Кантемир дмитрий константинович биография краткая. Дмитрий Константинович Кантемир: биография. Военный поход и политические интриги

Личное дело

Дмитрий Кантемир (1673 - 1723) родился в селе Силиштень (ныне на территории Румынии). Отцом его был господарь Молдавии Константин Кантемир, матерью - Анна Бантыш, происходившая из древнего боярского рода. В ноябре 1688 года был отправлен в качестве заложника ко двору султана в Стамбул. Там учился в Патриаршей греко-латинской академии, изучил также арабский и турецкий языки. В 1691 году вернулся в Молдавию, где принял участие в осаде крепости Сороки, захваченной польскими войсками. В 1693 году после смерти отца был избран господарем Молдавии, но был у власти всего один месяц, так как его избрание не было утверждено турецким султаном. Он снова отправляется в Стамбул, уже в качестве дипломатического представителя Молдавии при султанском дворе. В это время он активно общается с греческими учеными и создает свои первые труды по философии и богословию: «Спор мудреца с миром или души с телом» (на молдавском и греческом языках), «Неописуемый образ священной науки» («Метафизика»). Тогда же Кантемир заводит связи с русскими дипломатами в Стамбуле, знакомится с послом Петром Толстым.

В 1710 году султан делает Дмитрия Кантемира господарем Молдавии и дает ему поручение подготовить молдавские войска к войне с Россией. Но Кантемир к тому времени решил, что союз с Россией принесет Молдавии независимость от турок. Он послал в Россию с тайным поручением дипломата Штефана Луку. По итогам переговоров в 1711 году в Луцке Кантемир заключил договор с Петром I, о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии и об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров. Однако Прутский поход войск Петра I закончился неудачно, русские чудом избежал полного разгрома.

После этого Дмитрий Кантемир с семьей и еще четырьмя тысячами подданных покинул Молдавию. Он поселился в России, где был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в шесть тысяч рублей. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. После окончания похода жил в своем имении Дмитровка, где умер 21 августа 1723 года.

Чем знаменит

В Молдавии и Румынии Дмитрия Кантемира почитают как борца за освобождение страны от турецкого ига. Он ясно сознавал, что собственными силами Молдавское княжество не сможет отстоять независимость. Поэтому Кантемир, взвесив взаимоотношения стран своего времени, пришел к выводу, что единственной силой, которая в состоянии сломить Османскую империю и освободить Молдавию, станет Россия, интересы которой в это время пришли в противоречие с интересами Турции, и военный конфликт между ними стал неизбежным. Однако надежды Кантемира оправдались только после его смерти.

О чем надо знать

Дмитрий Кантемир

Дмитрий Кантемир был автором трудов в целом ряде наук, от философии до музыковедения. Знания о мусульманском Востоке, которые он приобрел в годы жизни в Стамбуле, позволили ему в последние годы создать труды, благодаря которым он стал основателем сразу нескольких направлений российского востоковедения: «Книга Систима или Состояние мухаммеданския религии», «История возвышения и упадка Османского двора» (в 1734 году вышла в Лондоне в английском переводе и вскоре была переведена и на другие европейские языки). Настоящей энциклопедией стало «Описание Молдавии», также истории родной страны посвящены «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Жизнь Константина Кантемира» и «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов». В 1703-1704 годах Дмитрий Кантемир написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки.

Прямая речь

Румын по происхождению, не забывавший своей национальности, даже писавший книги на румынском языке, князь Димитрий был однако греком по образованию; хотя он знал по латыни и по италиански, однако учился он не в западных школах, а в Константинополе, в существовавшем там греческом училище, где еще сохранялись кое-какия школьныя предания старой Византии, искусно соединявшия наставление в истинах православной веры с изучением классических писателей языческой Греции. <…> Преклоняясь пред этими представителями греческой образованности и вращаясь в их среде, Кантемир усвоил себе то гордое самосознание, которое не покидало греков и под турецким игом. Подобно древним еллинам, презиравшим варваров, новые греки даже в период своего порабощения смотрели на турок свысока, благодаря тому, что успели сохранить за собою религиозную самостоятельность, а верность православию, от котораго они не отделяли своей национальности, поддерживала в них и стремление к независимости политической.

