Китай вновь выдвинул территориальные требования к таджикистану. Таджикистан — новая китайская провинция? Претензии есть ко всем

Сразу несколько российских СМИ перепечатали сообщение, появившееся в начале мая в сетевом издании Forum.msk. Со ссылкой на неназванные источники в таджикской оппозиции издание сообщило, что китайские войска захватили восточный Памир в Мургабском районе Таджикистана и взяли под свой контроль единственную автомагистраль в регионе.

Издание сообщило также, что Таджикистан за годы независимости уже передал Китаю 1,5 тысячи квадратных километров спорных территорий, общая площадь которых составляет 28,5 тыс. кв. км. Также утверждается, что в начале года Душанбе в счет погашения внешнего долга перед Пекином готовился передать часть памирского высокогорья, которое считается непригодным для жизни, но богато месторождениями драгоценных камней, редких минералов и даже урана. В Мургабе уже начались поисковые работы, делаются карты и в ближайшее время начнется оценка месторождений, заявило. издание

“Никто точно не знает, каков объем урановых месторождений на Бадахшане, но известно, что уран там есть, - отметил главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. - Кроме того, там немало залежей стратегического сырья, в том числе вольфрама и редкоземельных металлов. Это правда, что для жизни Мургаб, где даже летом лежит снег, малопригоден. Но это важная стратегическая точка - Мургаб лежит на Памирском тракте, таким образом КНР будет контролировать единственную транспортную артерию на Памире. В целом Таджикистан - это пряжка солдатского ремня, которым Россия держит Среднюю Азию, и сдача позиций в Таджикистане - это сдача всего региона, до Оренбурга и Астрахани. Хотя, когда русские погранвойска выходили с таджикско-афганской границы по решению Путина, было уже ясно - Россия уходит с Востока, а на ее место обязательно кто-то придет. Китай сделал заявку, к моменту вывода войск из Афганистана, надо полагать, свой ход сделают США и Великобритания. Интересуются Иран и Пакистан. Напоминает дележку барахла покойника, кому сапоги, кому бушлат…”

Вместе с тем, информация не нашла никакого официального подтверждения ни с таджикской, ни с китайской стороны. Внятных опровержений, впрочем, также не прозвучало.

Чуть позднее ситуацию немного прояснили киргизские журналисты из портала "Вести.kg". Как сособщил им начальник Погранслужбы Киргизии Токон Мамытов, сообщения о вводе китайских войск в Таджикистан - не более чем "утка". "Я только сегодня утром разговаривал по телефону с первым зампредом ГКНБ Республики Таджикистан, главой главного управления Погранвойск Таджикистана Мирзо Шерали, и он сказал, что обстановка у них стабильная. Более того, говорить, что Китай занял Мургабский район, значит, в лучшем случае, не понимать происходящих в ЦА процессов. И Душанбе, и Пекин - члены ШОС, подписавшие в рамках этой организации серию документов о соблюдении территориальной целостности. Естественно, сведения о том, что дружественное государство вдруг ни с того ни с сего чуть ли не оккупировало земли своего соседа – ошибочны", – заявил Мамытов.

Эксперты уже высказали предположения, что сообщение могло быть попыткой оказать давление на Душанбе со стороны Москвы, которая также претендует на влияние в регионе. Однако стоит отметить, что прецеденты “тихой” передачи территорий КНР со стороны стран бывшего СССР уже имели место ранее, так что нельзя полностью исключить подобный вариант развития событий в Таджикистане.

Китай, нарастив свою военно-экономическую мощь, перешел, к уже многократно предсказанной открытой экспансии и аннексии территорий своих соседей. Неделю назад, 6 мая китайские войска оккупировали часть территории Таджикистана. Вот что сообщают СМИ - земельный вопрос в Таджикистане рискует перерасти в межнациональный конфликт. Свидетельство тому - ввод войск Китайской Народной Республики на территорию соседней страны. Оппозиция РТ сообщает, что в понедельник, 6 мая, официальный Пекин установил военный контроль над частью земель в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. Эти территории Душанбе передал Китаю в счет погашения внешнего долга. Известно, что таджикские власти отписали китайским партнерам десятки гектаров земель в Мургабском районе ГБАО, однако официальные власти отказываются подтверждать сей факт. Всего же за годы независимости РТ китайцам было отдано 1,5 тысячи квадратных километров земли, по сути, являющейся спорной территорией.

2

Кусок аннексированной Китаем Горно-Бадахшанской автономной области

Напомним, что Горно-Бадахшанская автономная область известна своей дистанцированной позицией относительно центральной власти. Жители ГБАО не всегда подчиняются решениям официального Душанбе, зачастую вызывая «огонь» республиканского руководства на себя. Стоит напомнить, что летом 2012 года в автономии разгорелся конфликт, спровоцированный центром, в котором погибли в том числе и мирные люди. Горный Бадахшан встал на защиту свои полевых командиров, преследуемых властями страны. Если экспансия с привлечением военных со стороны Китая будет продолжена, не исключено, что в регионе вспыхнет очередной конфликт, на этот раз с территориальным оттенком.
С начала 2013 года многие эксперты предупреждали, что властями страны готовится акт о передаче земель Китаю, однако информацию никто не воспринимал всерьез.

