
В 1910 году Руаль Амундсен отправился в Антарктику, причём с мая 1910 по январь 1911 г. было пройдено 16 тыс. морских миль без захода в порты. 13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде.
Он высаживается в Китовой бухте материка Антарктида, выехав на собачьих упряжках 19 октября 1911 года, уже к 14 декабря 1911 года достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта.
«Фрам» под командой капитана Нильсена базировался в Буэнос-Айресе, исполняя роль вспомогательного судна и транспорта для членов экспедиции.

Сохранение корабля

После экспедиции Амундсена корабль поставили на стоянку. В 1914 году велись переговоры об использовании судна для церемонии открытия Панамского канала, но переговоры сорвались (в литературе можно встретить миф, что именно «Фрам» был первым судном, прошедший через Панамский переешек).

Ещё в 1916 году Амундсен рассматривал перспективу использования судна для похода к Северному полюсу (по прежней программе), но в итоге предпочёл построить новое. До 1914 г.
«Фрам» оставался в Буэнос-Айресе, разрушаясь крысами и древоточцами. В 1918 году «Фрам» был полностью разукомплектован для подготовки экспедиции Амундсена на «Мод» (был снят весь такелаж, дельные вещи, даже мебель из жилых помещений).

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. В 1929 г. начался капитальный ремонт судна. В 1935 году шхуна была перемещена в музей, который получил название корабля.
Судну был придан первозданный облик. В настоящее время «Фрам» находится в сухом ангаре в Осло в Музее Фрама. На борту «Фрама» умер Оскар Вистинг, друг и соратник Амундсена. Как пишет Геннадий Фиш: «И когда корабль, навеки простившись с солёной волной, встал на железобетонные опоры, сердце старого полярника не выдержало... Оскар Вистинг умер от разрыва сердца на палубе любимого корабля…»

Новый носитель имени

В мае 2007 года норвежской компанией en:Hurtigruten был спущен на воду исследовательский круизный лайнер «Фрам» (Fram). Судно является сравнительно небольшим (предназначено только для 300 пассажиров), его характеристики:

Длина 114 м,

Ширина чуть больше 20 м,

Грузовместимость - 25 автомобилей.

Судно используется для сложных экспедиций - благодаря своим размерам оно может заходить в такие места, куда не добраться на крупном круизном лайнере, а также следовать вдоль побережья, а не в открытом море.


Музей корабля «Фрам» (Осло, Норвегия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Норвегию

О любви норвежцев к морю свидетельствует хотя бы тот факт, что добрая треть музеев Осло в той или иной степени посвящена мореходству: Морской музей , Музей «Кон-Тики» , Музей кораблей викингов ... и наконец, великолепный Музей полярного корабля «Фрам». Легендарное судно действительно заслуживает собственной экспозиции: на «Фраме» открывали новые земли великие мореплаватели Руал Амундсен, Фритьоф Нансен и Отто Свердруп, и без их доблестных экспедиций история освоения планеты была бы совсем другой.

Немного истории

Природа - лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса. Именно как яйцо - работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался - лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.

Первое плаванье «Фрама» состоялось в 1892 году - увы, большую часть которого он провёл зажатым в полярных льдах, однако с честью выдержал испытания, не разрушился и был готов к дальнейшим свершениям. С 1893 по 1896 годы «Фрам» бороздил просторы Северного Ледовитого океана, пройдя всего в паре градусов от Северного полюса Земли. Вторую попытку достичь этой знаковой точки Амундсен предпринял в 1910 году, опять на верном «Фраме», но в пути к нему пришло известие об открытии Северного полюса Робертом Пири. Однако это не сломило волю к победе господина Руала - он шустро развернул корабль на 180 градусов и помчался на всех парах к Южному полюсу, стремясь опередить Роберта Скотта. И ему это удалось - честь открытия Южного полюса досталась Амундсену и «Фраму». Ну а в 1898-1902 годах корабль преодолел более 18 тысяч км под водительством Отто Свердрупа, плавая между южной Гренландией и канадским островом Эльсмер.

Музей корабля «Фрам»

Экспозиция музея

Суть экспозиции музея составляет, естественно, сам полярный корабль «Фрам». По завершении его последнего плаванья в Буэнос-Айрес в 1914 году его поставили на прикол в Хортене. Корабль постепенно разрушался, пока судьбой любимца не озаботился Отто Свердруп. В результате своевременно предпринятой реставрации «Фрам» не потерял первоначальной формы, и в 1930 году был восстановлен полностью. В 1934 году было принято решение поместить корабль под крышу, и двумя годами позже «Фрам» занял своё нынешнее место в здании музея.

Посетители музея могут осмотреть все помещения легендарного судна - рубку, каюты, технические комнаты, увидеть настоящие предметы быта первопроходцев и легко представить себе, какой была жизнь во время многодневной экспедиции начала 20 века. Информационная часть экспозиции рассказывает о трёх важнейших путешествиях на «Фраме».

С главной палубы корабля каждые 20 минут можно насладиться шоу северного сияния, а в кинотеатре музея транслируют документальный фильм об Арктике.

В Полярном магазине при музее можно найти крупнейшее собрание литературы о северных широтах - более 220 наименований.

Другой не менее впечатляющий экспонат музея - судно «Гьёя», первый корабль, преодолевший Северо-западный проход - путь из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Северной Америки. «Гьёя» обрела крышу над головой совсем недавно, в 2013 году, так что экспозиция представлена буквально по последнему слову техники.

Третье легендарное судно, о судьбе которого можно узнать в музее, - корабль «Мауд», построенный по заказу Амундсена специально для трансполярных экспедиций. Судьба судна, впрочем, была куда более печальна - после семилетнего дрейфа во льдах «Мауд» продали канадской компании, под управлением которой оно и потерпело крушение. Обломки «Мауда» ныне покоятся на дне залива Гудзона, и долгие переговоры об их поднятии и транспортировке в Норвегию пока не увенчались успехом.

Адрес и время работы

Адрес: Bygdoynesveien, 36.

Время работы: с 1 января по 30 апреля и с 1 октября по 31 декабря - с 10:00 до 16:00, в мае и сентябре - с 10:00 до 17:00, с 1 июня по 31 августа - с 9:00 до 18:00. Перед посещением музея рекомендуется уточнять график на официальном сайте.

Вход - 120 NOK, детям - 50 NOK, бесплатно с картой Oslo Pass.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!