11 фактов о Дмитрии Кантемире

  • При заключении мира первым условием турецкий визирь поставил выдачу Дмитрия Кантемира, на что Петр I ответил: «Я дал ему [Кантемиру] слово сберечь его и не изменю, лучше уступлю туркам землю до Курска: мне остается еще надежда возвратить ее, но нарушение слова невозвратимо».
  • В 1714 году Дмитрий Кантемир был избран членом Берлинской академии наук.
  • Вольтер называл труд Кантемира об Османской империи своей настольной книгой по Востоку.
  • У Дмитрия Кантемира было две дочери и четыре сына. Младший его сын Антиох стал известным русским поэтом XVIII века.
  • Дочь, Мария Кантемир , была любовницей Петра I и родила от него сына. Существовала вероятность, что она станет новой женой императора, но новорожденный мальчик умер.
  • Похоронен Дмитрий Кантемир был в Москве, но в 1935 году по просьбе румынского правительства его останки были перенесены в Румынию. Ныне тело Дмитрия Кантемира покоится Трехсвятительском монастыре в городе Яссы.
  • Среди владений, пожалованных Петром Дмитрию Кантемиру, было подмосковное село Черная Грязь, ныне музей-заповедник Царицыно. В 2014 году на территории музея поставлен памятник Кантемиру.
  • Московские улица Кантемировская и станция метро «Кантемировская» названы не в честь Дмитрия Кантемира, а в честь Кантемировской танковой дивизии. В свою очередь дивизия получила название, отличившись в боях у поселка Кантемировка Воронежской области, которое действительно принадлежало Кантемиру. Однако, по совпадению, район станции «Кантемировская» прилегает к подмосковным землям вокруг села Черная Грязь, также принадлежавшего Кантемиру.
  • В Молдавии в честь Дмитрия Кантемира назван город Кантемир и русский лицей в Кишиневе.
  • В 2007 году президент Румынии Траян Бэсеску открыл в Стамбуле Музей Кантемира, находящийся в районе Фанар, в здании, где располагалось представительство Молдавского княжества при султанском дворе.
  • В фильме «Петр Первый. Завещание» роль Дмитрия Кантемира сыграл Михаил Боярский.

Материалы о Дмитрии Кантемире

1673 года в Яссах в семье . Короткое правление не позволило ему проявиться как господар, но блестящее образование и сочинения принесли ему бессмертную славу.

Учился на протяжении многих лет по настоянию своего отца, который умел только ставить подпись, не обладая другими знаниями. Первым наставником Дмитрия Кантемира был Иеремия Какавелла, грек с Крита, получивший образование в знаменитых европейских университетах и призванный Константином Кантемиром в Яссы в 1688 году. Он обучил будущего господаря языкам: греческому, латинскому и старославянскому, и передал ему начатки философских знаний. Дмитрий Кантемир был отправлен заложником в Стамбул, где он пробыл с 1689 по1691 год, воспользовавшись этим временем для обучения в Академии Православной Патриархии («Великая школа нации») Фанара у знаменитых профессоров, изучая языки: турецкий, арабский и персидский, но и культуру, литературу, религию и турецкую музыку. Продолжил изучение философии, в то же время установил отношения с известными дипломатами, культурными и религиозными деятелями столицы Османской империи.

Вернулся в Молдову в 1691 году и оставался в стране до смерти отца (март, 1693). Незадолго до этого бояре избрали его господарем, но пробыл на троне всего 20 дней, потому что турки не признали его правителем, предпочитая видеть в этом качестве , которого поддерживал Константин Брынковяну, господарь Валахии. Кантемир был вынужден уехать в Стамбул, где он продолжил обучение, купив и дворец, в котором он стал жить. Когда его брат стал господарем Молдовы (январь, 1696), Дмитрий Кантемир стал его дипломатическим представителем при Порте. Помимо учения, он интересовался военным искусством и сопровождал османское войско во время осады сербской крепости (1697). В 1700-1710 гг. он находился в Стамбуле, где занимался исследованиями, писательством и музыкой. Дмитрий Кантемир сочинил несколько музыкальных пьес и играл на тамбурине (вид гитары) на пирах высоких османских сановников. Признанный турками великим музыкантом, он был среди первых, кто стал собирать турецкий фольклор, записывая его по системе нотной грамоты собственного изобретения.