4

История "уточнения границ" со своими соседями

Территории будут отданы КНР в счет погашения внешнего долга. В перспективе - оформление за Китаем высокогорных земель, непригодных для жизни. Китайской стороне они нужны, поскольку богаты месторождениями драгоценных камней, урана и минералов. Известно, что в данное время китайцы уже приступили к геологоразведочным работам в самом Мургабе. Действия соседнего государства в Таджикистане, по сути, узаконили, приняв поправки к закону «О недрах». По сути, официальный Душанбе легализовал разработку месторождений юридическими лицами из-за рубежа.
Известно, что на территорию Таджикистана уже начали пребывать не только военные, но и гражданские лица. Последние будут осваивать земли, где в свое время проживали этнические таджики. Между сторонами сегодня идет негласная борьба за землю, которую таджики не хотят уступать китайским мигрантам. Однако им это, по-видимому, все же придется сделать, поскольку существует правительственная бумага, обязывающая местное население покинуть территорию.

Учения или рекогносцировка местности?

Тут показательно еще и то, что буквально год назад Китай уверял всех своих соседей в своем большом миролюбии. Как черная ирония смотрится тот факт, что еще год назад китайские части принимали участие на территории Таджикистана в т.н. "совместных военных учениях" (скорее всего в действительности китайские военные рекогносцировали местность, и проверяли боеспособность таджиков).

5

6

9


"Учения китайской армии" в Таджикистане в 2012 г.

В Таджикистане, в июне 2012 года на полигоне "Чорухдайрон" (в Согдийской области) прошли очередные учения Шанхайской Организации Сотрудничества "Мирная Миссия -2012", в которых участвуют более 2 тысяч военнослужащих из Россия, Китая, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.
"От России в учениях приняли участие свыше 350 солдат и офицеров, а также более 50 единиц военной техники 201-й российской военной базы, в том числе 15 бронетранспортеров БТР-80 и бронеавтомобиль "Тигр". Кроме того, Россию на "Мирной миссии" будет представлять штурмовая авиация - фронтовые бомбардировщики Су-24 с авиабазы Кант (Киргизия)."

КНР на учениях представляли части Ланьчжоуского военного округа, в т.ч. 10 бронемашин ZSL-92 и 6 штурмовых САУ PTL-02 из 6-й легкой механизированной дивизии, а также вертолеты Z9WA из 3-й вертолетной бригады.

Видимо, китайским военным там так понравилось, что они решили остаться в Таджикистане насовсем.

Претензии есть ко всем

Надо сказать, что т.н. "территориальные претензии" у Китая есть почти ко всем своим соседям. Индии, Монголии, Бирме, Непалу, Вьетнаму, Японии, Пакистану, Киргизии, Казахстану, Таджикистану. В том числе и к России. Что бы там кто не говорил об "окончательном урегулировании территориальных споров" после отдачи островов по Амуру. И в ближайшие годы Китай обязательно потребует себе что-то еще. Вопрос только в том - у кого именно. И не спрашивая ни у кого разрешения, скорее всего, получит то, что захочет.

7

Пока Россия борется за свою сферу влияния к западу от государственной границы, китайцы потихоньку отжимают такой элемент восточной сферы влияния, как Таджикистан - неисчерпаемый источник дворников для городов М. и Л. Интересно, не начнут ли таджики осваивать китайский рынок метлы и совка?

Эмомали Рахмон и Ху Цзиньтао перед заседанием Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в Пекине, 6 июня 2012 года

После распада СССР долгие годы Таджикистан считался самой пророссийской республикой Средней Азии. Но к концу первого десятилетия XXI века новые экономические реалии фактически превратили эту республику в периферию КНР и насос по перекачке денег из России в Китай.

Возвращение Китая в Среднюю Азию

В самом конце XIX века в горах Памира столкнулись интересы четырех государств - трех империй и одного эмирата. Так в результате маневров и мелких столкновений пограничных отрядов России, Британии, Китая и Афганистана случайным образом появилась современная граница Таджикистана.

В конце XVIII столетия, находясь в зените своего могущества, китайская империя Цин вполне серьезно претендовала на все земли Средней Азии. Потом почти до конца XX века Китай пребывал в затяжном кризисе. Какое-либо заметное китайское влияние на среднеазиатские республики отсутствовало вплоть до распада СССР. Таджикистан здесь не был исключением.

Впервые в истории высокопоставленный представитель нового Китая появился на территории еще Таджикской ССР 18 июня 1991 года: Душанбе с ознакомительным визитом посетил чрезвычайный и полномочный посол КНР в СССР Юй Хунлян с супругой. Об этом событии в те дни радостно писала главная газета республики «Коммунист Таджикистана».

Через несколько месяцев, в конце декабря 1991 года Советский Союз исчез. Уже 4 января 1992 года Китай одним из первых признал независимость Таджикистана и установил с ним дипломатические отношения. Китайское посольство в Душанбе открылось 13 марта того же года.

Тогда Таджикистану было не до международных отношений - в республике шла гражданская война, число убитых по самым скромным оценкам исчислялось десятками тысяч. Вновь посольство Таджикистана в Пекине открылось только через пять лет, 7 апреля 1997 года.