Интересы Порты в северной части империи привели к его назначению на трон Молдовы в ноябре 1710 года. Выбор его кандидатуры был обусловлен и соперничеством Дмитрия Кантемира с господарем Валахии Константином Брынковяну, за которым он должен был присматривать. В плане внутренней политики был сформирован Господарский совет из бояр, верных его семье, среди которых были летописец Ион Некулче , великий спэтар, и Николай Костин , великий логофэт, сын Мирона Костина. Господарь существенно сократил размер податей, которые должны были выплатить разные социальные категории, особенно мелкие и средние бояре. Его политической целью было установление авторитарного наследственного правления. Он стремился занять и трон Валахии, считая это оправданным в результате его брака с дочерью бывшего господаря Шербана Кантакузино. Этим объясняется присутствие на его личной печати тура Молдовы вместе с орлом Валахии.

Во внешней политике он сблизился с Россией, считая, что таким образом Молдова будет лучше защищена, и восхищался царем Петром Великим. В апреле 1711 года в Луцке доверенное лицо господаря подписало договор о союзе с Россией против Османской империи. Вскоре после этого разгорелся русско-турецкий вооруженный конфликт, и в решающем сражении у Стэнилешть на Пруте (июль, 1711) турки одержали победу. Кантемир уехал в Россию, живя в Харькове, Москве (1713), затем в Санкт-Петербурге (1719), где он выстроил красивый дворец. Благосклонность Петра Великого принесло ему в 1721 году назначение личным советником царя и членом российского правительства. Несколькими годами раньше, в июле 1714 года он был принят в члены Берлинской академии в знак признания его научных заслуг

На протяжении своей жизни он издал целый ряд значимых сочинений: «Диван, или спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Логика» (1701), «Универсальная физика Ван Гельмонта» (1701), «Трактат о турецкой музыке» (1704), « » (1705), «Естественная история монархий» (1714), « » (1716), «История возвышения и упадка Османской империи» (1716), « » (1718), «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов» (1718), «О сознании» (1722), «Система или состояние мухамеданской религии» (1722), «Хроника давности румыно-молдо-влахов» (1723).

Умер 21 августа 1723 года и был похоронен в храме Св. Константина и Елены в Москве. В 1935 году его останки были доставлены в Ясскую церковь Трех Иерархов. На могильной мраморной плите высечена надпись: «Здесь, вернувшись после долгих и трудных скитаний, выдержанных ради свободы своей страны, покоится Дмитрий Кантемир, господарь Молдовы».

Среди его потомков приобрел известность Антиох Кантемир , младший сын, поэт, посол России в Англии и Франции (1733-1744). Георге Кэлинеску выразительно описал качества Дмитрия Кантемира: «Просвещенный господарь, честолюбивый и высокомерный, книжник и библиотечный аскет, интриган и отшельник, манипулятор людьми и мизантроп, любящий свою Молдову, по которой он тоскует, и авантюрист, [...] берлинский академик, русский князь, летописец, [...] Дмитрий Кантемир - это наш Лоренцо де Медичи».

Дмитрий Константинович Кантемир

Кантемир Дмитрий Константинович (1673-1723) - государственный деятель, писатель. С года сенатор. С 1722 года действительный статский советник. С года, после смерти отца, был провозглашен господарем Молдавии, но не был утвержден турецким султаном. В 1710 году султаном назначен господарем Молдавии. В году при участии Кантемира был составлен проект договора о присоединении Молдавии к России. Призывал население Молдавии поддержать Петра I во время Прутского похода . После заключения Прутского мира был вынужден покинуть Молдавию вместе с семьей. В августе 1711 года был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями. Один из ближайших сподвижников Петра I и его советников по восточным делам. Был широко известен как один из крупных ученых своего времени. Член Берлинской Академии Наук.

Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веков.

Ученый

Кантемир Дмитрий Константинович (26.10.1673-21.08.1723), молдавский и российский ученый, писатель, композитор и политический деятель. Его отец был господарем Молдавии и в качестве заложника в верности отца Кантемир находился в 1687-91 в Константинополе, где обучался в греко-латинской академии. Там он настолько хорошо изучил музыку, что как композитор создал много небольших пьес. В 1710 был избран господарем Молдавии. В 1711 заключил тайный договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Был принят со своим семейством и приверженцами в число русских подданных. Кантемир стал советником царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья в Малороссии. В 1721 получил чин тайного советника и звание сенатора, в 1722-23 участвовал в Персидском походе.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Философ