Бывший директор совхоза имени Ленина Эмомали Рахмонов, один из победителей в гражданской войне, стал официальным главой Таджикистана в конце 1992 года. В течение последующих десяти лет президент Рахмонов всячески подчеркивал свою пророссийскую ориентацию, но первым его официальным зарубежным визитом в качестве главы государства стала поездка именно в Китай в марте 1993 года (первая встреча с Ельциным состоялась только в августе того же года).

В Пекине главу Таджикистана приняли самые высшие чины КНР и ЦК Компартии Китая. Именно тогда Рахмонов по требованию китайской стороны подписал декларацию, в которой признал, что Таджикистан и Китай «продолжат обсуждение нерешенных пограничных вопросов». Так в завуалированной дипломатичной форме именовались старые территориальные претензии Китая к границам бывшего СССР.

Горные дороги в Таджикистане, 1982 год

Китай не спешил - свои отношения с Таджикистаном он выстраивал осторожно, размеренно, но настойчиво. Для начала Пекину требовались коммуникации, надежно связывающие Таджикистан с Китаем. Граница обеих стран проходит в высокогорном районе Памира, ранее здесь существовали только пастушьи тропы.

В декабре 1996 года страны подписали соглашение об открытии временного торгового прохода «Кульма» на границе Таджикистана и КНР. Одновременно Китай начал масштабное дорожное строительство на своей территории, чтобы в условиях высокогорья открыть современную автомобильную трассу до границы с Таджикистаном. Строительство высокогорных дорог заняло почти восемь лет.

За все 90-е годы Китай ограничился предоставлением кредитов в $10 миллионов и партией гуманитарной помощи на $200 тысяч - для межгосударственных отношений суммы очень скромные, почти символические. При этом китайские кредиты предоставлялись под обязательства Таджикистана закупить китайские же товары.

Прямое участие Китая в экономике Таджикистана в 90-е годы было минимальным и ограничивалось созданием нескольких совместных предприятий по переработке хлопка и реконструкцией Душанбинской табачной фабрики.

В Душанбе, всячески подчеркивая в эти годы свою дружбу с Россией, рассматривали Пекин как важнейшего внешнеполитического партнера. Первым послом Таджикистана в КНР стал последний 1-й секретарь Душанбинского горкома КПСС Джамшед Каримов, в разгар гражданской войны возглавлявший правительство Таджикистана.

До 2000 года президент Таджикистана 12 раз проводил встречи на высшем уровне с главой Компартии Китая Цзян Цзэминем - чаще, чем с главами других государств, включая Россию. Итогом таких встреч стали десятки таджикско-китайских соглашений по всем сферам межгосударственного сотрудничества, а также «исправление» границы Таджикистана в пользу КНР.

В 1999 году Душанбе впервые согласился передать Китаю 200 квадратных километров территории в долине реки Маркансу на стыке границ Китая, Таджикистана и Киргизии. Ровно через год, когда передача была завершена, генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь посетил Душанбе - это был первый визит главы Китая на территорию Таджикистана.

В своем официальном обращении к Рахмонову глава Китая посоветовал «прилагать совместные усилия для повышения отношений между нашими странами на новый качественный уровень в новом веке».

Таджики в китайской одежде

В мае 2002 года президент Рахмонов вновь прибыл в Пекин торжественно отметить десятилетие установления дипломатических отношений между Таджикистаном и КНР. К юбилею стороны подписали еще одно соглашение «О демаркации границы и урегулировании территориальных споров», по которому Таджикистан согласился передать Китаю тысячу квадратных километров в горах Памира.

Урожай хлопка в Таджикистане, 1985 год

Таджикистан по меркам Китая очень небольшая страна - по численности населения в 200 раз меньше. Поэтому масштабы экономической помощи Китая Таджикистану отличаются скромным размером. В обмен на первую уступку территории Цзян Цзэминь в 2000 году принял решение о выделении помощи для Душанбе в размере чуть более $3 миллионов.

В 2004 году между министерствами обороны Таджикистана и КНР подписано соглашение о безвозмездном предоставлении Китаем военной помощи Душанбе на сумму 8 миллионов юаней - то есть немногим более $1 миллиона. Для сравнения, это стоимость одного нового танка Т-90 в том году.

Сотрудничество Таджикистана и КНР в военной сфере развивалось без помпы, но весьма интенсивно. У руководства двух стран совпадали интересы в области борьбы с исламским экстремизмом. Еще с 1994 года Китай стал обучать небольшие группы таджикских офицеров контрпартизанским действиям. А с начала XXI века обе страны проводят регулярные совместные антитеррористические учения в горах на границе с Афганистаном. Такие учения именуются «антинаркотическими».

Помимо очередного исправления границы в пользу Китая, Пекин и Душанбе в 2002 году договорились ускорить завершение строительства автотрассы через перевал Кульма, которая, наконец, должна была связать КНР с Таджикистаном.

Все 1990-е годы Таджикистан почти ничего не покупал в Китае. Во-первых, у небогатой республики и ее населения после гражданской войны не было денег. Во-вторых, несмотря на разрешение приграничной торговли, сказывалось отсутствие современных дорог между странами. В-третьих, экономика самого Китая и граничащего с Таджикистаном Синьцзян-Уйгурского автономного района только набирала обороты.