Кантемир Дмитрий (1673 - 1723) - молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра I. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластики к рационализму. До начала 18 в. разрабатывал философско-теологическую систему («Диван, или Спор мудреца с миром», 1698; «Неописуемый образ священной науки», 1700, и др.). Позднее эволюционировал к идеям, близким деизму и раннему Просвещению («Иероглифическая история», 1705: «Хроника давности румыно-молдо-влахов», 1716-18: «Естественная история монархий», 1714, и др.). Осмысление им исторического процесса содержало идеи об универсальном характере цивилизации, известное признание исторической закономерности в рамках теории циклического общественного развития. Наиболее известен труд Кантемира «История возвышения и упадка Оттоманской империи» (1714-16), переведенный на ряд европейских языков. Сын Кантемира Антиох Кантемир (1708-44) - русский писатель, сатирик, активный участник петровских реформ, деятель «ученой дружины» Петра I.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 180.

Энциклопедист

Кантемир Дмитрий Константинович (26.X.1673 - 21.VIII.1723) - молдавский ученый-энциклопедист и политический деятель. С 1710 года - молдавский господарь. В 1711 году заключил договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Прутский поход Петра I (1711) не принес освобождения Молдавии; вместе с русскими войсками Кантемир и 4 тысячами молдаван прибыли в Россию. Кантемир стал советником царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья на Украине. Продолжал научную деятельность. В 1714 году был избран членом Берлинской академии. В Персидском походе 1722-1723 годов управлял походной канцелярией Петра I. Почти все труды Кантемира написаны в России под влиянием и в связи с реформами Петра I. Исторические работы Кантемира - "Историческое, географическое и политическое описание Молдавии", "Хроника стародавности романо-молдо-влахов", "История возвышения и упадка Оттоманской империи" и другие - стали известны в России и в Западной Европе. Патриотизм, вера в прогрессивную роль России на Балканах и возможности экономического расцвета Молдавии пронизывают все исторические работы Кантемира. Главным источником познания мира Кантемир считал разум - что было шагом вперед в развитии молдавской науки, - хотя наряду с разумом придавал большое значение божественной воле.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Государственный деятель

Кантемир Дмитрий Константинович (26.10.1673, Яссы - 21.8.1723, село Дмитровка Орловской провинции Киевской губернии), государственный деятель, писатель, историк, философ, сенатор (1721), тайный советник (1722). Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основном Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.

Молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра I. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластики к рационализму.


Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основн

ом Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.

Кантемиры болели диабетом, были очень несчастны в семейной жизни, многие не сделали карьеры и не оставили после себя потомков. Род пресекся… За что судьба была так немилостива в Канемирам, за какие грехи преследовала, награждая одиночеством и болезнями? Нижеследующие факты почерпнуты из книг и интервью известного исследователя Федора Ангели, а также из книги Игоря Сергеева «Церковь Кантемира в Царицыне».

Дед Кантемира имел гарем

Дед молдавского господаря был мусульманином и имел гарем. Эту тайну Дмитрий Кантемир, живший в христианском окружении, тщательно скрывал и даже сочинил себе фальшивую родословную. Впервые об этом написал Федор Ангели в книге «Эпоха и новая трактовка Кантемиров: конец XIV-первая половина XVII веков».

«Дед Дмитрия Кантемира был мощной фигурой, его имя переводится как «сын льва», - рассказал Ангели. - Он перешел из-под протектората крымского хана в подчинение Стамбула, был губернатором провинции Силистра. Эти земли простирались вплоть до устья Днепра и Дуная, включали Добруджу, Аккерман, Килию. В течение почти 40 лет ничто в Крыму не решалось без участия Арасланоглу. В 1637 году султан вызвал его в Стамбул и приказал удушить. Поводом к ликвидации послужил проступок младшего сына Арасланоглу (имя его неизвестно), убившего в пьяном виде мусульманина. Так что у Кантемиров были причины для негативного отношения к Османской империи».

Получается, Кантемир с легкостью сочинил себе христианскую родословную и несколько поколений предков. Но в окружении Петра его прошлое ни для кого не было секретом, считает Ангели. Официально император признал христианские корни семьи, и это не обсуждалось.