В те годы из Таджикистана в Китай поставлялось стратегическое сырье - хлопок и главным образом алюминий, производимый на построенном при СССР заводе в Турсунзаде. Торговый баланс Таджикистана с КНР складывался в пользу Душанбе.

В начале XXI века ситуация кардинально поменялась. По статистическим данным в период 1999–2004 годов, экспорт из Таджикистана в КНР увеличился в два раза, а импорт из Китая возрос в 22 раза. По данным таможенного комитета Таджикистана, страна в 2004 году импортировала из КНР только белья на сумму более полутора миллионов долларов. По результатам 2004 года у Таджикистана сложился торговый баланс с отрицательным сальдо более $50 миллионов в пользу КНР - сумма очень внушительная для небольшой таджикской экономики.

Массированная экономическая экспансия Китая в Таджикистан началась именно с 2004 года, когда китайцы завершили строительство дороги в районе перевала Кульма. Современная автотрасса, в некоторых местах проходящая на высоте более 4000 метров над уровнем моря, значительно упростила экономические связи - затраты на транспортировку груза между двумя соседними странами сократились почти в три раза.

С советских времен в Таджикистане сохранялся «Таджикпотребсоюз» - действующее еще по советским лекалам кооперативное торговое предприятие, объединявшее тысячи магазинов и рынков по всей стране. В 2005 году, сразу после открытия автотрассы в КНР, «Таджикпотребсоюз» заключил с Китаем сделку на рекордную для Таджикистана сумму в $1 миллиард.

По договору таджикские кооператоры обязались в ближайшие десять лет закупать у предприятий китайского Синьцзяна одежду, предметы ширпотреба, сельхозпродукты, стройматериалы, механизмы и другие товары. В ответ китайская сторона обязалась построить в Таджикистане новые перерабатывающие предприятия и новую инфраструктуру для магазинов и рынков.

Открытие удобной и относительно дешевой коммуникации с Китаем породило в Таджикистане всплеск «челночной торговли». Количество людей, занятых в таком частном «бизнесе» и зарабатывающих на перепродаже китайских товаров, по примерным оценкам быстро достигло около 70 тысяч человек, то есть почти процент от всего населения Таджикистана.

Алюминиевый завод в Таджикистане, 1996 год

Уже в 2008 году по местной статистике из всей одежды и бытовой техники, проданной на территории Таджикистана, 96% составили товары made in China . С 2002-го по 2009 год товарооборот между Таджикистаном и КНР вырос в 100 раз, прежде всего за счет массового импорта китайской продукции. Даже мука, ранее поставлявшаяся в основном из России и Казахстана, не выдержала конкуренции, и многие районы на востоке Таджикистана перешли на муку из КНР.

«Инвестиции в обмен на природные ресурсы»

К 2005 году Россия в обмен на 201-ю военную базу и комплекс космического слежения «Нурек» реструктурировала, то есть фактически простила Таджикистану значительную часть долгов. Одновременно Международный валютный фонд также списал большую часть таджикской задолженности, образовавшейся за 90-е годы. Таджикистан удачно скинул значительную часть долгового бремени, но, оставаясь бедной страной, был вынужден искать новые источники кредитов - ни Россия, ни международные финансовые структуры давать в долг уже не спешили.

Китай к тому времени не только построил необходимую транспортную инфраструктуру для связи с Таджикистаном, но и убедился в прочности режима безальтернативного президента Рахмонова. Если раньше КНР осторожно ограничивалась очень небольшими, скупыми кредитами, то после 2005 года именно Пекин становится главным источником кредитных денег для Душанбе.

Уже в 2006 году Китай предоставляет таджикскому соседу три первых больших кредита на общую сумму свыше $600 миллионов. К 2012 году долги перед КНР составляют уже 41% внешнего госдолга Таджикистана.

Китай предоставлял свои кредиты формально без каких-либо политических условий. Официальному Душанбе это тем более было приятно после кредитов МВФ, традиционно сопровождавшихся риторикой об углублении демократии. Но при этом значительная часть китайских кредитов выделялась на проекты, фактически служащие стратегическим интересам Китая.

Например, значительная часть кредитных средства пошла на строительство и реконструкцию дорог и иных коммуникаций, связывающих основные города и районы Таджикистана с автомобильной трассой в Китай. Эти дороги, тоннели, мосты и электролинии еще теснее привязывали таджикскую экономику к китайской. Одно из ключевых условий кредитования - строительством должны были заниматься именно китайские компания.

Рост экономической и финансовой зависимости от Китая закономерно обернулся новым исправлением таджикской границы. В январе 2011 года парламент Таджикистана проголосовал за передачу КНР более тысячи квадратных километров в районе Сарыкольского хребта на Восточном Памире. Уже в октябре 2011 года эта территория была передана под юрисдикцию Китая.

В мае 2013 года в СМИ появились противоречивые сообщения, что Китай в одностороннем порядке занял своими войсками некоторые спорные приграничные участки в горах Памира. Появились слухи, что Таджикистан под видом учений направил в этот район армейские части и военную технику. Впрочем, обе страны официально опровергали какие-либо сведения о подобных инцидентах. Кто фактически контролирует эти труднодоступные высокогорные районы - неясно до сих пор. А растущая экономическая зависимость Таджикистана от Китая не позволяет Душанбе публично выступать против Пекина даже в случае реальных осложнений межгосударственных отношений.