Ангели первым написал о том, что древние корни рода Кантемиров ведут не к Тамерлану, как считалось, а к эмиру Едигею (1352-1419 годы), правившему Золотой Ордой более двадцати лет. Он был выходец из ногайского племени мангыт. Кантемир никогда не раскрывал до конца всех подробностей своего происхождения.

Константин Кантемир казнил Мирона Костина

Отец Дмитрия Кантемира Константин (1627-1693) был слабым господарем был слабым, бояре вертели им как хотели. По его приказу с их подачи был казнен знаменитый летописец и логофет Мирон Костин. Султану Магомету IV Кантемир-старший пришелся по душе своим умением рассказывать байки о польском дворе, но главным образом тем, что спас его гарем при осаде турками Львова.

Молдовой Константин правил довольно долго - с 1685 по 1693 год. Заболел он резко, на 66-м году жизни, жаловался на почки. Возможно, у него был диабет, который проявился затем у всех его потомков. Почувствовав, что смерть близка, господарь собрал бояр и предложил самим решить, кого избрать преемником - сыновей Дмитрия или Антиоха либо того, кого им будет угодно. Бояре подивились добродушию господаря…

Агент Думитрашко Кантемир-водэ, главная миссия - похищение

Дмитрий Кантемир родился 26 октября 1673 года в молдавском селе Силиштень (ныне уезд Васлуй, Румыния) в семье господаря Константина Кантемира. Ион Некулче, как и другие современники, именует его Думитрашко Кантемир-водэ. Будучи заложником в Константинополе с 1687 по 1691 год, Кантемир передавал информацию русским дипломатам.

Во время одного из застолий Дмитрий попросил своего знакомого по имени Шмайл-Ефенди замолвить слово перед султаном, и тот согласился, передав, что господарь Валахии Брынковяну-водэ стал сильным и богатым, завел дружбу с русскими и стал опасен для Порты. Его необходимо похитить и привезти, и никто не способен сделать это лучше, чем Думитрашко, если его назначить господарем Молдовы.

Султан принял этот план. По прибытии в Молдову Дмитрий Кантемир периодически отсылал в Константинополь сообщения о попытках схватить осторожного Брынковяну, хотя никаких усилий для этого не прилагал. В ходе Прутского похода Брынковяну так и не решился выступить на стороне Петра, хотя обещал выделить 30-тысячный корпус солдат и обеспечить русскую армию продовольствием.

Господарь, который не покупал должность

Ни Константин Кантемир, ни его сын Дмитрий не платили за свои должности господаря, указывает Федор Ангели, и это было по тем временам уникально: они получили престол в знак своих заслуг перед Османской империей.

Он мог стать первым президентом российской академии

В Россию Дмитрий Кантемир прибыл с 1000 боярами и несколькими тысячами своих земляков более низкого сословия, ставших российскими подданными. Он получил княжеское достоинство Российской империи с титулом светлости, значительную пенсию, обширные имения в Харьковской губернии, а также право жизни и смерти над прибывшими молдаванами.

Кантемир был избран членом Берлинской академии наук, а Петр планировал выдвинуть его в первые президенты Российской академии, но этим планам не суждено было сбыться. Однако в Париже в Латинском квартале на здании библиотеки Сент-Женевьев в списке фамилий выдающихся писателей и ученых рядом с Ньютоном и Лейбницем можно увидеть имя Дмитрия Кантемира.

«Женский» язык в средневековой Молдове

В книге Кантемира «Описание Молдавии» указывается, что в средневековом молдавском языке существовал высокий уровень гендерных различий. Мужской и женский языки различались словарем и произношением. Если воспитание мальчика на женской половине затягивалось, он начинал говорить как женщина и становился посмешищем - «маменькиным сынком».

Прокомментировать этот фрагмент из книги не может ни один молдавский филолог. Но сходное явление есть в устной японской речи. Переводчики на японский мучаются в поиске гендерно-нейтральных фраз, иногда приходится приводить варианты для каждого пола. Если перевод неаккуратен, приходится слышать женскую речь из уст мужчины (при этом его могут счесть гомосексуалистом или излишне женственным) и наоборот. Насколько такое разделение было развито в молдавском языке - неизвестно.

Молдавский единорог

В «Описании Молдавии» Кантемир, скрупулезно описывая фауну (в княжестве в изобилии водились олени, серны, козы, лисы, куницы, рыси, глухари, волки, дикие буйволы, зубры), упоминает единорогов. Что имеет в виду автор - непонятно.

Интересно, что в Молдове было много диких овец и лошадей. Выращивались две культурные породы овец: горные и сорокские. Кантемир утверждал, что у сорокской овцы - на одно ребро больше, но если ее пасти в других областях, то уже на третий год якобы появляются ягнята с обычным числом ребер. По свидетельству автора «Описания Молдавии», более 60 тысяч овец ежегодно поставлялось в Константинополь, к столу султана, который предпочитал именно это мясо, считая его целебным. Но все самые богатые пастбища располагались за Прутом. Сейчас баранины в Молдове не найдешь днем с огнем.

Красавец мужчина

Дмитрий Кантемир был красив, прекрасно сложен, воспитан и очень располагал к себе. Современники сообщали, что Петр очень любил Кантемира, постоянно целовал его и повесил фавориту на шею свой портрет в алмазах. Молдавский господарь был так мал ростом, что двухметровый император приподнимал его одной рукой, чтобы расцеловать.

Странные отношения, в которых женщины были на втором плане и играли роль разменной монеты… Императрица Екатерина и жена Кантемира, находясь в Яссах во время Прутского похода, следуя восточному обычаю, на мужской половине не показывались.

Военные неудачи Петра заставили Кантемира с семьей и свитой бежать в Россию. Император осыпал его почестями и подарками, в частности, выдал 6 тысяч рублей, на которые на набережной Невы был построен дворец - первая самостоятельная работа знаменитого архитектора Расстрелли.

Умер Кантемир в возрасте 50 лет, оставив детей круглыми сиротами. После смерти своей первой жены Кассандры он успел вторично жениться, но отношения детей с мачехой не сложились.

Дмитрий собирался убить Антиоха

Сын господаря Антиох Кантемир, которого считают первым русским гражданским поэтом, родился 10 сентября 1709 года в Стамбуле, а в России оказался в трехлетнем возрасте. В 1718 году Антиох был записан в Преображенский полк в звании подпоручика, как и все его братья - Матвей (1703-1771), Константин (1705-1747) и Сергей (1706-1780). Десятилетний мальчик был поставлен в ночной караул у двери спальни императрицы Екатерины I. В полночь отец пожелал убедиться, добросовестно ли сын несет службу, и к ужасу своему обнаружил его спящим. Дмитрий вспылил и хотел убить сына на месте, но проснувшийся Петр I спас жизнь ребенка.

Антиох избегал дам

В 1732 году Антиох был назначен посланником в Британию, затем стал послом во Франции. Личная жизнь первого поэта России не сложилась. Антиох был помолвлен с богатой наследницей княжной Варварой Черкасской, но она вышла замуж за другого. После этого Кантемир жил холостяком и подхватил в Лондоне венерическое заболевание. Он не общался с женщинами, пока не вылечился. В Париже поэт сошелся с девушкой, которая родила ему двух внебрачных дочерей, обеих он обеспечил.

Избавиться от наследственного диабета, от которого умер отец, Антиох не мог. У него тоже болели почки. Врачи посоветовали диету и лечение в Италии, но не было ни денег на поездку, ни разрешения на нее. Пока посол переписывался на эту тему с императрицей, его состояние ухудшалось. В итоге разрешение дали, денег - нет.

Первого поэта России не на что было хоронить

Умер Антиох Кантемир 1 апреля 1744 года. Наличными в его спальне нашли 1500 франков и серебряный рубль. Дать деньги на отправку тела на родину императрица также отказалась. Братья заплатить долги сына господаря не могли. Начался постыдный торг. Через девять месяцев деньги на отправку тела прислала сестра Мария. И лишь через полтора года после кончины Антиоха его прах был отправлен на родину. С ним пришли 11 ящиков имущества, из которого Мария оставила себе только портрет брата, его рукописи и часы. Вскоре она получила письмо из Парижа от «вдовы», сообщавшей, что дочери Антиоха умерли, а сама она вышла замуж за нотариуса.

Мария покорила Петра танцем живота

Мария Кантемир была некрасива лицом и фигурой, к тому же худа, что тогда не одобряли. Но девушка так исполняла танец живота, что зритель не видел недостатков ее внешности. Именно за танец Петр и полюбил дочь молдавского господаря.