Прямые инвестиции Китая в Таджикистан остаются очень скромными, по объемам на порядок уступая китайским кредитам. Инвесторы и кредиторы из КНР тщательно избегают вложений в те производящие и перерабатывающие предприятия Таджикистана, которые являются или могут стать потенциальными конкурентами китайской промышленности.

В основном инвесторов из Китая интересует горнодобывающие отрасли Таджикистана. Единственное в республике предприятие по добыче и аффинажу (очистке) золота «Таджикский золоторудный комбинат» в 2007 году купила крупнейшая в Китае золотодобывающая компания Zijin Mining Group Ltd. Крупнейшее месторождение свинца и цинка в Центральной Азии - таджикский рудник Алтын-Топкан на границе Таджикистана с Узбекистаном - принадлежит Китайской горнорудной компании.

На территории 201-ой военной базы в Таджикистане, 2008 год

Последние несколько лет экономическое взаимодействие Таджикистана с Китаем происходит по схеме недавно прямо озвученной таджикским послом в КНР Рашидом Алимовым - «инвестиции в обмен на природные ресурсы». Характерным примером тут будет строительство китайской корпорацией Tebian Electric Apparatus электростанции в Душанбе в обмен на передачу прав по добыче ископаемых на территории Айнинского района Согдийской области на севере Таджикистана. В этом районе добывают уголь, сурьму и драгметаллы. Здесь сосредоточено 10% мировых запасов сурьмы - химического элемента, без которого не может обойтись современная электротехническая промышленность. Корпорация Tebian Electric Apparatus как раз является одним из основных производителей электроники в Китае.

Денежный насос из России в Китай

В обмен на китайские промышленные товары всего спектра Таджикистан может предоставить исключительно алюминий, хлопок и содержимое своих недр. При этом КНР уже давно занимает прочные позиции, как в хлопкоперерабатывающей, так и в горнорудной промышленности Таджикистана.

Но роль китайского капитала неуклонно растет даже в сферах, которые ранее традиционно контролировались Россией. Так в 2008 году Китай перехватил у «Русала» контракты на строительство в Таджикистане двух заводов по производству фтористого алюминия и криолита - продуктов, без которых не может обойтись современное алюминиевое производство. Это позволит Китаю косвенно влиять на функционирование Таджикского алюминиевого завода, главного экспортного предприятия страны, заметного производителя алюминия в Азии.

В 2013 году экспорт в Китай продукции из Таджикистана составил около $90 миллионов, в то время как импорт из Китая превысил $400 миллионов. Для покрытия торгового дисбаланса Таджикистану, точнее, его населению, приходится искать источники за пределами своей страны.

Сам Китай, мягко говоря, не испытывает дефицита рабочей силы. Окружающие Таджикистан азиатские республики бывшего СССР также по многим причинам не могут предоставить таджикам ни рабочих мест, ни источников доходов. В этих условиях таким источником стала Россия.

Уже в начале XXI века число граждан Таджикистана, легально и нелегально работающих в России, оценивалось от 450 до 650 тысяч человек. С тех пор по статистике Всемирного банка Таджикистан является одним из лидеров среди стран, в которых денежные переводы трудовых мигрантов составляют значительную часть валового внутреннего продукта. В 2008–2010 годах доходы «гастарбайтеров» составляли от 35 до 49% ВВП Таджикистана, каждый год стабильно превышая цифру в $2 миллиарда.

Минимум две трети этой суммы составили переводы таджиков, работающих в России. Здесь граждане Таджикистана уступили только узбекам, гражданам самой населенной среднеазиатской республики бывшего СССР. По данным Центробанка РФ, сумма денежных переводов из России в Таджикистан в 2013 году превысила $4 миллиарда (сумма обратных переводов из Таджикистана в РФ составила около полумиллиарда).

Эта статистика наглядно показывает, что источником покрытия трехсот с лишним миллионов долларов дефицита в торговле Таджикистана с Китаем стала Россия. Таджикские гастарбайтеры зарабатывают деньги, составляющие минимум треть ВВП Таджикистана, а заработанное тратят уже на родине, где 90% промышленных товаров широкого и ежедневного потребления имеют китайское происхождение.

Этот «насос» с успехом работает уже второе десятилетие, гарантируя российским собственникам прибыли от дешевой рабочей силы, таджикским гражданам - возможность поддерживать приемлемый уровень жизни обменом российских зарплат на доступные китайские товары, а растущей промышленности и всей экономике Китая - дополнительный источник внешнего финансирования. Текущая действительность не дает никаких оснований предполагать, что эта экономическая модель будет меняться в ближайшем будущем.

Китай и Таджикистан официально урегулировали территориальный спор. Парламент среднеазиатской республики ратифицировал договор о демаркации и делимитации границы, сообщает «Азия-плюс». Китаю отошел спорный участок около 1 тысячи кв. км в Восточном Памире, на высоте 5 тысяч метров над уровнем моря. Глава МИДа Таджикистана Хамрохон Зафири назвал ратификацию договора «великой победой таджикской дипломатии».