Мария была первым ребенком Дмитрия Кантемира. Родилась она в 1700 году. Знала греческий, итальянский, русский языки и латынь. С детства отличалась склонностью к чтению. Именно ее письмам мы обязаны тем, что много знаем о Дмитрии и Антиохе Кантемирах. Девочка рано осталась круглой сиротой, но отцовского наследства не получила: по распоряжению царя Петра оно отошло ко второй жене Дмитрия Кантемира, а в 1729-м все родовые земли Кантемиров отошли к брату Константину благодаря его женитьбе на дочери могущественного князя Дмитрия Голицына.

Однако после воцарения императрицы Анны Иоанновны княжна Мария вместе с братьями получила земельные наделы в Центральной России и звание фрейлины. В 1731 году Мария с братом Сергеем купили пустырь в Москве и построили на нем дома. Какое-то время Мария жила в Санкт-Петербурге у брата Константина в его Мраморном дворце, который занимал четвертое место в рейтинге роскошных петербургских дворцов. В конце жизни Марии в ее доме на Покровке были собраны все слуги молдавского господаря. Также здесь было множество кошек и собак.

Если бы ребенок Петра выжил, судьба Марии, как и судьба Молдовы, сложилась бы иначе… Мария умерла в 1757 году, похоронив до того братьев Антиоха и Константина. Княжна любила ездить быстро в карете цугом в четыре лошади. На крутом повороте скользкой дороги карету занесло, и она врезалась в верстовой столб. Недалеко от этого места до наших дней сохранился загадочный памятник. Никто не знает, по какому случаю он поставлен. Возможно, этот камень имеет какое-то отношение к трагедии Марии.

Сергей Кантемир был хулиганом

Женитьба князя Константина на Голицыной стала причиной многих бед Кантемиров. Князья Матвей и Сергей (Шербан), гвардейские офицеры, также причиняли сестре немало хлопот своим поведением. Писать об их поступках - никакой бумаги не хватит. Вот только один случай. Сергей водил дружбу с дамой легкого поведения и неким капитаном Дубасовым. Однажды друзья передрались из-за женщины. Слуги Сергея поколотили капитана и еще какого-то поручика. Им грозил суд. Марии пришлось заплатить пострадавшим.

Нежные чувства княжны к брату Сергею подкреплялись тем, что он участвовал во многих войнах, в частности - в русско-турецкой войне 1735-1740 года. С театра военных действий брат неизменно писал сестре, прося у нее денег.

В 1740 году Сергей вернулся из похода с пленной турчанкой, захваченной при штурме Очакова. Она родила ему дочерей Елену и Евдокию. Обе жили в монастыре, где Евдокию увидел дворянин, офицер Алексей Степанов. Он посватался к девушке, но Сергей Кантемир не согласился на неравный брак и забрал дочь домой.

Однако Степанов с помощью солдат вломился в дом Кантемира, оттолкнул больного князя и похитил внучку Кантемира. Их настигли только через три дня. Евдокию поместили в другой монастырь под более строгий надзор, а Степанова присудили к высшей мере наказания. Но мать офицера вымолила ему прощение у Екатерины II, тем более, что Евдокия признала, что похищение состоялось с ее согласия. После этого императрица даже приняла обеих внучек Дмитрия Кантемира, а князь Сергей стал готовиться к свадьбе. Сохранился список приданого, в которое, в числе прочего, вошли 300 книг, когда-то присланных Антиохом сестре Марии из Парижа.

Алексей Степанов оказался любящим мужем и хорошим зятем. Сергей Кантемир прожил после свадьбы дочери два года. Вернувшись с войн невредимым, в 1740 году он стал жертвой пьяных ямщиков, которые избили его до полусмерти. Сергей потерял здоровье. Похоронили его в Донском монастыре.

Дело о разводе внучки господаря

Внучка Дмитрия Елена (1741-1782, старшая дочь Сергея Кантемира) вышла замуж за майора Дмитрия Алфимова и была очень несчастлива в браке. Сохранилась жалоба императрице Екатерине Алексеевне: внучка молдавского господаря сообщала, что муж не жил с ней, оскорблял и выгонял из дома, а после того, как она подала на развод, преследовал ее с удвоенным усердием. В письме содержится душераздирающий рассказ о том, как 26 ноября 1772 года Алфимов захватил жену, привез к себе, бил и оскорблял, вымогая юридический отказ от имущества, а затем заточил в монастырь, «в келью холодную и угарную». При этом муж еще и подал жалобу на супругу, обвиняя ее в «прелюбодействе» и в том, что она якобы забеременела не от него. Медицинское освидетельствование показало, что беременности нет: сохранился акт обследования со следами слюней присягнувших.