Территориальные споры между Китаем и бывшими территориями Российской империи и СССР уходят корнями в XVII век. Несмотря на заключение Нерчинского договора между Россией и Китаем, согласно которому граница между государствами проходила по реке Амур, на протяжении следующих столетий стороны неоднократно пытались изменить условия этого соглашения. Ослаблением Китайской империи в XIX веке воспользовалась Россия, заключив выгодный для нее Ливадийский договор 1879 года. Но императорский Китай отказался признать его, посол, подписавший его, подвергся на родине гонениям, а Пекин стал готовиться к войне с Россией. Но в итоге Россия пошла на ряд уступок, и стороны заключили между собой в 1881 году Петербургский договор, который тем не менее не совсем четко определял границы между государствами. Целый ряд территорий, вошедших в состав России, а затем СССР, китайцы продолжали считать своими и с распадом единой страны поспешили предъявить на них свои права.
С распадом Советского Союза Китай выдвинул целый ряд территориальных претензий молодым среднеазиатским государствам и России. И добивался от них уступок: Казахстан уступил Китаю 407 кв. км, Киргизия обошлась 12 кв. км. Некоторые эксперты по Китаю указывают на то, что внешнеполитическая концепция Пекина предусматривает, что все земли, когда-либо входившие в состав китайского государства, считаются «утраченными». Поэтому в долгосрочной перспективе Китай может выдвинуть новые требования к своим соседям.

Претензии к Таджикистану со стороны китайских властей были достаточно обширными. Первое соглашение о спорных территориях было заключено в 1999 году, Таджикистан сохранил спорный участок в районе перевала Карзак, но уступил Китаю около 200 кв. км. Сейчас решилась судьба другой спорной территории: из 28 тысяч кв. км, на которые претендовал Китай, к нему отошли 3%, 1 тыс. кв. км в Восточном Памире.
Таджикская оппозиция настаивала на том, что передача территорий Китаю противоречит законам Конституции страны, которая гласит, что территория государства является единой и неделимой.
Глава МИД Таджикистана Хамрохон Зарифи напротив, посчитал заключение договора «великой победой таджикской дипломатии». «Спорные территории охватывали около 28,5 тыс. квадратных километров территории нынешнего Таджикистана, что составляет почти 20% территории нашей страны, — напомнил глава внешнеполитического ведомства депутатам. — После подписания протокола из этих спорных территорий Китаю отходит около 3%».

Попов Дмитрий Сергеевич – кандидат юридических наук,

руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ (Екатеринбург)

Китай уверенно превращается в ведущего торгово-экономического партнера Таджикистана. Однако экономические отношения двух стран нельзя назвать безоблачными и тем более равноправными, что создает для Душанбе новые и пока недооцененные риски.

Таджикистан был одним из первых в регионе, кто стал осваивать предлагаемые Пекином финансовые ресурсы. Процесс пошел особенно активно с середины 2000-х годов, к чему тогда располагали многие объективные обстоятельства. Фактически были свернуты масштабные инвестиционные проекты с участием российской стороны в гидроэнергетике и алюминиевом производстве. Все большую обеспокоенность у Душанбе вызывал риск идеологического вмешательства Ирана во внутренние дела республики по мере укрепления его позиций в таджикской экономике. Соседний Узбекистан ужесточил политику транспортно-экономической изоляции. Появились трудности при получении помощи со стороны мировых финансовых институтов, в частности МФВ, который в 2008 г. обвинил Душанбе в подтасовке показателей социально-экономического развития. США и европейские страны, в принципе, не проявляли интереса к экономическому сотрудничеству с Таджикистаном, за исключением, разве что, строительства мостов и другой инфраструктуры, связывающей республику с Афганистаном. Выпуск гособлигаций и займы на международных рынках свободного капитала были также, по сути, невозможны для Душанбе. В таких условиях для одной из беднейших постсоветских республик Китай оказался как никогда востребованным партнером.

Межгосударственные и межправительственные контакты стали носить интенсивный характер и дополняться систематическими визитами в Душанбе региональных делегаций, преимущественно, из СУАР КНР. Однако, несмотря на многочисленные официальные связи, взаимоотношения между властями Таджикистана и Китая остаются непрозрачными и порождают множество слухов. Китайский капитал в республике предпочитает вести работу кулуарно, непосредственно с местными элитами, где сложились мощные группы, лоббирующие интересы Пекина, в том числе контролирующие поставки китайского ширпотреба на таджикские рынки. Популярными среди многих таджикских чиновников и предпринимателей стали в последнее время поездки в КНР на лечение и отдых.

В экономическом отношении усилия КНР сосредоточены на получении доступа к природным ресурсам Таджикистана (прежде всего, драгоценным и редкоземельным металлам) и расширении рынка сбыта товаров для своего Синьцзян-Уйгурского автономного района. Правительство Республики Таджикистан, в свою очередь, видит в восточном соседе источник финансовых вливаний и ожидает от него помощи в преодолении транспортно-коммуникационной изоляции, в которой страна оказалась после распада СССР.

Основным инструментом проникновения Китая в таджикскую экономику стало широкомасштабное льготное кредитование. После того, как в середине 2000-х годов в результате реструктуризации задолженности перед Россией (299,7 млн дол.) и списания задолженности МВФ (99 млн дол.), внешний долг Таджикистана сократился с 66,3 до 30,2% ВВП, власти республики посчитали возможным вновь расширить коридор внешних заимствований. В 2006 г. правительство республики одобрило получение от КНР трех концессионных товарных кредитов на внушительную для Таджикистана сумму в 603 млн дол. В результате задолженность Душанбе перед Китаем на начало 2012 г. выросла до 878,5 млн дол. и превысила 41 % всего внешнего долга республики, составившего в это время 2,124 млрд. Далеко позади по данным показателям остались прежние главные кредиторы Таджикистана – Всемирный банк и Азиатский банк развития.

Пекин выделяет Таджикистану так называемые «дешёвые» кредиты на льготных условиях и на срок до 20 и более лет, которые на фоне труднодоступности ликвидных российских и западных финансовых ресурсов практически не имеют альтернативы. Возможность использовать их для быстрого решения насущных социально-экономических задач заставляет руководство Таджикистана постоянно наращивать долг перед Китаем. В течение 3-х лет (с 2009 по 2011 гг.) он стабильно увеличивался в среднем на 275 млн дол. в год. Этот путь развития экономики при отсутствии в стране благоприятных условий для частных и государственных иностранных инвестиций представляется глубоко порочным, поскольку лишь создаёт обманчивое впечатление быстрого роста основных макроэкономических показателей и, по оценкам специалистов, ведёт к формированию долговой зависимости.

Что же касается прямых инвестиций, то китайские банки и корпорации явно неохотно идут с ними в таджикскую экономику, практически полностью отдавая приоритет разнообразным кредитным схемам. По некоторым подсчетам из 640 млн дол., вложенных китайцами в Таджикистан к 2008 г., только 36-50 (по разным оценкам) млн пришлось на прямые капиталовложения. Лидером по показателям прямых инвестиций в экономику республики по-прежнему остается Москва.

Россию не может не беспокоить быстро растущий внешний долг Душанбе перед КНР, поскольку Кремль рассматривает Таджикистан наряду с Киргизией в качестве потенциального кандидата на вступление в Таможенный союз и ЕЭП. В этой связи для России крайне важны такие макроэкономические показатели Таджикистана как отношение внешнего долга к ВВП (по независимым оценкам, свыше 40%) и дефицит государственного бюджета. Тем более, крайне важен размер долговых обязательств перед Китаем как государством, объективно не заинтересованным в повышении таможенных пошлин на свою продукцию, что предусматривает присоединение республики к ТС. Кроме того, в Таджикистане, где открыты два крупных рынка (вещевой и стройматериалов) наблюдаются процессы, ранее более характерные для соседней Киргизии и связанные с ростом числа граждан, занятых в челночной торговле с Китаем. Теперь не только Бишкек, но и Душанбе, обсуждая с российскими представителями перспективы подключения к ТС, говорят о необходимости учитывать интересы почти 70 тыс торговцев и посредников, зарабатывающих на перепродажах китайских товаров.

Не менее важно и то, что рост государственной задолженности может привести к корректировке политического курса Душанбе. Усиление кредитной зависимости Таджикистана от КНР облегчает доступ китайских корпораций к природным богатствам и экономическим активам республики, одновременно делая республику более «сговорчивым» партнером при решении деликатных вопросов двусторонних отношений – как это было в январе 2011 г., когда Таджикистан ратифицировал протокол о делимитации и демаркации границы с Китаем, уступив последнему более 1 тыс кв. км спорных территорий на Восточном Памире. По всей видимости, с учетом отсрочки, предоставленной Душанбе по начальным китайским кредитам, таджикская сторона должна приступить к первым большим выплатам Китаю уже в ближайшие годы. Не исключено, что это может привести к образованию своего рода крена в «многовекторной» политике Таджикистана в сторону КНР.

Интересно, что в таджикских общественно-политических кругах бытует мнение, будто Таджикистан в будущем сможет отказаться от выплат по долгам, сославшись на свою несостоятельность. Однако, вероятнее всего, в Пекине предвидят именно такую возможность. Китай будет интересовать не возврат собственно денежных средств, которые во многом и так работали на интересы его компаний, но, прежде всего, доступ к активам таджикских предприятий и месторождениям полезных ископаемых. Одним из возможных вариантов списания долгов в этом случае станет формула, которую чрезвычайный и полномочный посол Таджикистана в Китае Рашид Алимов обозначил как «инвестиции в обмен на природные ресурсы». Она, строго говоря, уже реализуется в Таджикистане, где китайская корпорация ТВЕА к 2013 г. должна возвести Душанбинскую ТЭЦ мощностью 270 МВт и стоимостью около 200 млн дол., получив взамен права на разработку в Таджикистане одного из угольных месторождений.

Кредитные средства выделяются Пекином через Экспортно-импортный банк КНР и «осваиваются» китайскими компаниями (Sinohydro, Китайская железнодорожная строительная корпорация (CRCC), China Road, Tebian Electric Apparatus (ТВЕА), Zijin Mining Group, Национальная компания тяжелого машиностроения Китая (CHMC) и др.), которые работают в республике с привлечением собственной техники и рабочей силы. Китайский капитал избирательно подходит к выбору инвестпроектов, избегая вкладывать деньги в производящие и перерабатывающие мощности, способные в будущем составить конкуренцию производителям из КНР. Таким образом, Китай использует эффективную систему поддержки собственного экспорта, чего так не хватает России, совсем недавно приступившей к ее формированию в условиях вступления в ВТО.