В решение этого интимного дела был вовлечен сенат. В итоге Алфимов с Еленой не развелся, так как рассчитывал на наследство в случае ее смерти, но дочь Клеопатру своей не признал.

Кантемиры был виноделами

Старший сын Кантемира Матвей (1703-1771), родившийся в Яссах, построил винокуренный завод. Кантемиры в России имели статус иностранцев и в связи с этим получили лицензию на производство и оптовую продажу алкоголя. Мария Кантемир производила вино из яблок и крапивы, которое продавала оптом в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Матвей прожил дольше всех братьев и был похоронен в церкви в Царицыне.

Куда делось наследство господаря

Кантемир был небедным человеком, но дети недолго пользовались его имуществом. Через полтора года после смерти молдавского господаря его вдова Анастасия Ивановна и ее родня - Трубецкие - стали требовать четвертую часть наследства. Затем сын господаря Константин женился на дочери всесильного сенатора Голицына, и тот повлиял на судебное решение, сославшись на завещание, поданное на имя Петра, в котором отец отписал все свое имущество «достойнейшему из сыновей». И суд отказал Трубецким. Но с воцарением Анны Иоанновны, у которой были счеты с Голицыными, они вторично подали претензию на наследство Кантемира.

В итоге императрица обвинила Голицыных в присвоении наследства молдавского господаря. Главу семейства лишили чинов, имения Архангельское, в котором он собрал редкую библиотеку, и посадили в Шлиссельбургскую крепость, где Голицын через год скончался. По суду четвертую часть наследства передали его вдове и дочери Смарагде (Екатерине).

Екатерина-Смарагда - первая девушка, игравшая на клавесине

Дочь Кантемира, была доброй, сердечной и чувствительной. Она принадлежала к сливкам общества и в 24 года была камер-фрейлиной. Любила музыку, сочиняла, импровизировала и была первой в России девушкой, игравшей на клавесине. В 31 год вышла замуж князя Дмитрия Голицына, сына генерал-фельдмаршала, стала статс-дамой и получила орден Святой Екатерины, усыпанный бриллиантами.

Младшая дочь господаря также унаследовала от отца диабет. Уехав в Париж на лечение, Екатерина взяла с собой побочную дочь своего дяди Соколову - будущую жену Де Рибаса (в честь которого названа знаменитая улица Дерибасовская в Одессе). Семейство ехало на 18 повозках… Умерла Екатерина рано: в 1761-м, на 41-м году жизни. Свои деньги завещала потратить на стипендии для студентов-медиков, на них выучились многие известные русские врачи. Муж Екатерины построил в Москве больницу, известную как Голицынская (сейчас - 1-я градская больница).

Кантемиры были в родстве с Пушкиным и Толстым

После того, как Дмитрий Кантемир перешел на сторону Петра, в Стамбуле остался его старший брат Антиох. Умер он около 1726 года. У него был сын Константин от дочери молдавского господаря Дуки - племянник Дмитрия Кантемира. Он переехал в Киев, поступил на военную службу и женился вторым браком на Наталье Головиной. Одна из ее сестер была прабабушкой Пушкина, другая - прабабушкой Толстого.

Внучатого племянника Кантемира объявили сумасшедшим

Третьим браком Константин женился на Софье Пассек. Он нее у него был сын Дмитрий, который на старости лет заявил о претензиях на молдавский престол. Юридически они обосновывались одним из пунктов Луцкого договора, по которому править Молдовой должны были члены семьи Кантемир. В итоге внучатого племянника молдавского господаря объявили сумасшедшим и посадили в Ревельскую крепость (Таллин) - одну из политических тюрем, где он просидел почти до самой смерти в 1820 году.

Последний в роду

Последним в роду был, однако, не Дмитрий Константинович Кантемир (полное совпадение с именем молдавского господаря), а его сын Антиох Дмитриевич Кантемир (полное совпадение с именем поэта). Он воспитывался в семье дворян Рольских и именовался Викентием…

Подготовили Елена ЗАМУРА и Николай МЕНЮК

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!