Главными направлениями кредитования китайская сторона определила горнодобывающую отрасль и инфраструктуру республики, которую Пекин стремится переориентировать на Восток.

В первом случае к крупнейшим проектам можно отнести добычу свинца и цинка Таджикско-китайской горнопромышленной компанией, разрабатывающей минеральное месторождение «Алтын-Топкан» у города Кайраккум в Согдийской области Таджикистана; а также добычу золота китайской корпорацией «Zijin Mining Group», которая в 2007 г. выкупила бывший Таджикский золоторудный комбинат (ТЗРК) близ г. Пенджикента.

В свою очередь, приоритетом китайского транспортного строительства в Таджикистане является автомобильный коридор по маршруту «Душанбе – Куляб – Калай-Хумб – Хорог – Мургаб – Кульма – Кашгар», который должен связать основные таджикские города с коммуникационной системой Северо-Западного Китая. Реконструируя и создавая дорожную сеть, тоннели, и терминалы, «мировая фабрика» формирует, прежде всего, удобные каналы поставки собственной продукции в республики ЦА и тем самым расширяет свои рынки сбыта. Показательно, что после открытия в 2004 г. на границе двух государств пункта пропуска «Кульма-Карасу» и высокогорного участка дороги «Мургаб − Кульма − Каракорум» между таджикским ГБАО и китайским СУАР, взаимный товарооборот Таджикистана с Китаем за несколько лет вырос с практически нулевых отметок (не считая реэкспорта из Киргизии) до более чем 663 млн дол., по официальным таджикским сведениям 2011 г. Хотя не исключено, что объем товарооборота с учетом т.н. «челночной» торговли, которая учитывается китайской статистикой, может значительно превышать здесь 1 млрд дол., а это уже означало бы превращение Китая в главного торгового партнера республики, которым, по таджикским данным, пока является Россия. До 70% товарооборота при этом приходится на торговлю с СУАР КНР. В планах Таджикистана и Китая – вчетверо увеличить взаимный товарооборот в ближайшие пять лет, в частности за счет обеспечения круглогодичного режима работы высокогорного пункта «Кульма-Карасу».

Обсуждаются и два крупных железнодорожных проекта, способных в случае реализации принципиально поменять геополитическую ситуацию в Таджикистане и закрепить его в орбите влияния КНР. Перспективы первого проекта (Иран – Афганистан – Таджикистан – Китай) упираются в слабое экономическое обоснование и сильную дороговизну, а главное – в позицию Вашингтона, стратегически не заинтересованного в укреплении роли Ирана в регионе и в диверсификации его коммуникаций. Кроме того, Китай уже имеет «железнодорожный вход» в ЦА на границе с Казахстаном, совместно с которым активно вкладывается в расширение пропускной способности местных трансграничных участков и пропускных пунктов.

Второй проект связан с разработкой китайцами одного из крупнейших в мире месторождений меди «Айнак» в 35 км от Кабула, тендер на которое они выиграли в 2007 г. По контракту, китайские недропользователи должны проложить к афганскому месторождению железную дорогу. В Пекине рассматривают два варианта такой магистрали – через Таджикистан и через Пакистан. Надо признать, что маршрут через Пакистан (Хавелиан) может оказаться для Китая более привлекательным, т.к. вписывается в его стратегическую задачу по прокладке железной дороги из западных китайских провинций через территорию Пакистана к порту Гвадар и получению выхода к Персидскому заливу и Аравийскому морю.

Таким образом, именно кредитная политика, подкрепленная персональной работой с элитами, является основным инструментом продвижения интересов Китая в Таджикистане. Она вполне обоснована, учитывая низкую платежеспособность Таджикистана и имеющиеся здесь трудности у прямых инвесторов с возвратом вложенных средств (об этом красноречиво свидетельствует опыт построенной Россией Сангтудинской ГЭС-1). Механизм межгосударственных займов позволяет Пекину «загрузить» китайские компании таджикскими проектами, обеспечив их живыми деньгами из собственных госрезервов и параллельно распределить избыточную для Китая денежную массу за пределами КНР, снижая тем самым инфляционные риски. Направление кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры между находящимся в коммуникационном тупике Таджикистаном и СУАР КНР обеспечивает продвижение китайской продукции на таджикский рынок и развитие промышленности Северо-Западных провинций Китая.

Китай, по всей видимости, намерен придерживаться избранного кредитного курса и в дальнейшем. По крайней мере такой вывод следует из заявления председателя КНР Ху Цзиньтао, который еще в августе 2008 г. в ходе своего визита в Душанбе указал на возможность предоставления Таджикистану дополнительно около 400 млн дол. льготных кредитов. Всего же, по словам Вафо Ниятбекова − аналитика Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана, «Китай заявил о намерениях вложить 3 млрд дол. в экономику Таджикистана», хотя официальными источниками эта сумма не подтверждается.

Безусловно, модель, когда деньги, заработанные таджикскими трудовыми мигрантами в России, идут на приобретение потребительских товаров, произведенных в Китае, нельзя назвать перспективной, но она дает возможность республике, практически не имеющей промышленности и изолированной внутри континента, поддерживать текущий уровень жизни населения и сохранять внутреннюю стабильность. Надо признать, что в этом есть и позитивная роль Китая.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!